Использование при разработке программ технологии модульного обучения и разработка модульных образовательных программ Модули ОП.

СТАНДАРТ 2.

РАЗРАБОТКА, УТВЕРЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ

Имеются ли в вузе правила разработки и утверждения ОП, включающие процесс администрирования, реализации и оценки их эффективности. Описать, как разрабатываются и утверждаются ОП.

Утверждение образовательной программы включает следующие этапы: разработка и обсуждение образовательной программы, осуществление рецензирования образовательной программы, пересмотр образовательной программы для учета предложений и замечаний, сформулированных работодателями и другими стейкхолдерами, обсуждение образовательной программы, рекомендация к утверждению, процедура утверждения.

Модульная образовательная программа, обеспечивающая реализацию индивидуальной образовательной траектории обучающихся, разрабатывается кафедрой профессиональной иноязычной коммуникации. В основу модульной образовательной программы положена разработанная в университете модель выпускника для каждой образовательной программы. Верификация и валидация модели выпускника проходит посредством экспертной оценки, осуществляемой работодателями и потребителями.

На подготовительном этапе ППС и заведующий кафедрой выявляют основные требования к содержанию дисциплин модуля и формируемым компетенциям, с учетом Дублинских дескрипторов, определяют междисциплинарные связи для формирования модуля и компетенций, согласуют с профессиональными и отраслевыми стандартами, требованиями рынка труда и работодателей к будущим специалистам. ППС кафедры вносят заведующему свои предложения по формированию модулей в соответствии с целями и задачами дисциплин с указанием результатов обучения модуля, объема и продолжительности.

ОП утверждаются ректором университета на основании решения Ученого совета после одобрения УМС.Действующие образовательные программы формируются на основе принципа непрерывности и преемственности с целью эффективного внедрения европейской модели разработки образовательных программ.

Процесс формирования образовательных программ с учетом потребности и удовлетворенности рынка труда состоит из планирования, организации, анализа, мониторинга и т.д. При организации процесса обучения учебно-методический совет координирует мониторинг устойчивого развития образовательных программ. Ежегодно планируется постоянное совершенствование образовательной траектории.

Реализация образовательной программы специальности «5В0119-иностранный язык: два иностранных языка» осуществляется на основе перечня учебно-методической документации, включающего:

- Государственный образовательный стандарт по специальности;

- Типовой учебный план специальности;

- Типовые учебные программы дисциплин специальности;

- Рабочий учебный план по специальности, разработанный УМО университета на весь период обучения;

- Рабочая учебная программа дисциплин специальности;

- Рабочая программа производственных практик.

- Модульная образовательная программа

Структура ОП.

Структура ОП представлена различными видами учебной работы, определяющих содержание и отражает их соотношение, измерение и учет.

Образовательные программы модуляризованы, так как применяемый комплексный подход, основанный на модульном принципе формирует как образовательную программу, так и учебные планы, что дает возможность повышению эффективности результатов обучения.

В структуре модульной образовательной программы бакалавриата 3 модуля: модуль общеобразовательных дисциплин (МОД), модуль профессиональных дисциплин(МПД) и модуль специальных дисциплин(МСД)

На модуль общеобразовательных дисциплин отводится 24 ECTS, т.е. 10 % содержания ОП. В данный модуль включены следующие дисциплины: история независимого Казахстана, казахский (русский) язык, иностранный языкВ-1, компьютерные науки, артобразование, экономика и бизнес, философия образования.

На модуль профессиональных дисциплин отводится 60ECTS, т.е. 25 % содержания ОП, в данный модуль включены следующие дисциплины: педагогика, психология, педагогический менеджмент, педагогическая риторика, инклюзивное образование, возрастная физиология и школьная гигиена, методы исследования, иностранный язык В-2, практика-1, практика-2, практика-3.

На модуль специальных дисциплинотведено 144 ECTS, т.е. 60 % содержания ОП.

На написание дипломной работы отводится 12 ECTS, т.е. 8% содержания ОП.

Таблица 1. Структура модульной образовательной программы

Наименование модулей и дисциплин ESTC Семестр
МОД 1 Модуль общеобразовательных дисциплин    
КОД 1.1 Компонент обязательных дисциплин  
1.1.01 История независимого Казахстана
1.1.02 Казахский (русский) язык
1.1.03 Иностранный язык – В1
1.1.04 Компьютерные науки
1.1.05 Артобразование
1.1.06 Экономика и бизнес
1.1.07 Философия образования
МПД 2 Модуль профессиональных дисциплин  
КОД 2.1 Компонент обязательных дисциплин    
2.1.01 Педагогика
2.1.02 Психология
2.1.03 Педагогический менеджмент
2.1.04 Педагогическая риторика
2.1.05 Инклюзивное образование
2.1.06 Возрастная физиология и школьная гигиена
2.1.07 Методы исследования
2.1.08 Иностранный язык –В2
2.1.09 Практика-1
2.1.10 Практика-2
2.1.11 Практика-3
МСД 3 Модуль специальных дисциплин  
КОД 3.1 Компонент обязательных дисциплин  
3.1.01 Базовый основной иностранный язык (В1) 1-2
3.1.02 Базовый основной иностранный язык (В2) 3-4
3.1.03 ОИ Язык для специальных целей (С1) 5-6
3.1.04 ОИ Язык для специальных целей ( С2)
3.1.05 Второй иностранный язык (уровень А1-А2) 3-4
3.1.06 Второй иностранный язык (уровень В1)
3.1.07 Второй иностранный язык (уровень В2) 6-7
3.1.08 Технологии критериального оценивания
3.1.09 Теория фонетики ОИЯ
3.1.10 Теория грамматикиОИЯ
3.1.11 Лексикология ОИЯ
3.1.12 История ОИЯ
3.1.13 Межкультурная коммуникация ОИЯ
3.1.14 Методика преподавания иностранного языка ОИЯ
3.1.15 Методика обучения второму иностранному языку
3.1.16 Введение в языкознание
3.1.17 Профессионально-ориентированный иностранный язык
3.1.18 Дипломная работа (проект)  
КЭД 3.2 Компонент элективных дисциплин  
  Всего кредитов ECTS  
  Дополнительные виды обучения    
  Физическое воспитание 1-4
  Религиоведение
  Мангилик ел

Содержание ОП, ожидаемые результаты обучения, компетенции, соответствующие Дублинским дескрипторам.

Содержаниеобразовательной программы включает:

теоретическое обучение (ООД, ПД,СД); дополнительные виды обучения (физическую культуру, военную подготовку); практическую подготовку (различные виды профессиональных практик); научно-исследовательскую работу; промежуточные и итоговые аттестации.

Теоретическое обучение включает изучение модулей цикла общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин. Каждый модуль содержит перечень обязательных дисциплин и дисциплин по выбору (элективная дисциплина), с указанием количества кредитов, порядка их изучения, видов учебных занятий и форм контроля. Дисциплины обязательного компонента определяются типовым учебным планом, элективный курс определяется вузом самостоятельно;

Профессиональную практику и дополнительные виды обучения - физическая культура, военная подготовка и др.Промежуточную и итоговую аттестации. Итоговая аттестация студентов включает подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности, написание и защиту дипломной работы.

Содержание ОП реализуется через учебные планы и программы.Учебные планы разрабатываются в трех формах: 1) Типовые учебные планы (ТУП), утверждаются уполномоченным органом РК в области образования. В дополнение к ТУПу университет разрабатывает Каталог элективных дисциплин (КЭД).Он состоит из перечня всех дисциплин компонента по выбору с аннотациями.2) Индивидуальные учебные планы (ИУП).3) Рабочие учебные планы (РУП). Учебный план строится по принципу логической последовательности изучения дисциплин и строгого учета пререквизитов. Приложение 2.1

Результаты обучения выражают через компетенции, формируемые на основании ГОСО специальности, требований работодателей и на основе Дублинских дескрипторов (Академическая политика вуза. Приложение 1). В формулировании результатов обучения учавствуют преподавателии работодатели. При этом преподаватели используют свои знание и опыт, работодатели – требования рынка труда. Преподаватели на основе ГОСО и типовых программ разрабатывают рабочие учебные программы (силлабусы) по дисциплинам специальности.

В силлабусах описывают компетенции, которые приобретают обучающиеся.Обучающиеся реализуют свои образовательные потребности, формируя индивидуальный учебный план. В него включаяся дисциплины из типового учебного плана и каталога элективных дисциплин, в котором также описаны приобретаемые компетенции.С типовым учебным планом и каталогом элективных дисциплин по специальности основные потребители – ППС и обучающиеся, могут ознакомиться на http://www.kaznpu.kz/ru/.

Выпускники в ходе освоения аккредитуемой ОП приобретают следующие универсальные (общекультурные) компетенции:

2.1.1 способен к формированию и объективной оценке личностного уровня притязаний, а также владеет навыками повышения уровня интеллектуального развития обучающихся;

2.1.2 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

2.1.3последовательно и грамотно формулирует и высказывает свои мысли на родном языке, владеет навыками устной и письменной речи на казахском (русском), иностранном языках для работы с научными текстами и публичных выступлений;

2.1.4 использует знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов;

2.1.5 использует основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; владеет навыками работы с компьютером, в том числе в глобальных компьютерных сетях;

2.1.6 способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

2.1.7 владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

2.1.8 осознает принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;

2.1.9 способен к формированию навыков здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий.

Выпускники приобретают следующие профессиональные компетенции (ПК):

2.2.1 способен моделировать учебно-воспитательный процесс и реализовывать в практике обучения;

2.2.2 способен использовать средства учета общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, знает особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

2.2.3 владеет качественными и количественными методами психологических и педагогических исследований;

2.2.4 способен использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

2.2.5 способен использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, а также образовательных программ для обучающихся разных уровней образования;

2.2.6 владеет способами организации различных видов деятельности детей;

2.2.7 владеет способами организации совместной деятельности и межличностных взаимодействий субъектов образовательной среды;

2.2.8 понимает высокую социальную значимость профессии, соблюдает принципы профессиональной этики;

2.2.9 владеет способами организации профессиональной деятельности в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной структуры общества, а также закономерности и принципы национального воспитания;

2.2.10 способен участвовать в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

2.2.11 способен использовать в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

2.2.12 владеет методикой критического мышления;

2.2.13 разделяет ценности и убеждения инклюзивного образования.

2.2.14способен наобучение, ориентированное на результат и мобильность которые помогут обучающимся развивать компетенции необходимые им для адаптирования к меняющемуся рынку труда, и которые позволят им стать активными и ответственными гражданами.

Выпускники приобретают следующие предметные компетенции:

2.3.1 владение знаниями в области технологии общения на родном и иностранном языках, стратегиями коммуникаций, умениями и навыками конструктивного диалога, использовать на должном уровне языкового материала в общении в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе (использовать устные, письменные и экстралингвистические способы и формы коммуникативно-речевой деятельности);

2.3.2 знание тенденций развития языка, традиций, норм социокультурного поведения, принятых в стране изучаемого языка;

2.3.3владение знаниями в области педагогической инновации, педагогических технологий, умениями и навыками поиска, оценки, отбора и использования педагогических технологий, быть способным к новаторству, стремиться к совершенству педагогического мастерства;

2.3.4 преподавание двух иностранных языков с учетом возрастных и личностных особенностей обучающихся;

2.3.5 разработка обучающих программ, методик самообразования в овладении и преподавании инностранных языков;

2.3.6 редактирование, лингвистический анализ и экпертиза текстов различных стилей и жанров на инностранных языках.

Использование при разработке программ технологии модульного обучения и разработка модульных образовательных программ Модули ОП.

Для повышения эффективности результатов обучения, обновления содержания и обеспечения его качества в соответствии с требованиями современного рынка труда в университете используется комплексный подход формирования образовательных программ, основанный на модульном принципе.

Методологической основой модульного обучения выступают принципы, методика и порядок разработки модульных образовательных программ, изложенные в разделе «Модульные образовательные программы» Академической политики КазНПУ имени Абая.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объем которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся.

Модульные образовательные программы (МОП) разрабатываются в контексте компетентностной модели подготовки специалистов для всех уровней образования по всем специальностям и формам обучения в соответствии с государственным общеобязательным стандартом высшего и послевузовского образования по объему кредитов в разрезе циклов дисциплин (ООД, ПД, ДВО) и учебных дисциплин обязательного компонента. Допускается увеличение объема дисциплин обязательного компонента за счет дополнительных видов обучения.

Основными документами, регламентирующими разработку модулей, являются:

- Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080;

- ТУПы соответствующей специальности;

- Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом МОН РК от 20 апреля 2011 года № 152 (с изменениями и дополнениями), приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 2 июня 2014 года № 198.

Содержание модулей разрабатывается преподавателем или группой преподавателей в соответствии с целями и задачами составляющих его дисциплин с указанием объема, продолжительности, результатов обучения, формы итогового контроля. Приложение 2.2

Соответствие содержания образовательных программ по обязательному компоненту требованиям ГОСО и типового учебного плана.

Содержание ОП 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка по обязательному компоненту соответствует требованиям ГОСО РК и типового учебного плана. РУПы содержат все дисциплины обязательного компонента ТУПов ГОСО. Содержание и структура образовательной программы 5В011900-Иностранный язык: два иностранных языка соответствует государственному общеобязательному стандарту высшего и послевузовского образования и реализуется через рабочие учебные планы и рабочие учебные программы, единые для всех форм обучения. В целях повышения эффективности результатов обучения в университете применяется комплексный подход, основанный на модульном принципе формирования как образовательных программ, так и учебных планов по всем уровням образования.

Этот процесс регламентируется процедурами СМК КазНПУ имени Абая «Разработка нормативно-правовых документов, учебной и учебно-методической литературы, «Учебно-методическая работа», «Планирование учебного процесса», «Организация учебного процесса», «Оценка знаний», «Положение о проведении текущего, промежуточного, итогового контроля знаний обучающихся», «Положение о рейтинговой системе оценки учебных достижений обучающихся», «Управление самостоятельной работой обучающихся» (бакалавриат)».

Соответствие структуры и содержания рабочих учебных планов типовым учебным планам и каталогу элективных дисциплин.

Структура и содержание РУПов специальности 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка полностью соответствуют ТУП и КЭД специальности.

Всего за отчетный период для обучающихся по специальности 5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка предложено 31 элективных дисциплин.Рабочий учебный план ОП «5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка разрабатывается в соответствии с утвержденным перечнем процедур СМК университета ПРО КазНПУ 0704-15 «Планирование учебного процесса».

Рабочие учебные планы ОП:

1. 2011-2012 учебный год по специальности 5В011900-Иностранный язык: два иностранный языка (4-х годичное обучение) утвержденный на заседании Ученого Совета университета от 26.08.2011г. протокол №1;

2. 2013-2014 учебный год по специальности 5В011900-Иностранный язык: два иностранный языка (4-х годичное обучение) утвержденный на заседании Ученого Совета университета от 24.09.2013г. протокол №1;

3. 2014-2015 учебный год по специальности 5В011900-Иностранный язык: два иностранный языка (4-х годичное обучение) утвержденный на заседании Ученого Совета университета от 24.06.2014г. протокол №10;

4. 2015-2016 учебный год по специальности 5В011900-Иностранный язык: два иностранный языка (4-х годичное обучение) утвержденный на заседании Ученого Совета университета от 30.06.2015г. протокол №10.

2.2.7 Реализация в ОП профессиональной практики: виды, объемы (кредиты), базы, организация, результаты, эффективность

ОП «5В011900 – Иностранный язык: два иностранных языка» включает обязательное прохождение практик. Практика нацелена на закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и компетенций, опыта самостоятельной работы. Практика способствует пробуждению творческой инициативы, направленной на решения конкретных задач образования и науки.

Проведение практик обучающихся высших учебных заведений регламентировано ГОСО РК «Профессиональная практика» (Дата введения 2009.09.01) и внутренним нормативным документом «Профессиональная практика». Основное содержание этих документов размещено на веб-сайте университета http://www.kaznpu.kz/ru/1122/page/

Сроки проведения практики устанавливаются университетом в соответствии с учебным планом и академическим календарем, с учетом возможностей баз практики.Направление обучающихся на все виды практик оформляется приказом ректора университета с указанием сроков прохождения практики, базы практики и руководителя практики.

В качестве руководителей практики назначаются профессора, доценты, опытные преподаватели хорошо знающие специфику профессии и деятельность баз практики.

Руководитель практики до начала практики организует необходимую подготовку обучающихся к практике, проводит консультации в соответствии с программой практики, осуществляет контроль хода прохождения практики, производит проверку отчетов обучающихся по практике, представляет на кафедру письменный отзыв о прохождении практики, проводит прием защиты отчетов по практике.

Аккредитуемая ОП содержит различные виды профессиональных практик: учебно-ознакомительная, учебная, педагогическая и производственная (преддипломная). Все виды профессиональных практик обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным Академическоим календарем (с учетом возможностей учебно-производственной базы университета и организаций – без практики) и индивидуальным планом работы в объеме, установленном ГОС высшего и послевузовского образования и ТУПл по специальности. Общий объем всех видов профессональных практик согласно ГОС высшего и послевузовского образования составляет: бакалавриат – не менее 6 кредитов (по специальностям группы «Образование» - от 6 до 20 кредитов).

Целью учебной и учебно-ознакомительной практики является знакомство обучающегося с направлениями деятельности университета, реализуемыми образовательными программами, обучаемой специальностью, видами функциями и задачами будущей профессиональной деятельности.

Целью педагогической практики является закрепление и углубление знаний по общенаучным, культурологическим, психолого-педагогическим, методическим и специальным дисциплинам, а также формирование на основе теоретических знаний педагогических умений, навыков и компетенций. В целом педагогическая практика направлена на соединение общенаучной, дидактической, методической, предметной и психолого-педагогической подготовки.

Целью производственной практики является закрепление ключевых компетенций, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности «Иностранный язык: два иностранных языка».Для подготовки и написания дипломной работы (проекта) проводится преддипломная практика.

Преддипломная практика как по цели, задачам, содержанию, так и по времени проведения может совпадать с производственной практикой.В период преддипломной практики обучающийся осуществляет сбор фактического материала по профессиональной деятельности соответствующей базы практики, практического материала по теме дипломной работы (проекта). Результаты практики используются для написания дипломного проекта (работы).Научное руководство преддипломной практикой осуществляет, как правило, научный руководитель дипломной работы (проекта).Итоги преддипломной практики подводятся на предварительной защите дипломного проекта (работы).

Студенты ОП имеют возможность изучать актуальные проблемы методологии иноязычного образованияи теории иностранного языка, работая над научно-исследовательскими проектами, дипломными работами.

Базами практик являются организации образования, учебно-вспомогательные подразделения вуза, а также организации, соответствующие профилю специальности.

Институтом полиязычного образования заключено в общей сложности 12 договоров с профильными учебными заведениями и организациями г. Алматы. Среди них значатся: школа-гимназия № 148, школа-лицей № 178, школа-лицей № 169, школа-лицей № 131 им. Б.Момышулы, школа-гимназия №140 им. М.Макатаева, лингвистическая гимназия № 35, специализированный лицей №39 им. Султан-Ахмета Ходжикова, школа-гимназия №153 колледж «Алатау». Приложение 2.3 , http://www.kaznpu.kz/ru/1159/page/

По окончании практики студенты сдают отчеты по утвержденной форме. Письменные отчеты проверяются руководителями практики и защищаются перед комиссией Института полиязычного образования. Результаты защиты отчета оцениваются по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе оценок и заносятся в ведомость защиты практики. Вместе с тем результаты учебной, педагогической и преддипломной практик рассматриваются и обсуждаются на итоговой конференции. Отчеты по всем видам практик на кафедре имеются.

Общие итоги практики подводятся на Совете Института полиязычного образования с участием представителей баз практик.По итогам педагогической и преддипломной практик от многих образовательных учреждений города и области направлены в адрес университета благодарственные письма, имеются положительные отзывы работодателей о выпускниках.

Наши рекомендации