Упражнение 217. Назвать геометрические фигуры

Речь: словарный запас, 4-5 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет
Восприятие: визуальное, 2-3 года

Учебная цель: расширение словарного запаса

Задание: назвать 3 простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)

Материал: геометрическая фигурная доска или фигуры, вырезанные из бумаги (круг, треугольник и четырехугольник)

Если Владимир может по Вашей просьбе подать Вам нужную фигуру (упр. 176), научите его называть эти фигуры. Если он по Вашему требованию: "Вова, дай мне круг!" - дает Вам нужную фигуру, то держите ее перед ним и многократно повторяйте: "Круг!" Затем спросите его: "Какая это форма?". Повторяйте незнакомое понятие формы многократно, чтобы Владимир ассоциировал понятие "форма" с понятиями "круг", "треугольник" и "квадрат". Если Вы многократно произнесли перед ним понятие "форма", задержитесь на несколько секунд и произнесите начальный звук. Побудите его произнести за Вами этот звук, а затем все слово. Сначала ему будет трудно произносить такие слова, как "треугольник". Хвалите и поощряйте за каждое слово, которое звучит подобно этому. Если он делает успехи, постепенно ожидайте от него правильного звучания, пока он самостоятельно не произнесет слово четко и ясно.

Упражнение 218. "Что ты делаешь с ...?"

Речь: выразительные возможности языка, 4-5 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года

Учебная цель: улучшение языковой коммуникации и осознание цели использования предметов

Задание: назвать предназначение предметов домашнего обихода

Материал: 4 бытовых предмета (книга, ложка, чашка и игрушечный автомобиль)

Когда Иван уже знает многие бытовые предметы (см. упр. 11-12), научите его определять их предназначение. Дайте ему, например, книгу и скажите: "Иван, смотри, книга! Что ты делаешь с книгой?". Так как Вы раньше обучили его смотреть в книгу, возможно, он начнет ее "читать". Прежде чем дать ему следующий предмет, повремените несколько секунд и скажите: "Иван, смотри, ложка! Что ты делаешь ложкой? Ешь?". Не давайте ему ложку, пока он не сделает попытку ответить на Ваш вопрос. Не забывайте четко произносить слово, выражающее действие, чтобы он имел образец для повторения. Повторите это упражнение с каждым предметом, который Иван хорошо знает.

Упражнение 219. Время суток

Речь: словарный запас, 4-5 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет

Учебная цель: лучшее овладение понятием времени и расширение словарного запаса

Задание: отвечать односложными предложениями на простые вопросы относительно времени суток

Материал: рисунки лиц, занимающихся ежедневными делами (прием пищи, сон)

Покажите Антону одну картинку и попытайтесь объяснить ему, что там происходит. Покажите ему, например, картинку со спящим мальчиком и спросите: "Что делает мальчик?". Если Антон отвечает "спать", говорите: "Правильно, мальчик спит ночью". Повторите слово "ночью" многократно в связи со словом "спать". Таким же образом поступите с другими рисунками, которые обозначают деятельность, которая осуществляется "утром" и "днем". Когда Антон достаточно долго будет слышать слова "ночь", "утро", "день", повторите упражнение, но теперь спрашивайте: "Когда спит мальчик?". Если Антон сомневается, скажите: "Н...", пусть он закончит слово самостоятельно. Если Антон делает успехи, то попытайтесь изменить вопрос: "Что делает мальчик ночью?". Проверьте, ответит ли Антон, что мальчик спит, не глядя на рисунок. Научите его думать, что может происходить "утром", "днем", "ночью" (например, вставать, завтракать, идти в школу).

Упражнение 220. Считать

Речь: словарный запас, 4-5 лет
Познавательная деятельность: образование категорий, 4-5 лет
Имитация: речевая, 2-3 года

Учебная цель: расширение словарного запаса, развитие понятия количества

Задание: считать без помощи до 5

Материал: кубики

Определите, может ли Егор повторять числа. Потренируйтесь с ним подавать Вам определенное количество кубиков (до пяти). Каждый раз, когда он подает Вам кубики, считайте их медленно и громко, складывая друг на друга. Сделав это несколько раз, задержитесь на последнем числе и подождите, скажет ли Егор число сам. Скажите, например: "Егор, дай мне 3 кубика". Если он даст Вам нужное количество кубиков, считайте: "Раз, два, ...". Остановитесь, прежде чем сказать "три". Посмотрите на Егора, держа в руке третий кубик, и спросите: "Как будет дальше?". Хвалите его за каждую попытку сказать "три". Повторяйте это упражнение много раз, но вначале требуйте от Егора называть лишь последнюю цифру. Когда он к этому привыкнет, пусть говорит предпоследнюю. Постепенно увеличивайте количество кубиков.



Наши рекомендации