Упражнение 209. Составить краткие предложения

Речь: выразительные способности языка, 2-3 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года
Познавательная деятельность: чтение, 6-7 лет (по выбору)
Познавательная деятельность: образование последовательности, 2-3 года

Учебная цель: составить простые предложения

Задание: описать картинки простыми предложениями (2-3 слова, включая подлежащее и сказуемое)

Материал: большой лист картона, рисунки людей, которые что-то делают (например, идут, бегут, спят)

Через центр картона проведите горизонтальную линию и напишите слева вверху "Кто?", а справа "Что он (она) делает?". Положите картон перед Михаилом. Имейте наготове стопку рисунков, из которых 3 представляют человека, который выполняет одинаковое действие (например, 3 рисунка человека, который бежит). Если Вы, выполняя это упражнение, хотите также потренироваться в чтении, то напишите на рисунке соответствующие слова. Покажите Михаилу рисунки и расскажите, что делает человек. Скажите: "Михаил, посмотри! Человек бежит!". Положите рисунок на картон, если Вы уверены, что он его увидел. Возьмите следующий рисунок, который изображает такую же деятельность (следите, чтобы пол лица был одинаков). Положите его на сторону картона, подписанную "Кто?". Привлеките его внимание ко второму рисунку и скажите: "Смотри, Михаил, кто?". Попытайтесь научить его говорить "мужчина" (или "мальчик" или еще что-нибудь). Если он не отвечает, привлеките его внимание к первому рисунку, повторите предложение: "Мужчина бежит" - и покажите ему опять второй рисунок, повторяя предложение. Скажите: "Кто? Мужчина". Так же поступите с третьим рисунком, который положите на сторону с надписью: "Что делает он (она)?". Спросите Михаила: "Что он делает?". Пусть он введет в предложение подлежащее и сказуемое. Повторите это упражнение с рисунками других действий, как, например: "бегать", "ехать", "плавать" или "кричать".

Следите, чтобы отраженные на рисунке действия были знакомы Михаилу и чтобы можно было различить пол лица.

Упражнение 210. Понятие размера

Речь: словарный запас, 3-4 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Учебная цель: овладеть словами и использовать слова, обозначающие свойства и понятия размера

Задание: на вопрос: "Это маленький или большой?" отвечать словами "большой", "маленький" или подавать соответствующий знак.

Материал: 2 одинаковых предмета различной величины (например, кубики или бусины)

Когда Сергей научился называть и подавать большие и малые предметы, начните учить его самостоятельно говорить, большой ли это предмет или малый. Положите 2 кубика различной величины на стол. Скажите: "Сергей, дай мне большой". Если он подает Вам большой, то скажите:

"Хорошо, Сергей, большой". Держите кубик перед ним и спросите: "Он большой или маленький?". Вначале Вы сами отвечаете на вопросы. "Сергей, посмотри, он большой. Ну, а теперь скажи ты!". Помогите ему произнести слово. За каждую попытку поощряйте его. Чтобы не запутать Сергея, заставьте его дальше идентифицировать большие и маленькие предметы, но пусть он сам произносит слово, означающее величину. Затем научите его следующему понятию и спрашивайте его так, чтобы однажды он смог бы ответить "большой" или "маленький".

Упражнение 211. Он и она

Речь: словарный запас, 3-4 года
Познавательная деятельность: образование категорий, 3-4 года

Учебная цель: употребление личных местоимений и учет пола

Задание: различать рисунки лиц мужского и женского пола и использовать при описании картинок местоимения "он" и "она"

Материал: картинки из журналов, на которых изображены мужчина и женщина, девушка и юноша, выполняющие какое-то действие, знакомое Антону (пол изображенного лица должен быть четко различим)

Сядьте с Антоном за стол и приготовьте стопку картинок. Покажите ему картинку с мужчиной, который делает то, что знакомо Антону. Скажите: "Антон, смотри! Он сидит!". Громко подчеркните местоимение. Таким же образом покажите ему рисунок женщины или девушки. Скажите: "Антон, смотри! Она бежит!". Затем положите рисунки рядом. Следите за тем, чтобы Антон смотрел на нужную картинку, когда Вы повторяете оба предложения и подчеркиваете при этом оба местоимения. Повторите их несколько раз, показывая на соответствующие рисунки, чтобы Антон видел различие. Повторите это упражнение с другими рисунками или просмотрите всю стопку, прежде чем требовать от Антона самому описывать картинку. Каждый раз подчеркивайте местоимение, когда кладете картинку на стопку. Попытайтесь, чтобы Антон показал, на какой стопке лежит картинка. Если Антон без Вашей помощи может сортировать картинки, то задержите ее в руке и спросите: "Кто бежит?". Сами произнесите начальный звук и заставьте его ответить: "Она". Следите, чтобы предложения были краткими и простыми. Выбирайте действие, которое Антону хорошо знакомо. Пусть он сначала произносит только местоимение, но когда его языковые навыки улучшатся, пусть повторяет все предложение.

Упражнение 212. "На" и "под"

Речь: словарный запас, 3-4 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: понимание и использование обозначений места

Задание: использовать слова или знаки рукой "на" и "под", чтобы показать положение предмета

Материал: 3 чашки, сладости и т.п.

Сядьте за стол напротив Егора и покажите ему сладости. Спрячьте часть из них под опрокинутую чашку и пусть Егор возьмет их. Повторите это несколько раз, чтобы он привык к этому процессу. Часть сладостей положите на чашку и велите Егору ее взять. Когда он начнет искать сладости на чашке и под ней, вводите выражения "на" и "под". Покажите ему, например, конфету и скажите: "Егор, смотри под чашкой!". Положите ее под чашку, если уверены, что он на Вас смотрит. Повторите этот процесс многократно, используя слова "на" и "под". Если Егор сидит с Вами за столом и Вы оба занимаетесь этим упражнением, начните требовать от него нужные выражения, прежде чем поощрять его. Если Вы сказали: "Егор, смотри, под" - и спрятали вознаграждение под чашкой, то задержите его руку, чтобы он взял его не сразу. Спросите: "Где оно?" - и медленно многократно повторите предлог "под". Покажите губами, как произнести данное слово и, если необходимо, коснитесь пальцами его губ, чтобы подсказать ему, что он должен Вам подражать, Сначала будьте довольны любому ответу. Постепенно приучайте его говорить осознанно и обращать внимание на произношение.

Упражнение 213. Отвечать на вопросы: "или ... или"

Речь: выразительные возможности языка, 3-4 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Учебная цель: развитие выразительных возможностей языка, самостоятельно делать выбор

Задание: выбрать из двух данных конкретных альтернатив и выразить выбор словами

Материал: вещи домашнего обихода, обозначение которых знакомо Павлу и с которыми он любит играть

Так как Павлу с трудом дается выразить мысль словами, когда он поставлен перед выбором, используйте для этого ежедневно любую возможность, ставя ему вопросы со словом "или". Если хотите, предложите ему какую-нибудь историю, возьмите две книги. Поочередно покажите на каждую книгу и спросите: "Ты хотел бы эту или ту?". Побудите его к какой-нибудь языковой реакции, когда ставите его перед выбором. Выполнять это упражнение можно с пищей, игрушками и другими вещами, которые пробуждают его интерес. Когда Павел привыкнет отвечать на вопрос с "или", требуйте от него более точных ответов, которые содержат обозначения предметов, категорий или цвета. Покажите ему, например, красный кубик и спросите: "Павел, он красный или голубой?". Если он сомневается, покажите ему второй красный кубик и скажите ему, что он красный. Покажите ему голубой кубик и скажите, что он голубой. Затем повторите свой вопрос с прежним кубиком.

Упражнение 214. Беседа

Речь: беседа, 3-4 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года
Социальные отношения: 2-3 года

Учебная цель: беседовать с кем-нибудь

Задание: в беседе отвечать на простые вопросы

Материал: картинки из журналов, бусины, чашка

Словарный запас Саши значительно увеличился, и сейчас пришло время правильно использовать слова в беседе. Если в бессистемном разговоре он ориентируется и чувствует себя хорошо, то для ведения системной беседы ему еще нужен опыт. Поставьте на стол чашку, положите 3 бусины и сядьте напротив Саши. Для беседы выберите тему, по которой Вы можете задать Саше 3 простых вопроса, на которые, по Вашему мнению, он может ответить. Например: "Саша, что мы купим в магазине?", "Как нам пройти в магазин?", "Что мы сделаем с вещами, которые купим в магазине?". Если он даст на один вопрос удовлетворительный ответ, положите в чашку бусину. Таким образом он увидит, на сколько вопросов он должен ответить. Это сделает упражнение приятным. Для случая, когда он не сможет дать правильный ответ, держите наготове картинки, с помощью которых Вы можете давать ему указания. Если он на второй вопрос ответит "автомобиль", то покажите ему рисунок автомобиля и повторите вопрос. Выбирайте темы, на которые он знает ответ, например, темы, где речь идет о его собственных интересах и деятельности.

Когда он привыкнет к этой системной беседе, уберите чашку с бусинами и спрашивайте его так долго, пока он сможет отвечать. Хвалите его за каждый вопрос, который он задает самостоятельно.

Наши рекомендации