Физическое развитие и его показатели. Пропорции и компонентный состав тела. Индексы пропорциональности и площадь поверхности тела
Задания для самоподготовки
А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций пройденную тему: «Физическое развитие и его показатели. Пропорции. Индексы пропорциональности и весоростовые, площадь поверхности и компонентный состав тела».
Б) Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными. Дайте определения следующим терминам.
Андроморфия | |
Брахиморфия | |
Гинекоморфия | |
Долихоморфия | |
Компоненты тела | |
Соматотип | |
Телосложение |
В) Заполните таблицу, охарактеризовав все индексы пропорциональности и весоростовые, а также площадь тела и компонентный состав согласно примеру в первых строках:
Относительные антропометрические показатели физического развития.
Название индекса (сокращенное) | Формула | Интерпретация |
Индексы пропорциональности | ||
Индекс Пинье (ИП) | рост – (вес + окружность грудной клетки | ИП ≥30 – астеник, ИП от 10,01 до 29,9 – нормостеник, ИП ≤10 – гиперстеник |
Индекс Рис-Айзенка, (ИРА) | ||
Индекс Эрисмана, (ИЭ) | ||
Индекс J.Tanner, (ИПД) | ||
Весоростовые индексы | ||
Индекс Брока | ||
Индекс Кетле II (ИМТ) | ||
Индекс Рорера |
Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.
Д) Используя данные антропологического бланка №3, определить пропорциональность тела с помощью индексов пропорциональности и оценочных таблиц. Используя данные антропологического бланка №3, определить площадь поверхности тела по формуле Иссаксона. Провести тестирование своего здоровья по плану, данному в тексте (см. Тест здоровья (для взрослых)) *. Заполнить антропологический бланк №4.
Ж). Заполнив антропологические бланки на всех студентов в группе, поменяйтесь бланками. Проверьте правильность, выставив отметку по пятибалльной шкале. В ходе дискуссии обсудите оценки, выявите чаще встречаемые ошибки.
З) Поделившись на группы 3-5 человек, составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.
И) Проведите соматометрическое обследование на себе (с помощью однокурсника) или на ком-либо среди своих членов семьи и т.п. Заполните антропологический бланк №4 на примере табл. 20. В конце бланка напишите свое заключение по результатам соматометрии.*
И)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.
Антропологический бланк №4 (пропорции, состав и площадь тела)
Дата исследования | ВУЗ | |||
Место исследования | группа | |||
Ф. И. О. | Национальность | |||
Число, месяц, год рождения | Национальность матери и возраст на момент рождения | |||
Возраст (полных лет, мес.) | Национальность отца и возраст на момент рождения | |||
Сколько детей в семье/каким по счету родился | Постоянное Место Жительства | |||
Индекс | Формула, расчет | Значение | Интерпретация | |
Индексы пропорциональности | ||||
Индекс Пинье, ИП | ||||
Индекс Рис-Айзенка, ИРА | ||||
Индекс Эрисмана, ИЭ | ||||
Индекс J.Tanner, ИПД | ||||
Весоростовые индексы | ||||
Индекс Рорера, кг/м3 | ||||
Индекс Кетле II (ИМТ), кг/м2 | ||||
Индекс Брока | ||||
Состав и площадь тела | ||||
Показатель | Формула | Значение абс (%) | ||
Площадь тела, м2 | ||||
Масса костного компонента, кг | ||||
Масса мышечного компонента, кг | ||||
Масса жирового компонента, кг | ||||
Вывод: | Исследователь: | |||
Вопросы для самоподготовки
1. Раскройте содержание термина «физическое развитие».
2. Перечислите возможные проявления возрастной изменчивости (возрастные пропорции тела и его частей, возрастные изменения грудной клетки человека, черепа).
3. Каким образом производится оценка физического развития на индивидуальном и популяционном уровнях?
4. Что составляет основу метода индексов?
5. Охарактеризуйте основные индексы пропорциональности и весоростовые.
6. Каким образом определяется площадь поверхности тела?
7. Как определяется компонентный состав тела?
8. Какие существуют параметры и критерии физического развития и здоровья?
Занятие № 8.