Основные умения учащихся по литературе. 5 – 9 кл.
Ученик 5-го класса должен уметь:
· выявлять основную нравственную проблематику произведения;
· определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
· прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;
· воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
· различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
· пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
· выразительно читать описательный, повествовательный тексты, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
· подготовить (устно и письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;
· устно словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
· аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
· видеть общность и различия писателей в пределах близкой ситуации;
· написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
· сочинять небольшие произведения фольклорного жанра;
· создавать сочинения-миниатюры по картине,
· сформулировать четкий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос.
Основные умения учеников 6-го класса:
· выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
· сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
· перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
· видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
· определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
· сопоставить эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению);
· определять композицию и конфликт эпического произведения;
· определять размер стиха;
· определять разницу между юмором и сатирой и находить способы выражения комического,
· построить устный и дать письменный развернутый ответ на поставленный вопрос;
· написать сочинение на заданную тему.
Ученик 7-го класса должен уметь:
· видеть своеобразие нравственного идеала писателя в произведениях литературы разных эпох;
· различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
· передать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
· видеть в художественном тексте авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;
· выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в эпосе, лирике и драме;
· сопоставить текст произведения и иллюстрации художников к нему;
· составить письменный план устного сообщения или сочинения по литературе;
· самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос;
· написать сочинение на заданную тему.
Ученик 8-го класса должен уметь:
· видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
· обнаружить связь между героем литературного произведения и эпохой;
· комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
· различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
· сопоставить героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
· осмыслять художественную деталь, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
· сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
· сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
· написать отзыв о произведении отечественной и зарубежной литературы;
· редактировать свои сочинения и сочинения своих товарищей;
· написать сочинение на заданную тему.
Ученик 9-го класса должен уметь:
· устанавливать связи между эстетической и нравственной позициями писателя и литературным родом и жанром произведения;
· определять традиционные темы, мотивы, образы в литературном произведении;
· выделять способы авторской оценки событий, литературных героев, исторической эпохи и культуры;
· сопоставлять и интерпретировать приемы выразительности тематически близких произведений разных стилей, жанров и эпох;
· овладеть творческими приемами работы с художественным произведением: устным словесным рисованием, составлением киносценария, инсценированием и драматизацией;
· выделять смысловые и эстетические различия литературного произведения и его интерпретации в театре, кино, музыке, изобразительном искусстве;
· писать сочинения-эссе на этико-философские темы по проблематике изучаемых произведений;
· писать сочинения на историко-литературные темы;
· написать рецензию на спектакль, фильм;
· составить конспект литературоведческой или критической статьи.
8. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе.
В результате освоения обязательного минимума содержания образовательной области «Литература» выпускники должны:
Чтение и восприятие:
· прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;
· воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).
Чтение, истолкование и оценка:
· анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц), род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
· давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
· применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
· знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
· характеризовать творческую историю романов «Евгений Онегин», «Война и мир»;
· объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;
· объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;
· соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); называть основные черты этих направлений.
Чтение и речевая деятельность:
· владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
· пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции);
· анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;
· составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
· писать сочинения:
· на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений): рассуждения проблемного характера; характеристика героев; истолкование эпизода небольшого прозаического произведения; истолкование небольшого стихотворения; рецензия на изученное произведение;
· на свободную тему, близкую учащимся, в жанрах: рассуждение проблемного характера, письмо, дневниковая запись, очерк, путешествие.
· Выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть (в соответствии с программой).