Функции тестирующих программ, утилит, драйверов, операционных оболочек и др. системных программ

Относятся к сервисным системам - программных продуктам, предоставляющим пользователям дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющие возможности ОС.

· Оболочка ОС– это программный продукт, который делает общение пользователя с ПК более комфортным.

· Утилиты– служебные программы, которые предоставляют пользователю ряд дополнительных услуг,расширяющие возможности ОС и оболочек в части подключения новых периферийных устройств, кодировании и управления ресурсами компьютера. К утилитам относят следующие программные средства: дисковые компрессоры, дисковые дефрагментаторы, программы резервного копирования данных, архиваторы, программы, оптимизирующие использование ОП, программы защиты и восстановления данных, антивирусные программы.

· Драйверы– специальные вспомогательные программы, управляющие внешними устройствами ПК или выполнением программ.

· Программы техобслуживания– совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы машины. К ним относят:

· Средства диагностики– обеспечивают автоматический поиск ошибок и выявление неисправностей с определенной локализацией их в ПК и его отдельных модулях.

· Программно-логический контроль– основан на использовании избыточного кода данных и промежуточных данных ПК, что позволяет находить ошибки при изменении значения отдельных битов данных.

· Тестовый контроль– осуществляется с помощью специальных тестов для проверки правильности работы ПК или его отдельных устройств.

· Аппаратный контроль– ведется автоматически с помощью встроенного в ПК оборудования

Прикладное программное обеспечение как инструментарий решения функциональных задач. Классификация, особенности построения и область применения.

Прикладное ПО предназначено для выполнения функциональных вычислительных задач, в частности финансового анализа, бухучёта и маркетинговых исследований.

Пакет прикладных программ (ППП) – это комплекс программ, автоматизирующий технологический процесс решения задач определённого класса. Различают следующие виды ППП:

Общего назначения - интегрированные пакеты, так как объединяют в себя функционально различные программные компоненты ППП общего назначения.

· Редакторы текстовые и графические.

· Электронные таблицы.

· Системы управления БД (СУБД).

Экспертные системы и системы искусственного интеллекта. Экспертные системы - программные средства, реализующие методы обработки знаний в узкоспециализированной области для подготовки управленческих решений на уровне профессиональных экспертов. Основу экспертных систем составляютбазы знаний, в которые закладывается информация о данной предметной области.

В информационных системах все виды информации хранятся в виде баз данных или баз знаний. Развитие баз данных привело к появлению баз знаний. Основное отличие баз знаний состоит в том, что помимо отдельных фактов, хранимых в базе данных, здесь хранятся еще правила вывода, которые определяют методы и алгоритмы работы с этими фактами.

Методо-ориентированные ППП в их алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод, используемый для решения задач, в частности программные средства для реализации математического программирования, сетевого планирования и управления.

Классификация прикладных программ

Обычно к прикладным программам относят следующие классы программ:

· текстовые редакторы;

· текстовые процессоры;

· графические редакторы;

· системы управления базами данных;

· электронные таблицы;

· системы автоматизированного проектирования;

· настольные издательские системы;

· экспертные системы;

· Web-редакторы;

· браузеры;

· интегрированные системы делопроизводства;

· бухгалтерские системы; финансовые аналитические системы; и т.д.

Пакеты прикладных программ общего, офисного назначения текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, издательские и мультимедийные системы, браузеры и др.)

Пакеты прикладных программ (ППП) являются мощным инструментом автоматизации решаемых пользователем задач, практически полностью освобождая его от необходимости знать, как выполняет компьютер те или иные функции и процедуры по обработке информации.

В настоящее время имеется широкий спектр ППП, различающихся по своим функциональным возможностям и способам реализации.

Пакет прикладных программ – это комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного класса (функциональная подсистема, бизнес-приложение).

Различают следующие типы ППП:

· общего назначения (универсальные);

· метод-ориентированные;

· проблемно-ориентированные;

· глобальных сетей;

· организации (администрирования) вычислительного процесса.

ППП общего назначения – универсальные программные продукты, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации функциональных задач пользователя и информационных систем в целом. К этому классу ППП относятся:

· редакторы текстовые (текстовые процессоры) и графические;

· электронные таблицы;

· системы управления базами данных (СУБД);

· интегрированные пакеты;

· Case-технологии;

· оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта.

Редактор– это ППП, предназначенный для создания и изменения текстов, документов, графических данных и иллюстраций

В основном он необходим для автоматизации документооборота в фирме.

Редакторы по своим функциональным возможностям можно подразделить на текстовые, графические и издательские системы.

1. Текстовые редакторы предназначены для обработки текстовой информации и выполняют, в основном, следующие функции:

· запись текста в файл;

· вставка, удаление, замена символов, строк, фрагментов текста;

· проверка орфографии;

· оформление текста различными шрифтами;

· выравнивание текста;

· подготовка оглавлений, разбиение текста на страницы;

· поиск и замена слов и выражений;

· включение в текст несложных иллюстраций;

· печать текста.

Наибольшее распространение получили текстовые редакторы Microsoft Word, Word Perfect (в настоящее время принадлежат фирме Corel), ChiWriter, Multi-Edit (American Cybernetics) и др.

2. Графические редакторы предназначены для обработки графических документов, включая диаграммы, иллюстрации, чертежи, таблицы. Допускается управление размером фигур и шрифтов, перемещение фигур и букв, формирование любых изображений. Из наиболее известных графических редакторов можно назвать пакеты Corel DRAW, Adobe PhotoShop и Adobe Illustrator.

Издательские системы соединяют в себе возможности текстовых и графических редакторов, обладают развитыми возможностями по форматированию полос с графическими материалами и последующим выводом на печать. Эти системы ориентированы на использование в издательском деле и называются системами верстки. Из таких систем можно назвать продукты PageMaker фирмы Adobe иVentura Publisherкорпорации Corel.

3. Электронные таблицы. Электронной таблицей называется ППП, предназначенный для обработки таблиц.

Универсальность таблиц и необходимость постоянно учитывать в них взаимозависимость между клетками натолкнули программистов на мысль о создании универсальной программы работы с таблицами — табличного процессора. Первый табличный процессор был создан в 1979 году - VisiCalc для компьютеров Apple, а для IBM PC первым стал Lotus 1-2-3. К наиболее популярным ППП из них можно отнести Lotus 1-2-3, Quattro Pro, SuperCalc, Excel. Лидирующее место в этом классе занимает продукт фирмы Microsoft – Excel, входящий в пакет Office. С помощью Excel можно решать множество задач — от вычисления среднего арифметического до создания трехмерных диаграмм и выполнения сложных финансовых расчетов.

Функции табличных процессов весьма разнообразны: создание и редактирование электронных таблиц; разнообразные математические вычисления; автоматический пересчет таблиц в случае изменения данных; оформление и печать электронных таблиц; построение диаграмм, их модификация и решение экономических задач графическими методами; работа с электронными таблицами, как с базами данных, сортировка таблиц, выборка данных по запросам; создание итоговых и сводных таблиц; решение экономических задач типа "что будет, если" путем подбора параметров; решение оптимизационных задач; разработка макрокоманд, настройка среды под потребности пользо­вателя.

Данные в таблице хранятся в ячейках, находящихся на пересечении столбцов и строк. В ячейках могут храниться числа, символьные данные и формулы. Формулы задают зависимость значения одних ячеек от содержимого других ячеек. Изменение содержимого ячейки приводит к изменению значений в зависящих от нее ячейках.

Автоматизация работы пользователя с таблицами осуществляется за счет следующих приемов:

Однородные формулы можно не набирать, а копировать, причем формулы копируются с соответствующим изменением адресов.

При изменении значения в какой-либо ячейке, все ячейки от нее зависящие пересчитываются.

Использование в работе различных мастеров: Мастер диаграмм, Мастер функций.

Для выполнения анализа данных, прогнозирования, моделирования и т.д. пользователем могут быть использованы такие средства из меню Сервис, как Подбор параметра и Поиск решения. При использовании данных функций в диалоговых окнах необходимо задавать требуемые параметры, а процессор выполнит необходимые расчеты и подберет оптимальное решение.

4. Системы управления базами данных. Для создания БД внутри машинного информационного обеспечения используются специальные ППП – системы управления базами данных.

База данных – это совокупность специальным образом организованных наборов данных, хранящихся на диске.

Управление базой данных включает в себя ввод данных, их коррекцию и манипулирование данными, то есть добавление, удаление, извлечение, обновление и т.д. Развитые СУБД обеспечивают независимость прикладных программ, работающих с ними, от конкретной организации информации в базах данных. В зависимости от способа организации данных различают: сетевые, иерархические, распределенные, реляционные СУБД.

Из имеющихся СУБД наибольшее распространение получили Microsoft Access, Microsoft FoxPro, Paradox (корпорации Borland), а также СУБД компаний Oracle, Informix, Sybaseи др.

5. Интегрированные пакеты. Интегрированными пакетами называются ППП, объединяющие в себе функционально различные программные компоненты ППП общего назначения.

Современные интегрированные ППП могут включать в себя:

· текстовый редактор;

· электронную таблицу;

· графический редактор;

· СУБД;

· коммуникационный модуль.

В качестве дополнительных модулей в интегрированный пакет могут включаться такие компоненты, как система экспорта-импорта файлов, калькулятор, календарь, система программирования.

Информационная связь между компонентами обеспечивается путем унификации форматов представления различных данных. Интеграция различных компонентов в единую систему предоставляет пользователю неоспоримые преимущества в интерфейсе, но неизбежно проигрывает в части повышенных требований к оперативной памяти.

Из имеющихся пакетов можно выделить следующие: Microsoft Office, Framework, Startnave.

Термин CASE (Computer-Aided Software Engineering)дословно переводитсякак разработка программного обеспечения с помощью компьютера. Но в настоящее время этот термин получил более широкий смысл, означающий автоматизацию разработки информационных систем и моделирования бизнес-процессов.

Под CASE-технологией понимается совокупность средств автоматизации разработки информационной системы, включающей в себя методологию анализа предметной области, проектирования, программирования и эксплуатации ИС (инструментальные средства).

ИС CASE-технологии применяются на всех этапах жизненного цикласистемы (от анализа и проектирования до внедрения и сопровождения), значительно упрощая решение возникающих задач.

CASE-технология позволяет отделить проектирование информационной системы от собственно программирования и отладки: разработчик системы занимается проектированием на более высоком уровне, не отвлекаясь на детали. Это позволяет не допустить ошибок уже на стадии проектирования и получить более совершенные программные продукты. Эта технология изменяет все стадии разработки ИС, более всего отражаясь на этапах анализа и проектирования.

Нередко применение CASE-технологий выходит за рамки проектирования и разработки ИС. Технология дает возможность оптимизировать модели организационных и управленческих структур компаний и позволяет им лучшерешать такие задачи, как:

· планирование,

· финансирование,

· обучение.

Таким образом, CASE-технология позволяет произвести радикальное преобразование деятельности компании, направленное на оптимальную реализацию того или иного проекта или повышение общей эффективности бизнеса.

Коллективная работа над проектом предполагает обмен информацией, контроль выполнения задач, отслеживание изменений и версий, планирование, взаимодействие и управление. Фундаментом реализации подобных функций чаще всего служит общая база данных проекта, которую обычно называют репозитарием. По существу, репозитарий – это информационный архив, где хранятся сведения о процессах, данных и связях объектов в разрабатываемом приложении.

В различных CASE-технологиях репозитарий реализуется по-разному и может содержать описания и модели данных, а также правила их обработки. Репозитарий является важнейшим компонентом набора инструментальных средств CASE и служит источником информации, необходимой для автоматизации построения проектируемых систем и генераций приложений. Кроме того, CASE-продукты на базе репозитария позволяют разработчикам использовать в работе над проектом и другие инструментальные средства, например пакеты быстрой разработки программ.

В настоящее время CASE-технологии – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей информатики, объединяющая сотни компаний. Из имеющихся на рынке CASE-технологии можно выделить: Application Development Workbench (ADW) фирмы Knowledge Ware, BPwin (Logic Works), CDEZ Tods (Oracle), Clear Case (Alria Software), Composer (Texas Instrument), Discover Development Information System (Software Emancipation Technology), Rational Rose.

Современные CASE-технологии успешно применяются для создания ИС различного класса: банков, финансовых корпораций, крупных фирм. Они обычно имеют достаточно высокую стоимость и требуют длительного обучения и кардинальной реорганизации всего процесса создания ИС. Тем не менее экономический эффект применения CASE-технологии весьма значителен, и большинство современных серьезных программных проектов осуществляется именно с их помощью.

Экспертные системы (ЭС). Постоянно возрастающие требования к средствам обработки информации в экономике и социальной сфере стимулировали компьютеризацию процессов решения эвристических (неформализованных) задач типа «что будет, если», основанных на логике и опыте специалистов. Основная идея при этом заключается в переходе от строго формализованных алгоритмов, предписывающих, как решать задачу, к логическому программированию с указанием, что нужно решать на базе знаний, накопленных специалистами предметных областей.

Основу экспертных систем составляет база знаний, в которую закладывается информация о данной предметной области.

Имеются две основные формы представления знаний в экспертных системах ЭС:

· Факты

· Правила.

Факты фиксируют количественные и качественные показатели явлений и процессов.

Правила описывают соотношения между фактами обычно в виде логических условий, связывающих причины и следствия.

Для решения задач подобного класса используются так называемые экспертные системы.

Экспертные системы – это системы обработки знаний в узкоспециализированной области подготовки решений пользователей на уровне профессиональных экспертов.

Экспертные системы используются для целей:

· интерпретации состояния систем;

· прогноза ситуаций в системах;

· диагностики состояния систем;

· целевого планирования;

· устранения нарушений функционирования системы;

· управления процессом функционирования и т.д.

В качестве средств реализации экспертных систем на ЭВМ используют так называемые оболочки экспертных систем. Примерами оболочек экспертных систем, применяемых в экономике, являются Шэдл (Диалог), Expert-Ease и др.

Метод-ориентированные ППП отличаются тем, что в их алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод решения задачи.

К ним относятся ППП:

· математического программирования (линейного, динамического, статистического и т.д.);

· сетевого планирования и управления;

· теории массового обслуживания;

· математической статистики.

Проблемно-ориентированные ППП. Это наиболее широкий класс пакетов прикладных программ. Практически нет ни одной предметной области, для которой не существует хотя бы одного ППП. Проблемно-ориентированными ППП называются программные продукты, предназначенные для решения какой-либо задачи в конкретной функциональной области.

Из всего многообразия проблемно-ориентированных ППП выделим группы, предназначенные для комплексной автоматизации функций управления в промышленной и непромышленной сферах, и ППП предметных областей.

Проблемно-ориентированные ППП для промышленной сферы должны отвечать следующим требованиям, во-первых:

1. планировать производство усовершенствованными методиками (комплексный производственный график, потребности в материалах, мощностях),

2. контролировать выполнение плана работ (управление запасами, клиентскими заказами, заказами-нарядами, заказами на закупку и пр.),

3. составлять технологические карты,

4. управлять финансовыми и трудовыми ресурсами,

5. осуществлять ряд «непроизводственных» функций – контроль сервисного обслуживания, распределение готовой продукции и маркетинг.

Во-вторых, они должны быть:

1. ориентированы на архитектуру клиент-сервер,

2. строиться на основе многозадачных, многопользовательских операционных систем (типа UNIX) и реляционных баз данных,

3. разрабатываться на базе CASE-технологий и иметь графический пользовательский интерфейс.

В-третьих, современные системы способны

1. поддерживать различные типы производства:

a. изготовление «про запас»,

b. разработку и изготовление изделия на заказ,

c. сборку на заказ,

d. мелко- и крупносерийные производства,

e. производства с непрерывным циклом,

f. смешанный тип.

Западный рынок систем автоматизации производственно-эконо­мической деятельности насчитывает сотни комплексных ППП. Их можно условно разбить на четыре группы:

1. Комплексные ППП интегрированных приложений общего назначения для автоматизации всей деятельности крупного или среднего предприятия (корпорации). Сюда относят многофункциональные продукты высшего ценового класса: R/3 (SAP), Oracle, Mac-Рас Open (A. Andersen) и др. Как правило, такие продукты поддерживают производства различных типов. Из российских ППП этого класса следует отметить систему «Галактика» (Новый Атлант).

2. Ко второй группе относятся комплекты приложений для управления производством определенного типа. К их числу можно отнести: Genesic Manufacturing Suite (Edwards) – сборка на заказ, Тriliоr1(Вааn) – различные формы дискретного производства, PRISM (Macam) – производство с непрерывным циклом и др.

3. Специализированные программные продукты: MMPS, MES (Fast System), позволяющие сделать производство более гибким, ускорить его адаптацию к требованиям рынка, осуществлять динамическое планирование потребностей в материалах, производственных мощностях и составление гибкого производственного графика, контроля работы цехов.

4. ППП управления всей цепочкой процессов, обеспечивающие выпуск продукции, начиная с проектирования деталей изделия и заканчивая моментом получения готового изделия потребителем: ERP-системы (Manugistics Numetrix) и др.

Стоимость большинства комплексных проблемно-ориентированных ППП высока (иногда свыше 1 млн долларов), однако большинство западных фирм для автоматизации своей деятельности все же идут по пути использования комплексных проблемно-ориентированных ППП.

Из комплексных ППП непромышленной сферы выделим пакеты, автоматизирующиебанковскую, финансовую, правовую сферы.

Банковские ППП в существенной мере зависят от выбранной функциональной декомпозиции информационной системы и обычно состоят из совокупности пакетов, представляющих собой многомодульную систему, работающую в интерактивном режиме, режиме реального времени, решающую задачи проведения финансовых операций и управления банком в целом и его отдельными подразделениями на основе централизованной интегрированной базы данных. Технической основой реализации комплексных банковских ППП является многомашинная вычислительная сеть с различной топологией с подключением к глобальным вычислительным сетям SWIFT, Reuter, Sprint, Internet ii др.

ППП отдельных предметных областей. Одним из основных направлений развития софтверной индустрии на протяжении нескольких лет является разработка ППП для различных предметных областей: бухгалтерского учета, финансового менеджмента, правовых систем и т.д.

ППП бухгалтерского учета (ППП БУ). Несмотря на то, что в мире существует более тысячи тиражируемых бухгалтерских пакетов различной мощности и стоимости, российские предприниматели предпочитают отечественные пакеты, более подходящие для условий переходной экономики и быстрой смены законодательных актов, регулирующих порядок бухгалтерского учета. В настоящее время появляется третье поколение российских автоматизированных бухгалтерских систем.

Первое поколение ППП БУ характеризовалось функциональной ограниченностью и сложностью адаптации к быстро меняющимся правилам бухгалтерского учета. Они были предназначены для эксплуатации в виде АРМ на aвтoнoмных компьютерах, например: «Финансы без проблем», «Турбо бухгалтер», «Парус», «Баланс в 5 минут» и др.

Второе поколение ППП БУ отличается большей функциональной полнотой и приспособленностью к различным изменениям в правилах бухгалтерского учета. Среди них впервые появились ППП, непосредственно не связанные с бухгалтерией. Они были предназначены для эксплуатации в локальных сетях или автономно. К таким ППП следует отнести: «1С: Бухгалтерия», «Инфобухгалтер», «Kвестор», «БЕСТ», «Монолит-Инфо» и др.

Современное третье поколение ППП бухучета интегрируется в комплексные системы автоматизации деятельности предприятия. Большинство таких пакетов работает под управлением операционной системы Windows и предназначено для эксплуатации в локальных сетях. Новые ППП БУ, как правило, имеют встроенные средства развития и полностью совместимы с другими программными средствами фирмы-разработчика, обеспечивая дальнейшее наращивание и развитие системы. Примером таких ППП можно назвать ППП БУ «Офис», объединяющий продукты фирм 1С и Microsoft, позволяющий не только автоматизировать функции бухгалтера, но и организовать все делопроизводство фирмы в виде «электронного офиса».

ППП финансового менеджмента (ППП ФМ) появились в связи с необходимостью финансового планирования и анализа деятельности фирм. Сегодняшний российский рынок ППП ФМ представлен в основном двумя классами программ:

· финансового анализа предприятия

· оценки эффективности инвестиций.

Программы финансового анализа предприятия ориентированы на комплексную оценку прошедшей и текущей деятельности и позволяют получить оценку общего финансового состояния, включая оценки финансовой устойчивости, ликвидности, эффективности использования капитала, оценки имущества и др.

Источником информации для решения подобного рода задач служат документы бухгалтерской отчетности, которые составляются по единым формам независимо от типа собственности и включают собственно бухгалтерский баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании, отчет о состоянии имущества, отчет о наличии и движении денежных средств.

Среди ППП данного класса можно выделить ЭДИП (Центринвес Софт), А Финансы (Альт), Финансовый анализ (Инфософт).

Другой класс ППП ФМ ориентирован на оценку эффективности капиталовложений и реальных инвестиций. Наибольшую известность в этом классе ППП получилиProject Expert (PRO-Invest Consulting), Альт-Инвест (Альт), FOCCAL (Центринвест Софт).

Для аналитиков банков и инвестиционных фондов важны, прежде всего, выработка решений о перспективности инвестиции и сравнительный анализ капиталовложений. Для финансовых менеджеров компаний важен инструмент детального анализа предшествующей и будущей деятельности предприятий для выработки решений по реализации конкретного инвестиционного проекта.

ППП правовых справочных систем представляют собой эффективный инструмент работы с огромным объемом законодательной информации, поступающей непрерывным потоком.

Практически во всех экономически развитых странах есть справочные правовые системы. В США это Wru, Lexis и др.; в Великобритании – Infolex, Prestel, Polis и др.; в Италии – Italguire, Enlex; в Бельгии – Creodor; в Германии – Jurist, Lexinform и др.; в Австрии – RDB; в Канаде – Datum; во Франции – Iretiv и т.д.

Наши рекомендации