Количественные данные исследования умения правильно назвать геометрические фигуры

Количество баллов Дети с ЗПР Дети с нормой интеллекта
  Абсолютное значение Относительное значение Абсолютное значение Относительное значение
- - - -
30% - -
70% 10%
- - 90%
Всего 100% 100%

Из геометрических фигур дети с ЗПР легче всего находили и называли круг. Треугольник смешивали с прямоугольником (половина всех ошибок), а также с квадратом (20% ошибочных ответов). Квадрат назвали правильно 70% испытуемых с ЗПР. Не назвали эту геометрическую фигуру трое детей. Около 50% верно узнали прямоугольник. Остальные либо совсем не назвали данную фигуру (10%), либо дали ошибочные названия, смешивая ее с квадратом (20%), треугольником (10%). Овал узнали 40% детей с ЗПР. Иногда смешивали его с другими геометрическими фигурами, чаще с кругом(30%). Три ребенка (30%) просто не знали названия этой фигуры.

Задание№2 Размер предметов.

Дошкольники обеих сравниваемых групп правильно выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера: большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый к тонкий, широкий и узкий. Но самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих отсутствует. Дети обеих групп заменяют их в своей речи универсальным признаком - большой и маленький. При этом дети с ЗПР несколько хуже своих сверстников, развивающихся нормально, пользуются этими терминами. Чаще других дети употребляют термины "длинный" и "короткий", "широкий" и "узкий" употребляют значительно реже, а слова "высокий" и "низкий" – почти никто. Кроме того, встретились замены признаков в обеих группах испытуемых: вместо "высокий" - "длинный", а также неточное употребление слов-признаков размера: "худенький" вместо "тонкий", "недлинный" вместо "короткий".

Таблица 13

Количественные данные исследования умения сравнивать предметы различной величины

Количество баллов Дети с ЗПР Дети с нормой интеллекта
  Абсолютное значение Относительное значение Абсолютное значение Относительное значение
- - - -
40% - -
60% 100%
- - - -
Всего 100% 100%


Можно сказать, ссылаясь на данные таблицы, что по данному разделу программы показатели обеих сравниваемых групп были близкими, хотя испытуемые о ЗПР дали несколько худшие результаты, чем дети с нормативным развитием.

Пространственные и временные представления

Пространственные представления Задание №1-2 Умение ориентироваться в «схеме» собственном теле

Проверка умения ориентироваться в пространстве (таблица 14) показала, что большинство шестилетних детей с ЗПР знают и правильно показывают левую и правую стороны на себе (80%), значительно хуже - на собеседнике (40%).

Таблица 14

Количественные данные исследования умения ориентироваться в «схеме» собственном теле

Количество баллов Дети с ЗПР Дети с нормой интеллекта
  Абсолютное значение Относительное значение Абсолютное значение Относительное значение
- - - -
70% - -
30% 20%
- - 80%
Всего 100% 100%

Нормально развивающиеся дошкольники показали результаты лучше, чем дети с ЗПР. Почти все дети (80%) безошибочно умеют определять правую и левую сторону у себя и собеседника. Лишь двое детей (20%) перепутали стороны у собеседника.

Задание№3 Умение ориентироваться на листе бумаги

Дети с нормативным развитием безошибочно и легко ориентируются на листе бумаги.

Таблица 15

Количественные данные исследования умения ориентироваться

На листе бумаги

Количество баллов Дети с ЗПР Дети с нормой интеллекта
  Абсолютное значение Относительное значение Абсолютное значение Относительное значение
- - - -
60% - -
40% - -
- - 100%
Всего 100% 100%

Дети с ЗПР хуже ориентировались на листе бумаги: не могли сразу показать верх, низ, найти левую и правую сторону тетради. Около 60% продемонстрировали низкий уровень. Они часто сомневались, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, действовали более робко, неуверенно, не были уверенны в правильности ответа.

Задание №4-5 Выявление знаний о днях недели, частях суток, умение различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера

По результатам проведенного исследования (таблица 16), можно констатировать, что дети с ЗПР испытывают значительные трудности в различении и назывании дня и вечера, как частей суток. Слова «день», «вечер» в 50% заменяются указанием конкретных действий, совершаемых в данное время. Последовательностей дней недели заучена в большинстве случаев (60%) механически. В связи с этим они допускают много ошибок в установлении взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке. При выполнении заданий многие (50%) называли всю цепочку названий и, дойдя до указанного дня, называли следующий. Еще труднее им было назвать предыдущий день. Все эти проблемы обусловлены бедностью запаса сведений об окружающем мире, недостаточностью мыслительных операций.

Таблица 16

Количественные данные исследования знаний о днях недели,

Наши рекомендации