Осн. понятия и термины по БЖД

БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимод-ии ч-ка с техносферой с учетом влияния человека на среду обитания(с. о.)

БЖД определяется как наука: о сохранении здоровья и безопасности ч-ка в с. о.; о разработке методов и средств защиты ч-ка путем снижения действия опасных и вредных факторов; о разработке мер по ликвидации последствий ч. с. мирного и военного времени.

С.о.- окружающая ч-ка среда, обусл-ая сов-тью факторов (физ., хим., биол.,соц-ых), способных оказать прямое или косвенное немедленное или отдалённое воздействие на деят-ть ч-ка, его здоровье и потомство.

Техносфера – регион биосферы в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенноговозд-ия технических средств в целях наилучшего соотв-ия своим материальным или соц-эк-им потребностям – регион города, пром. зона, производственная среда, бытовая среда.

Производственная среда – пространство, в кот. сов-ся трудовая деят-ть ч-ка.

Техника безопасности – с-ма организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных и вредных произв-ых факторов. К вредным относят такие факторы, кот. становятся в определённых условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. Опасными наз.такие факторы, кот. приводят определённых условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.

2.Эволюция среды обитания. Переход от биосферы к техносфере.

С.о.- окружающая ч-ка среда, обусл-ая сов-тью факторов (физ., хим., биол.,соц-ых), способных оказать прямое или косвенное немедленное или отдалённое воздействие на деят-ть ч-ка, его здоровье и потомство.

Действуя в с-ме человек/ с. о., ч-к непрерывно решает 2 осн. задачи:

1. обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе.

2. создаёт и используетзащиту от негативных воздействий со стороны с. о. и себе подобных.

Техносфера – регион биосферы в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенноговозд-ия технических средств в целях наилучшего соотв-ия своим материальным или соц-эк-им потребностям – регион города, пром. зона, производственная среда, бытовая среда.

3.Взаимодействие ч-ка с техносферой.

Сущ-ет 4 состояния взаимод-я:

1. комфортное (оптимальное), 1 кл. условий труда

2. допустимое, 2 кл

3. вредное, 3 кл. Вредные условия труда подразделяются на 4 степени (1, 2, 3, 4)

4. опасные (экстремальные) условия труда, создают высокий риск.

Опасности - вредные и травмирующие факторы.

Опасность – негативное св-во живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи, людям, природной среде и материальным ценностям. Опасности бывают естественные и антропогенные.

Физические вредные факторы: тем-ра, отн. влажность, ск-ть движения воздухапоток теплового излучения, неионизир-ие эл/м поля, эл/м изл-е оптического диапазона (лазерное УФИ), ионизирующее изл-е, инфразвук, шумы, ультразвук, вибрация, аэрозоли пыли, освещение, аэроионы.

Химические: антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты, кот. пол-ся хим. синтезом и для контроля которых исп-ют методы хим. анализа.

Биологические: микроорганизмы, продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах патогенные организмы.

Опасные производственные факторы; факторы трудового процесса – тяжесть труда, направленность труда.

4. Расскажите о негативном воздействии опасностей внезапно возникающих, периодически или постоян-но действующих в системе «человек – среда обитания». Опасные зоны и зоны пребывания человека.

Негативный результат опасного и чрезвычайно опасного взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе "человек - среда обитания".

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

Естественные опасности обусловлены климатическими и природными явлениями.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т. п., а антропогенные - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени.

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.

5. Изложите содержание безопасности, как состояние объекта защиты. Системы

безопасности. Экологичность источника опасности.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Термин "безопасность" имеет практическое значение лишь применительно к системе "объект защиты - источник опасности". Отсутствие объекта защиты и, тем более, источника опасности переводит разговор о безопасности в беспредметную область.

Чтобы правильно оценить принадлежность процесса обеспечения безопасности к его исполнителю, необходимо термин "безопасность" всегда рассматривать в сочетании с системой "объект защиты - источник опасности".

В табл. 0.2 представлены реально существующие системы безопасности человека.

Таблица 0.2. Системы безопасности человека

Осн. понятия и термины по БЖД - student2.ru

В последние годы развивается и набирает силу новая интегральная система обеспечения безопасности людей - "Безопасность жизнедеятельности человека в техносфере", решающая задачу комплексного обеспечения безопасности в системе "человек - среда обитания", в техносферных условиях.

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

При построении и анализе систем безопасности жизнедеятельности человеческий организм является центром, относительно которого рассматривается любое взаимодействие.

Экологичность. Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве. Предельно допустимые выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии источниками загрязнения среды обитания являются критериями экологичности источника воздействия на среду обитания.

6. Сформулируйте ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Первая аксиома гласит: "Материальный мир потенциально опасен".

Аксиома предопределяет, что все компоненты материального мира и, прежде всего, технические устройства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасности. При этом любое новое позитивное действие человека или результат его деятельности неизбежно приводят к возникновению новых опасностей. Опасны не только техника и технология, опасны и действия людей, если они ошибочны.

Вторая аксиома гласит: "Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают их предельно допустимые значения для объекта защиты, подтвержденного воздействию этого источника".

Предельно допустимые значения потоков, установленные из условий отсутствия ущерба, являются максимальными возможными для объекта защиты, находящегося в условиях безопасности. Превышение предельно допустимых потоков приводит защищаемый объект в качественно новое, опасное состояние.

Третья аксиома утверждает, что "реализация опасностей возможна, если источник опасностей и объект защиты по координатам пребывания совпадают в пространстве и во времени".

В определении понятия "опасность" формально отсутствует указание на необходимость совпадения координат и времени передачи опасных потоков от источника к объекту защиты. Но этого и не требуется, так как опасен весь материальный мир, окружающий человека, сообщества людей и т. п. Иными словами, вероятность проявления опасности по отношению к человеку и другим материальным объектам существует всегда и везде.

Четвертая аксиома определяет многовариантность воздействия источников опасности, а именно: "Опасности источника оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся в зоне их действия".

Таким образом, опасности не обладают свойством избирательности, которое принадлежит только объектам защиты. Например, если потоки от источника опасны и для человека и для компонент биосферы, то им причиняется ущерб одновременно.

Если уровень допустимого воздействия у человека выше, т.е. когда ПДКчел > ПДКбиосф, то воздействие может быть опасно только для компонент биосферы и т. д.

Пятая аксиома гласит: "Действие опасностей сопровождается ущербом для объекта защиты".

Воздействие травмоопасных факторов спонтанно приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы, влекущими за собой значительные материальные потери.

Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации представителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы.

При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.

Шестая аксиома утверждает: "Защита объекта от опасностей технически достижима за счет снижения потоков от их источника, уменьшения времени взаимодействия источника и объекта, увеличения расстояния между ними и применения защитных мер.

Изложите содержание критериев комфортности и безопасности техносферы. Риск и его оценка.

Комфортное состояние жизненного пространства определяется показателями микроклимата и освещения.

Комфортное состояние достигается соблюдением нормативных требований критериев комфортности. Нормативным документом является руководство гигиенических критериев условий труда.

Критерием безопасности техносферы являются ограничения, вводимые в концентрации веществ и потоки энергии в жизненном пространстве.

Концентрация веществ регламентируется величиной ПДК.

Сi < ПДК или сумма всех (Сi, / ПДК)<1

Сi – концентрация i-ого вещества

Поток энергии Ii < ПДУi

Или сумма Ii < ПДУi

ПДК,ПДУ лежат в основе определения предельно допустимых выбросов или предельно допустимых потоков энергии для источников загрязнения среды обитания

С <=ПДК – Сф ( можно определить ПДВ(пред.доп.выброс))

Сф-фоновое значение концентрации веществ

В тех случаях, когда поток масс и/или энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений, в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события.

Риск- вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человеа.

R= (Nчс /Nо )<=Rдоп

R-риск, Nчс- число чрезвычайных событий в год, Nо- общее число событий в год, Rдоп-допустимый риск.

При значениях риска от 0,001 до 0,000001 принято различать переходную область значения риска.

Профессиональный риск-это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий влияния неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.

8 Опасности, реализуемые в виде недопустимых для человека потоков вещества, энергии и информации, могут существенно снизить эффективность трудовой деятельности человека, ухудшить его здоровье или привести к летальному исходу. Поэтому необходимо снижать уровень действующих на человека потоков как минимум до допустимых значений. Принципиально эту задачу можно решать:

1.снижением потоков в опасных зонах около источника опасности(сокращение размеров опасных зон);

2. выведением человека из зоны действия опасности;

3.применением средств защиты на путях распространения опасных потоков к зоне пребывания человека.

1.Сокращение размеров зон достигается совершенствованием технических систем, приводящим к уменьшению выделяемых ими отходов. Для ограничения вредного воздействия на человека и среду обитания к технической системе предъявляются требования по величине выделяемых в среду токсичных веществ в виде предельно допустимых выбросов или сбросов(ПДВ или ПДС), а также по величине энергетических загрязнений в виде предельно допустимых излучений. Значения ПДВ и ПДС определяются расчетом, исходя из значений ПДК в зонах пребывания человека. Величины предельных излучений находят, исходя из предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия загрязнения и расстояния между источником излучения и зоной пребывания человека.

Наибольшие трудности в ограничении размеров зон воздействия травмирующих факторов возникают при эксплуатации технических систем повышенной энергоемкости(химич. производства, АЭС и т.д.) Основными направлениями в ограничении размеров зон травмоопасности таких объектов являются: - совершенствование систем безопасности объектов; - непрерывный контроль источников опасности; - достижение высокого профессионализма операторов технические систем.

2. Различают 4 варианта взаимного расположения зон опасности (о) и зоны пребывания человека(ч):1).безопасная ситуация 3)опасная ситуация

Осн. понятия и термины по БЖД - student2.ru Осн. понятия и термины по БЖД - student2.ru

2)ситуация кратковременной опасности 4)условная безопасная

Осн. понятия и термины по БЖД - student2.ru Осн. понятия и термины по БЖД - student2.ru
Полную безопасность гарантирует только первый вариант. В 4 варианте негативное воздействие существует только при нарушении средств защиты.

3.для уменьшения зон действия травмирующих факторов применяют экобиозащитную технику в виде различных ограждений, защитных боксов, экраны и т. д.

1-устройства, входящие в состав источника воздействия

2-устройства, устанавливаемые между источником и зоной деятельности;

3-устройство для защиты зоны деятельности;

4-средства индивидуальной защиты человека
В случаях, когда возможности экобиозащитной техники (1,2,3) коллективного использования ограничены и не обеспечивают значений ПДК и ПДУ в зонах пребывания людей, для защиты применяют средства индивидуальной защиты. Их использование должно обеспечивать max безопасность, а неудобства, связанные с их применением, должны быть сведены к min.Бывают: СИЗ повседневного использования, применяемые в производственных условиях и СИЗ кратковременного использования, используемых в ЧС. В последнем случае применяют преимущественно изолирующие средства защиты (ИСИЗ)

9Обязанности инженера в плане безопасности на рабочем месте сводятся к следующему: 1Контроль и поддержание допустимых условий (параметров микроклимата, освещения) жизнедеятельности человека в производственных условиях

2Идентификация опасностей генерируемых различными источниками в производственную среду

3Определение допустимых параметров негативных воздействий производств и технических систем на производственную среду.

4Разработка и применение эко- и биозащитной техники, создание допустимых условий жизнедеятельности человека и его защиты от опасности.

5 Обучение работающих основам БЖД в производственной среде

Разрабатывая новую технику инженер обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности в производственной среде.

Формы трудовой деятельности делятся на умственный и физический труд. Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, дыхательную и т.д.).

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.

Различают формы труда:

- формы труда, требующие значительной мышечной активности. Характеризуется повышенными энергетическими затратами.

- механизированные формы труда. Особенностью является изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Однообразие и малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда и быстрому наступлению утомления.

- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживание станка. Характерные черты: монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

- групповые формы труда (конвейер). Определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций. Приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

- формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы, в которых действия оператора носят эпизодический характер (основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом).

Осн. понятия и термины по БЖД - student2.ru - формы умственного труда. Подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Работа оператора отличается высоким нервно-эмоциональным напряжением. Управленческий труд определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и мед. работников отличается постоянным контактом с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением таких основных психических функций как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций. Творческий труд требует значительного объема памяти, напряжения, внимания. Приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Наши рекомендации