Базисные термины и понятия

Кредитная организация; банк; небанковская кредитная организация; банковская тайна; Гострудсберкассы; Сбербанк СССР; Акционерный ком­мерческий Сберегательный банк Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; концепция развития Сбербанка России; привлечение временно свободных денежных средств.

Вопросы и ответы

Вопрос 1. Во все времена сберегательные кассы преследовали одну и ту же цель: собрать у населения деньги. Это так?

Ответ. Вопрос поставлен неверно. Дело в том, что настоящая цель не собрать деньги, а обеспечить денежными средствами решение опреде­ленных задач, в целом это общегосударственные задачи.

Вопрос 2. В какой степени Сберегательный банк России обеспечивает сохранность сбережений от инфляции?

Ответ. Если говорить о том, что банк помогает населению сохранить сбережения, то сегодня в России годовая инфляция почти полностью съедает доход, полученный в виде процента по вкладу. И, несмотря на это, население продолжает делать накопления, так как это действитель­но необходимый элемент жизни любого развитого общества.

Вопрос 3. Кредитная операция связана с риском непогашения ссуды. Какие меры предусмотрены в законодательстве по этому поводу?

Ответ. В новой редакции Федерального закона «О банках и банковс­кой деятельности» кредитная операция характеризуется тем, что она обес­печивается «залогом недвижимого и движимого имущества». Из чего сле­дует, что банк «вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты», «вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обяза­тельства по погашению задолженности».

Вопрос 4. Предусмотрены ли в законодательстве меры по защите прав клиентов банка — владельцев расчетных счетов от незаконного исполь­зования банком денег клиента в своих целях?

Ответ. Закон обязывает банки производить расчетные операции не позднее следующего операционного дня после получения соответствую­щего платежного документа. В случае несвоевременного или неправиль­ного совершения платежей банки выплачивают проценты на сумму этих средств.

Вопросы для повторения

1. Каким было первоначальное предназначение сберегательных касс в России?

2. В какой исторический период денежные средства, собранные сбе­регательными кассами, стали использоваться в виде дополнительного источника государственных расходов?

3. Назовите имена деятелей, с которыми связано рождение сберега­тельных касс в России.

4. Почему и когда сберегательные кассы стали называть трудовыми?

5. Охарактеризуйте основные положения первого устава. Что пред­ставляла собой первая русская сберкнижка?

6. Как повлияло на развитие сберегательного дела в России введение хозяйственного расчета?

7. Назовите основные события новейшей истории России, которые коснулись сберегательного дела.

8. Какими основными законами определяется банковское законода­тельство?

9. Перечислите законы всеобщего действия.

10. Перечислите законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность.

11. Назовите основные положения Федерального закона «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)».

12. Назовите основные положения Закона «О банках и банковской деятельности».

13. Должны ли подвергаться пересмотру законы, регламентирующие банковскую деятельность?

14. Какими критериями руководствуются государственные органы при рассмотрении и утверждении законов о банковской деятельности?

15. Какие виды границ установлены для банков с принятием совре­менного законодательства?

16. Сформулируйте в соответствии с законодательством основные по­нятия: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация.

17. Перечислите операции кредитной организации, которые могут быть выполнены банком и не могут быть выполнены небанковской кредит­ной организацией.

18. Перечислите виды банковских операций.

19. Назовите банковские сделки.

20. Какие виды деятельности кредитная организация не имеет права осуществлять?

21. Назовите объекты банковской тайны.

22. Имеет ли право работник банка сообщить родственнику умершего вкладчика информацию о том, на чье имя составлено завещание, если его имя не указано в распоряжении на случай смерти?

ГЛАВА 2 БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ

2.1. Понятие банковского продукта. Специфические свойства банковского продукта

Банк — это особый вид предпринимательской деятельности, ре­зультатом которой является создание специфического продукта. Вы­полняемые банками операции и оказываемые ими услуги принято называть банковским продуктом. Банковским продуктом является:

1) создание платежных средств;

2) предоставление услуг.

В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги, которые в этом случае выступают как средство обмена и платежа. Банк в лице Центрального банка Российской Федерации осуществляет выпуск денег, необходимых для обра­щения. Другой составной частью банковского продукта являются предоставляемые ими услуги.

Банковский продукт имеет свои особенности, связанные с опре­деленными свойствами банковских услуг. Во-первых, банк выполня­ет операции и оказывает услуги преимущественно в денежной фор­ме. Кроме"того, банковский продукт сложно представить как нечто материальное, вещественное. Если в отраслях материального произ­водства продукт принимает конкретную товарную форму, то бан­ковский продукт, как правило, материальной формой не обладает. Например, кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, их никак нельзя произвести про запас на будущее.

Важнейшим свойством банковских услуг является их произво­дительный характер. Банк не просто собирает деньги — он пре­вращает «неработающие», неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. Банковские операции, обслуживая хозяйствен­ную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и уско­рению производства и создают дополнительную стоимость. Объек­том банковских услуг выступают не просто деньги, перемещае­мые с одного счета на другой: это, как правило, движение капи­талов в денежной форме. Например, банк предоставляет кредит предприятию, а заемщик должен не просто возвратить в банк ссу­ду в конкретные сроки, но и использовать предоставленный ему заем максимально эффективно, чтобы получить прибыль, кото­рая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного про­цента. Трудно представить себе заемщика, который пользуете^ банковской услугой с целью создания дохода банку, если это не! приносит достаточного экономического эффекта ему самому. За-; емщик в силу характера кредитной сделки просто обязан исполь-- зовать полученные денежные средства не на потребительские цели,,! а как капитал (получить дополнительный доход).

Свойства банковских услуг состоят и в том, что они охватыва-; ют как активные, так и пассивные операции. Банки предоставля­ют возможность собственникам временно свободных денежных средств не только хранить свои накопления в безопасном месте, но и получать определенный доход в виде банковского процента. При помощи активных операций банки способствуют продвиже­нию товаров, экономии общественных затрат и оказывают другие существенные услуги хозяйству в целом.

Кроме вышерассмотренных свойств банковского продукта, от­дельно следует отметить, что в настоящее время в условиях ры­ночной экономики операции и услуги банка возникают на добро­вольной основе. Это было не всегда. По действующим банковским законам клиент и банк сами выбирают друг друга. Банк не может отказать предприятию в открытии счета без существенной (опре­деленной законодательством) причины, но имеет право в отдель­ных случаях расторгнуть отношения с клиентом, если тот нару­шает условия договора. Клиент, в свою очередь, имеет право выбо­ра банка для обслуживания счета по своему усмотрению в зависи­мости от потребностей предприятия. В ряде случаев заемщик имеет возможность сделать заявку и получать кредит в любом банке неза­висимо от того, где открыт его счет. Это право распространяется не только на кредитные, но и на другие банковские операции.

Банк, будучи посредником в платежах, выполняя платежи по поручениям своих клиентов, ускоряет завершение хозяйственных сделок и процесс производства и обращения. Производя перечис­ления по счетам преимущественно безналичным путем, банки содействуют экономии наличных денег, сокращают затраты на их производство, транспортировку и хранение.

Банковские операции и услуги не всегда являются монополией только банка в связи с тем, что на рынке капиталов работают как банковские, так и небанковские организации (имеющие право совершать ряд банковских операций и услуг) .1В условиях свободно­го рынка идет серьезная борьба за то, чтобы занять свою нишу в бизнесе. В настоящее время на рынке появились новые продавцы банковских услуг, которые имеют возможность быстро развивать­ся и участвовать в конкурентной борьбе с банками. Например, бухгалтерскую помощь, консультационные и информационные услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Быстро осваивают рынок капиталов различные виды небанков­ских организаций, такие, как страховые, инвестиционные, тра- « ювые, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компа­нии и др. В связи с этим перед банками стоит задача не только повышать качество своего продукта, но и разрабатывать новые, I юизвестные ранее банковские проекты/В настоящее время в бан­ковском секторе России наметилась тенденция, с одной сторо­ны, к универсализации банковских услуг, а с другой — к специ­ализации банка. Такая банковская политика хорошо просматрива­ется на примере Сберегательного банка России, который, с од­ной стороны, является универсальным (представляет максималь­но возможное количество банковских продуктов для всех субъек­тов), а с другой — расширяет свою деятельность, направленную на создание продуктов для физических лиц. Таким образом, по мнению многих специалистов, он становится монополистом в сфере банковского обслуживания населения страны.

2.2. Классификация банковских услуг

Банковские услуги можно разделить на специфические и не- специфические. К специфическим услугам относятся три вида вы­полняемых банками операций (чисто банковские операции, см. подразд. 1.3) — это депозитные операции, кредитные операции, расчетные операции.

Депозитные операции связаны с помещением денеж- н ых средств клиентов в банк во вклады (депозиты) не только как п наиболее удобное безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.

Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреж­дением. За счет кредитования клиентов банк получает и наиболь­шую часть дохода.

Расчетные операции могут осуществляться как в безна- личной, так и в наличной форме. Для их совершения банки от­крывают расчетные, текущие и другие счета, с которых и произ­водятся платежи. Здесь банк выступает посредником между по­ставщиками и покупателями, между предприятиями, налоговы­ми органами, населением, бюджетом.

Специфические банковские услуги входят в состав традицион­ных. Они на протяжении длительного времени переходят как на­следие от одного поколения банков к другому и являются самыми древними. Специфические услуги (депозитные, кредитные и рас­четные операции) в своей совокупности образуют то, что назы­вается банком. Следует помнить: банк — это такое предприятие, которое осуществляет именно эти три операции одновременно. Если какую-либо из трех чисто банковских операций (специфи­ческие услуги) кредитная организация не выполняет, то она по

закону не может считаться банком и переходит в разряд небан ковских организаций.

К традиционным банковским операциям обычно относят кас ' совые операции. Однако в современном законодательстве он не включены в состав основных операций. Но трудно себе пред} ставить банк, который не имеет касс для приема и выдачи налич- ных денег и при этом осуществляет свою основную банковскую деятельность. Это возможно лишь в том случае, когда все расчеты будут производиться только в безналичном порядке.

Промежуточное положение между традиционными и нетради­ционными операциями занимают дополнительные операции, кото­рые банк осуществляет на основании специальных лицензий, из чего следует, что банки могут эти операции не выполнять и при этом оставаться банками. К ним относятся валютные операции,' операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоцен­ными камнями и слитками и др.

В состав нетрадиционных неспецифических банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические; \

направленные на развитие предприятия (размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т.п.); предоставление гарантий и поручительств; доверительные операции; бухгалтерская помощь предприятиям; предоставление клиентских интересов судебных органов; услуги по предоставлению сейфов и др.

В зависимости от способа формирования и размещения ресур- | сов банка банковские операции делятся на активные и пассивные (рис. 3). С помощью пассивных операций банки аккумулируют вре- ; менно свободные в обществе денежные средства и формируют) свои ресурсы. Активные операции банк совершает для размещения ' привлеченных и собственных ресурсов на нужды хозяйственных ' организаций и населения.

Базисные термины и понятия - student2.ru Рис. 3. Классификация банковских операций в зависимости от способов формирования и размещения банковских ресурсов

Операции и услуги банка носят коммерческий характер. Чаще исего за выполнение своей работы банк получает определенное

I юзнаграждение в виде ссудного процента, комиссии, в иных (пря­мой и косвенной) формах. В зависимости от платы за предостав­ленные услуги они делятся на платные и бесплатные. Сумма ко- м иссионного вознаграждения зависит от трудоемкости операции

II от других факторов (например, заинтересованности банка в дан­ной операции). Комиссионное вознаграждение является одним из видов банковского дохода. В связи с этим выделяют банковские услуги, приносящие и не приносящие доход, дорогостоящие и цещевые услуги. Большинство пассивных операций не только не являются платными, но и сам банк выплачивает по ним доход кли­ентам. Например, пассивные операции сами по себе не приносят дохода и могут даже принести убытки, если собранные средства не будут эффективно использованы при совершении активных опера­ций. Активные операции, наоборот, практически всегда являются I ватными. Именно они приносят банку основной доход.

Кроме того, банк совершает так называемые комиссионные опе­рации с целью получения комиссии (платы) за услуги. Банк свои услуги делит на дорогостоящие и дешевые: за одни услуги взима­ет очень высокую, за другие — низкую плату. Это связано с тем, что операции разнообразны по своей сложности и трудоемкости, заинтересованности банка.

В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида: чистые услуги, услуги, связанные с его движением. Чистыми банковскими услу­гами называют услуги, которые предоставляются: а) организа­циям, занятым непосредственно материальным производством; б) гражданам для удовлетворения их личных потребностей. К услу­гам, связанным с движением материального продукта, относят ус­луги, при помощи которых происходит обмен продуктами труда (купля-продажа). Банки призваны помогать в расчетах покупате­лей и продавцов. Без банка на современном этапе продвижение продукта невозможно, в связи с этим услуги банка создают до­полнительную стоимость.

Субъекты банковских услуг принято классифицировать как ус­луги, предоставляемые юридическим и физическим лицам. Если рас­сматривать просто набор услуг, он может быть одинаковым как для одних, так и для других. Однако при обслуживании различных субъектов существуют особенности в совершении этих операций. Работа по обслуживанию физических лиц является более трудо­емкой. Обычно в объеме коммерческих банков услуги населению занимают небольшой удельный вес. Это связано с проблемами, которые возникают при работе с физическими лицами. Однако для сберегательного банка физические лица являются основными клиентами, и он имеет многолетний опыт по их обслуживанию.

2.3. Основные услуги Сбербанка России, предоставляемые физическим и юридическим лицам '4

Сбербанк является крупнейшим банком России по обслуживав нию юридических лиц, несмотря на то что его специализаций заключается в обслуживании физических лиц. Банк выполняет тра* диционные операции по расчетно-кассовому обслуживанию юри­дических лиц, он предлагает им полный набор современных бан­ковских продуктов. Он разрабатывает и использует новейшие тех­нологии по обслуживанию юридических лиц. Достаточно простс] ознакомиться с перечнем основных услуг банка юридическим ли­цам, чтобы убедиться в вышесказанном. I Перечень основных услуг для юридических лиц: 1 открытие и ведение расчетных счетов; депозитные операции; инкассация наличных денег; кредитование; банковские гарантии; конверсионные операции (покупка, продажа и конверсия ино-| странной валюты);

операции с ценными бумагами; депозитарные операции;

банковская поддержка по экспортно-импортным операциям; документарные операции;

международные расчеты и платежи по системе 51. V/. I. К Т.; операции с дорожными чеками;

инкассо банковских, коммерческих, ордерных и других чеков; пластиковые карты международных платежных систем и соб­ственной платежной системы СБЕРКАРТ, проведение расчетов за товары и услуги с использованием пластиковых карт;

выдача корпоративных пластиковых карт Ума Визтезз, Еигосагй/ Маз1егСагй Вштезз организациям и предприятиям всех форм соб­ственности. Выдача международных пластиковых карт Угза ОоШ, Еигосагй/ Маз1егСагй ОоШ руководителям крупных организаций и предприятий;

перечисление зарплаты сотрудникам предприятий и организа­ций на счета международных карт и микропроцессорных карт; операции с драгоценными металлами; ответственное хранение драгоценных металлов; предоставление в аренду индивидуальных сейфов; юридические консультации по предоставляемым банком ус­лугам.

Сбербанк является крупнейшим банком России по обслужива­нию частных лиц. На счетах банка сосредоточено около 80 % всех денежных средств, размещенных гражданами в банках страны. Более широкого круга услуг населению не предоставляет ни один банк 1'оссии.

Основные виды услуг для физических лиц:

размещение денежных средств во вклады;

размещение денежных средств в ценные бумаги;

расчетно-кассовое обслуживание;

операции с ценными бумагами;

кредитование;

покупка и продажа иностранной валюты; предоставление в аренду индивидуальных сейфов для хране­ния ценностей;

выдача и обслуживание международных банковских карт Уш, Еигосагй, собственных микропроцессорных карт Сбербанка Рос­сии АС СБЕРКАРТ;

операции с золотыми мерными слитками и монетами из дра­гоценных металлов.

Для Сбербанка России не существует территориальных пре­град, он доступен для широкого круга клиентов даже в далекой глубинке. Однако в настоящее время происходит закрытие нерен­табельных сельских филиалов, в результате чего жители отдален­ных районов лишаются элементарных банковских услуг. Содержа­ние в небольших населенных пунктах филиалов не только стало невыгодным, но и небезопасным. Решение проблемы было найде­но в создании сберкассы на колесах. Это бронированный автомо­биль, внутри которого находятся оборудованный по всем прави­лам безопасности клиентский зал и кассовый узел. Обслуживают такой банк два работника — водитель-инкассатор и контролер- кассир. Клиентам предоставляются те же виды услуг, что и в стан­дартном филиале банка:

принимаются все виды вкладов;

выдаются суммы пенсий, заработной платы и пособий; осуществляется прием налоговых, коммунальных и иных пла­тежей;

осуществляются переводы вкладов или наличных денег. Конечно, поначалу жители сел встречали такой банк насторо­женно, но в результате Сбербанк России не только не потерял своих клиентов из глубинки, закрыв нерентабельные филиалы, но и повысил культуру их обслуживания. Передвижная операци­онная касса оснащена по последнему слову техники — оформле­ние операций полностью автоматизировано, В кассе на колесах все­гда есть свет и тепло, так как она оснащена автономным электро­питанием, отоплением и вентиляцией. Если раньше иметь в каж­дом сельском филиале контрольно-кассовую машину для приема платежей не было возможности, то сегодня банк принимает все виды платежей. Для создания клиентам удобств передвижная кас­са должна работать в конкретном установленном месте, в строго

определенное время (по графику). Передвижная операционня касса — это значительная экономия средств на содержание фи лиалов, хотя сегодня такая касса стоит немалых денег. Однако ра витие этой формы обслуживания является необходимостью и п зволит Сбербанку продолжать и далее политику предоставления раз нообразных банковских услуг широкому кругу населения России.'

2.4. Основные понятия о банковских рисках

Деятельность банков практически всегда связана с рядом рис ков. Следует вспомнить хотя бы тот факт, что банк является по средником между инвестором и заемщиками. Инвесторы поручая накопления банку в первую очередь для того, чтобы уменьшит свои проблемы, связанные с возвратом денег, т.е. банк принимае на себя чужие риски. Что понимается под банковским риском, чем он заключается? Можно ли его определить в денежном выра­жении? Существуют ли инструменты, с помощью которых риск сводятся к нулю? На эти вопросы имеются конкретные ответы.

Риск — это отклонение фактически полученного результата от планируемого результата каких-либо действий. Для банка это, разница между полученной прибылью от реализации банковско­го продукта и запланированной прибылью. На экономический" эффект деятельности банка влияют как риски общего характера: (им подвержено любое предприятие), так и чистобанковские риски. К рискам общего характера наиболее часто относятся ры­ночный, «страновой» (например, вложение капитала в страну с | неустойчивой политической обстановкой) и риск стихийных бед- ; ствий.

В условиях рыночной экономики деятельность практически любого предприятия подвержена различным видам рисков. В пер­вую очередь это связано с тем, что предприятие самостоятельно определяет для себя продукт труда, и в ряде случаев трудно пре­дугадать, каков будет экономический эффект от реализации этого продукта: получит предприятие запланированную прибыль или ее сумма будет значительно ниже ожидаемой, а может, и будет убыток.

Рыночная цена на продукт труда в большинстве случаев не за­висит от затрат на его создание, а определяется спросом и пред­ложением общества на данный вид продукта в конкретно опре­деленное время. Прибыль предприятия зависит от того, правильно ли будет спрогнозировано колебание цен на рынке. Этот вид риска получил название рыночного риска. Банковская деятельность, как и деятельность другого предприятия, связана с рыночным рис­ком. Депозитные и кредитные возможности банка зависят от уров­ня экономических спадов и подъемов, а также от других факто­ров, которые в ряде случаев не связаны с конкретным банком.

Частнобанковские риски напрямую связаны с реализацией бан­ковского продукта. Достаточно вспомнить, что банк — предприя- I не, результатом деятельности которого является специфический, ни на что не похожий товар; из этого следует, что риски, связан­ные с его продвижением на рынке, имеют свою специфику. К ним относятся: кредитный риск, валютный риск, риск несбалан­сированной ликвидности, риск банковских злоупотреблений и др. банковскими правилами предусматриваются меры страхования банковской деятельности от вышеуказанных рисков.

Кредитный риск состоит в том, что заемщик по каким - п ибо причинам не сможет выполнить взятых на себя обязательств но погашению долга и процентов по кредиту в установленное до­говором время. Чтобы обезопасить себя от потерь, банк должен дифференцированно подходить к выбору заемщиков, т. е. предо­ставлять кредит не всем желающим его получить, а только тем, кто имеет возможность его погасить. Кроме того, по кредитным операциям оформляются различного рода документы по страхо­ванию риска непогашения долга: гарантии, поручительства тре­тьих лиц, договоры залога и т.д.

Валютный риск связан с постоянными изменениями ва- лютных курсов. Банкир должен быть всегда в курсе всех событий, которые могут повлиять в будущем на изменение валютных кур­сов, и на основании приобретенных знаний прогнозировать из­менения курсов валют.

Риск несбалансированной ликвидности связан с тем, что банк должен быть всегда готов платить по своим обяза­тельствам. Представьте, что банк в установленное договором по вкладу время не удовлетворил требования вкладчика. Результат не заставит себя ждать: доверие к банку будет подорвано. В этом слу­чае банк не только не сможет привлечь новых вкладчиков, но и потеряет старых. В чем проблема, почему не удовлетворена просьба клиента? Дело в том, что привлеченные ресурсы банк размещает в активные операции (выдает кредиты, приобретает ценные бу­маги и т.д.), именно для этой цели он осуществляет депозитные операции. Ликвидность банка не нарушается, если будут совпа­дать сроки погашения обязательств перед кредиторами и дебито­рами, например, суммы, привлеченные сроком на один год, бу­дут переданы в кредит на один год. Однако по ряду депозитов деньги могут быть востребованы по первому требованию их вла­дельца. Это значит, что банк должен иметь свободную кассовую наличность, т. е. лимит остатка неработающих денег. Следует вспом­нить, что если деньги лежат в кассах банка, они не приносят дохода. Наиболее прибыльные для банка вложения, как правило, являются наименее ликвидными (их невозможно быстро и без потерь превратить в деньги и удовлетворить требования своих кре­диторов). Таким образом, можно сделать вывод, что вложения банка должны быть различными по степени ликвидности. Следует пс мнить, что, как правило, наиболее доходные вложения бывай наименее ликвидными. •

Процентный риск связан с повышением или понижени ем цены денег. Например, если банк выдает кредит на длитель ный срок, а цена кредита понизится, то заемщик выиграет, банк проиграет. Но бывает наоборот — вкладчик, предоставля банку деньги на длительный срок, при инфляции несет потери, банк выигрывает.

Риск банковских злоупотреблений делитсянавну! ренний и внешний. <|

1. Внутренний риск. Всегда существует возможность, что работ ник банка при определенных обстоятельствах может обогатитьс за счет хищения денег, передачи информации третьему лицу и д| Защитой против подобного может служить создание для работай ков банка условий, в которых они будут заинтересованы не поте рять рабочее место (высокая зарплата или угроза безработицы ответственность перед законом). >

2. Внешний риск. Его примером является хищение.

Наши рекомендации