Основные виды устных и письменных работ по литературе. 5 – 9 кл.

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий), от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, актерском чтении, просмотренном фильме, телепередаче, спектакле, иллюстрации.

Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемый, на основе прочитанного). Создание собственного текста (былины, сказки, пословицы, песни, частушки, рассказа, сказа, сценки, басни, поучения и т. д.).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 -–9 классах.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва о самостоятельно прочитанной книге, картине, художественном чтении, фильме, спектакле.

Создание письменного плана (простого и сложного) будущего сочинения, доклада.

Создание оригинального произведения (поучения, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 – 9 классах.

Основные виды устных и письменных работ по литературе. 10 – 11 кл.

Устно: выразительно читать текст художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

Устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, краткий, от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) – главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.

Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальной, групповой, сравнительной) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, творчество писателя, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.

Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).

Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, энциклопедических, мифологических, и пр.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.

Письменно: составление письменных планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка – на выбор).

Создание письменного доклада, лекции для будущего произнесения вслух.

Создание письменной рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

Примерный список художественных произведений для заучивания наизусть.

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10 –12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

Пятый класс.

Пословицы, поговорки, загадки.

В.А.Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И.А.Крылов. Свинья под Дубом и др. басни (по выбору).

А.С.Пушкин. «У лукоморья…».

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…».

Ф.И.Тютчев. Весенние воды, А.А.Фет. Весенний дождь.

М.Ю.Лермонтов. Бородино.

По теме «Великая Отечественная война»: 2 – 3 стихотворения по выбору учащихся (А.Т.Твардовский, К.М.Симонов и др.). Из раздела «О родине и родной природе» (2 – 3 стихотворения).

Шестой класс.

А.С.Пушкин. Узник. И.И.Пущину. Зимнее утро. Туча (на выбор).

М.Ю.Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком…». Утес. Три пальмы (на выбор).

Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством (первый абзац, до слов: «Если бы в это время…»).

Н.А.Некрасов. Железная дорога.

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», Е.А.Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..», А.А.Блок. Летний вечер, А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» и др. (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 2 – 3 стихотворения на выбор учащихся (К.Симонов, Н.Рыленков, С.Орлов, Д.Самойлов).

Седьмой класс.

Былины: Вольга и Микула Селянинович, Садко (отрывок на выбор).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

А.С.Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).

Н.В.Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С.Тургенев. Русский язык.

Н.А.Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

В.А. Жуковский. Приход весны, А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…» или Благовест, И.А.Бунин. Родина (на выбор).

В.В.Маяковский. Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 2 – 3 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е.А.Винокуров. Москвичи).

С.А.Есенин. «Топи и болота…», Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).

Восьмой класс.

Исторические песни. Ермак готовится к походу на Сибирь. Пугачев в темнице (на выбор).

А.С.Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывок по выбору учащихся).

Н.В.Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

Девятый класс.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г.Р.Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н.М.Карамзин. Осень.

А.С.Пушкин. Сожженное письмо. «Храни меня, мой талисман…». Анчар. Поэт. Признание. Кипренскому. Цветок. Мадона. Пророк. «Я вас любил…». «На холмах Грузии…». К Чаадаеву (1918). «Я помню чудное мгновенье…». «Я памятник воздвиг себе…».

Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся). «Письмо Татьяны». «Письмо Онегина».

М.Ю.Лермонтов. Смерть Поэта. Нищий. 1831-го января. Родина. Пророк. Предсказание. Молитва (по выбору учащихся).

Ф.И.Тютчев. Летний вечер. Цицерон. «Нам не дано предугадать…». «Она сидела на полу…». «Есть в осени первоначальной…» (на выбор).

А.А.Фет. «На заре ты ее не буди…». «Я пришел к тебе с приветом…», «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор).

Н.А.Некрасов. «Ты всегда хороша несравненно…». «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.А.Блок. «Ветер принес издалека…». «Ушла. Но гиацинты ждали…». В ресторане. «О доблестях, о подвигах, о славе…». Ямбы (на выбор).

С.А.Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…». Письмо к женщине. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «До свиданья, друг мой, до свиданья…». «Не жалею, не зову, не плачу…» (стихотворения по выбору учащихся).

В.В.Маяковский. А вы могли бы? Нате! Послушайте! Люблю (отрывок). Прозаседавшиеся (на выбор).

М.И.Цветаева. «Идешь, на меня похожий…». Бабушке. «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (стихотворения на выбор учащихся).

Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору учащихся).

А.А.Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Мне голос был…». «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (на выбор).

А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).

Десятый класс.

А.С.Пушкин. 3 – 4 стихотворения (по выбору учащихся).

М.Ю.Лермонтов. 2 – 3 стихотворения (по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).

Н.А.Некрасов. «Умру я скоро…». «Безвестен я…». Кому на Руси жить хорошо (отрывки по выбору учащихся).

Л.Н.Толстой. Война и мир (отрывок по выбору учащихся).

А.К.Толстой. «Средь шумного бала…». «Коль любить, так без рассудку…» (на выбор).

Ф.И.Тютчев. «О, как убийственно мы любим…». «Эти бедные селенья…». «Умом Россию не понять…». «Чему молилась ты с любовью…» (на выбор).

А.А.Фет. Добро и зло. «Жизнь пронеслась без явного следа…». Бал. Певице. Цветы. «Ярким солнцем в лесу пламенеет…» (на выбор).

Одиннадцатый класс.

И.А.Бунин. «Настанет день – исчезну я…». Собака. Слово. Вечер. И др. (по выбору учащихся).

В.Я.Брюсов. «Я люблю…». Фаэтон. «Идут года, но с прежней страстью…» и др. (по выбору учащихся).

Н.С.Гумилев. «Из логова змиева…». Капитаны. Перстень. И др. (по выбору учащихся).

М.И.Цветаева. Бабушке. И др. (на выбор).

А.А.Блок. Незнакомка. «Тропами тайными, ночными…» и др. (на выбор).

С.А.Есенин. «Выткался на озере алый свет зари…». Русь. «Мы теперь уходим понемногу…». Быть поэтом. И др. (на выбор). Анна Снегина (отрывок).

В.В.Маяковский. О дряни. И др. (на выбор). Облако в штанах. Про это (отрывки на выбор).

М.А.Булгаков. Дни Турбиных. Мастер и Маргарита (отрывки на выбор).

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения по выбору учащихся.

А.Т.Твардовский. Слово о словах. Утро. О Родине. На дне моей жизни. «Нехожен путь…». «Я знаю, никакой моей вины…». Московское утро (на выбор). Теркин на том свете. По праву памяти (отрывки на выбор).

Б.Л.Пастернак. Определение поэзии. Определение творчества (2 стихотворения на выбор).

Планирование работы МО учителей русского языка и литературы в школе.

Главная задача методической работы учителей русского языка и литературы – повысить педагогическое мастерство учителя.

Работа методического объединения ведётся по следующим направлениям:

· Повышение педагогического мастерства и общей культуры учителя. Изучение, обобщение и внедрение в практику работы лучшего педагогического опыта, новых технологий.

· Изучение идей и принципов новых программ и УМК по русскому языку.

· Анализ качества знаний. Контроль учёта знаний.

· Формы и методы работы учителя по формированию у учеников творческих способностей и умение самостоятельно работать.

· Организация факультативных занятий и внеклассной работы по предмету.

Планируя методическую работу в школе, нужно иметь в виду, что это не только (и даже не столько!) заседания предметной комиссии, а прежде всего текущая, повседневная работа, которую тоже необходимо планировать.

План работы методического объединения должен иметь следующие разделы:

I. Повышение квалификации учителей:

· кто где учится – курсы, посещение лекций-консультаций;

· самообразование (над какой темой учитель работает, каков должен быть практический выход: доклад на заседании методического объединения, разработка темы, создание пособия для кабинета и т. д.), категория;

[Для самообразования учитель может выбрать тему лингвистического, литературоведческого или методического характера. Результаты этой работы в зависимости от подготовленности учителя оформляются либо в виде реферата, либо в виде самостоятельной разработки какой-то литературоведческой, лингвистической или методической проблемы. По теме самообразования учитель отчитывается перед методическим объединением]

· взаимная информация: сообщение о наиболее интересных лекциях, конференциях, на которых присутствовал учитель, обзор новинок методической литературы, журналов, компьютерных технологий.

· изучение методического письма «Единые требования к устной и письменной речи», план его реализации.

II. Совместная работа с администрацией.

· Распределение нагрузки. Желательно, чтобы оно происходило в первой четверти, а не в мае, как это обычно бывает. Тогда будет значительно лучше соблюдена преемственность в обучении, т. к. учителя сумеют основательно познакомиться с системой работы своих предшественников, составить себе ясное представление об уровне знаний учащихся и внести в работу друг друга необходимые коррективы.

· Работа методического объединения в каждом учебном году начинается с детального рассмотрения итогов экзаменов и работы словесников в минувшем учебном году. Исходя из реальных потребностей ОУ, определяется основная тема работы методобъединения. Работа над ней может быть рассчитана на год или на несколько лет. Выбрав основную тему, очень важно определить роль каждого словесника в её решении. Так, например, выбрав в качестве основной темы индивидуальную работу с учащимися, члены МО распределяют между собой её частные аспекты: «Работа с сильными учениками на уроках анализа диктантов», «Система индивидуальных заданий в процессе изучения «Капитанской дочки», «Работа над индивидуальными ошибками учащихся при изучении лексики в 5 классе» и т. д. Не следует увлекаться теоретическими докладами, так как минимум литературы по основной теме работы МО должен прочитать каждый учитель.

Приложения.

Приложение № 1. Речевая культура учителя

Культура речевого поведения – проявление общей культуры человека. Подлинная высота культуры речи - умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях.

В устной речи учитель использует весь арсенал выразительных средств:

· выбирает соответствующий личностно ориентированной модели обучения тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный;

· использует зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала и т.п. темп речи;

· подбирает соответствующую ситуации силу голоса;

· пользуется нужной интонацией, соблюдает паузы, логические ударения (выделяет голосом наиболее значимые по смыслу слова);

· следит за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.

Речевая (коммуникативная) культура предполагает также:

· умение выслушать собеседника (ученика), не перебивая его;

· внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям школьников;

· тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке;

· оперативно-деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи;

· точное словоупотребление, в том числе и терминов.

Культура речи предполагает также (или прежде всего) её правильность, соответствие нормам русского литературного языка. Устойчивые ошибки, нарушающие правильность речи, свидетельствуют о низкой речевой культуре, у учителя-словесника их быть не должно. Чтобы эксперту было легче ориентироваться, приведём список слов и конструкций, в которых часто допускаются ошибки, вызванные, как правило, диалектным влиянием.

Ошибки в ударении, произношении слов:

Агентство Августовский (педсовет) Алфавит, по алфавиту Баловать, балую Была, не была(в классе) Декада [д’э] Дефис [д’э] Диалог Диспансер [сэ] Документ Доска, на доску (повесь) Досуг Занят (он), занята (она) Звонит Каталог Квартал Километр, километров Контекст [т`э] Конечно [шн] Корысть, корыстный Кофе [ф`э] Красивее Медикаменты Мельком Музей [з`э] Намерение Начал, начала Начался (урок) Ненависть Обеспечение Облегчит, облегчим Партер [тэ] Повторишь, повторим (слово) Повторённое (правило) Повторена(орфограмма) Понял, поняла Поскользнуться Премировать, премированный Процент Развитой (ребёнок) Развитое (чутьё) Ремень Свободнее Скольких, скольким Скучно [шн] По средам (собрания) Средства Столяр, столяром (буду) Сформировать Термин [т`э] Углубить Украинский Фарфор Форзац Ходатайство Хозяева Шинель [н`э] Шофёр, шофёров Щавель Экспертный Языковая (личность) Языковая (колбаса) Языковое (явление)

Типичные грамматические ошибки.

· В образовании форм слов:

Не помнят имени (не имя); сколько времени (не время); нет помидоров, яблок, чулок, носков, солдат (не помидор, яблоков, чулков, носок, солдатов); скажи более точно или скажи точнее (не более точнее); самый старый или старейший (не самый старейший); около ста пятидесяти восьми (не сто пятидесяти восемь); более восьмисот шестидесяти семи (не более восемь сот шестьдесят семь); на обеих партах, страницах (не обоих); это касается обоих мальчиков (не обеих); не ездите на перилах (не ездиите); езжай – поезжай домой (не ехай); клади руки на парту (не ложи); положи книгу на стол (не ложи); их разговор (не ихний); вместо него (не его) и др.

· В нарушении норм согласования или управления:

Повторили то (не о том); объяснили правило (не о правиле); указывать на недостатки (не о недостатках); подтвердить готовность (не о готовности); пришёл из школы (не со школы); вернулся из Киева (не с Киева); уверенность в себе (не в себя); скучает по вас (не по вам); согласно примечанию (не примечания); по приезде в город (не по приезду); по окончании работы (не по окончанию); был мой день рождения (не моё); крепкий кофе (не крепкое); занять (т.е. взять взаймы у кого-то что-то (не занять мне в значении «дать взаймы») и др.

· В нарушении норм построения предложений:

Когда окончится урок, передо мной встанет вопрос об утреннике; или: Окончив урок, я буду думать об утреннике (не Окончив урок, передо мной встанет вопрос об утреннике) и др.

· В нарушении лексических норм:

ü нарушение норм лексической сочетаемости: играть роль (не значение); иметь значение (не роль – в переносном смысле) и др.,

ü употребление лишних слов (плеоназм): «моя автобиография» вместо «моя биография»; «свободная вакансия» вместо «свободное (рабочее) место»; «памятный сувенир» вместо «памятный подарок»; «будущая перспектива» вместо «перспектива» и др.,

ü навязчивое употребление слов типа: например, так сказать, короче, короче говоря, в общем, значит так, значит, ну вот и др.

Приложение 2. Словарно-орфографический минимум терминов для учащихся 7 - 9 классов

ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК: абзац, алфавит, альманах, анализ, аналогия, аннотация, аноним, аргумент, библиотека, биография, богатырь, бюллетень, вариант, гипербола, гуманизм, гуманный, девиз, декларация, дефис, диалект, диалог, дикция, дискуссия, драматург, жаргон, идеал, идиллия, идиома, иероглиф, иллюстрация, имитация, импровизация, инверсия, инициал, инсценировка, интеллигенция, интервал, интонация, кавычка, каламбур, каталог, комедия, комментарий, контекст, красноречие, кульминация, легенда, организм, популярный, характер.

ИСТОРИЯ: абсолютный, авангард, автономия, агент, аграрный, агрессор, администрация, анархия, антагонизм, апелляция, аристократия, ассамблея, атеист, афера, авантюра, баррикада, большевистский, бюджет, валюта, гегемония, государство, декларация, декрет, демократия, демонстрация, деспотизм, диктатура, зодчий, идеология, иллюзия, империалистический, интервенция, интернациональный, информация, кабала, каземат, кампания (поход, деятельность), кандалы, канун, каторга, коалиция, кодекс, конспирация, конгресс, легальный, лидер, лояльный, манифест, патриот, мировоззрение, периферия, провинция.

ФИЗИКА: автоматика, акустика, антенна, атмосфера, балласт, вакуум, герметическая, гидравлическая, зонд, инерция, интенсивный, кибернетика, магнетизм и др.

Приложение 3. Карта контроля для учителя русского языка.

1. Тема, класс, количество часов.

2. Что знают учащиеся по данной теме из предыдущих классов?

3. Что должны знать?

4. Что должны уметь?

5. Календарный план.

6. Формы контроля.

Например: Имя прилагательное (5 класс, 22 часа) (р.р. + 5 часов)

Знают из предыдущих классов (из программы начальной школы): значение прилагательного, вопросы; изменение прилагательного по родам, числам, падежам; правописание безударных окончаний имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящую и «ц»).

Должны знать:

· разряды прилагательных;

· степени сравнений;

· «не» с прилагательными;

· правописание гласных и согласных в суффиксах -ан-, -ян-, -енн-, -онн-, -н- в словах с основой на –н;

· правописание сложных прилагательных;

· правописание «О», «Е» после шипящих.

Должны уметь:

· анализировать прилагательное как часть речи;

· отличать прилагательное от других частей речи;

· образовывать степени сравнения прилагательных;

· различать значение суффиксов;

· употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Приложение 4. Типология речевых и грамматических ошибок

В действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» указывается, что с помощью сочинений и изложений проверяются « …2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания». Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых ошибок и недочётов, грамматических ошибок.

Грамматическаяправильность речи оценивается по специальным критериям.Правильность речи – соблюдение в ней основных грамматических норм, сформулированных в виде правил грамматики (в морфологии - нормы склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе - нормы согласования, управления слов, построения предложения той или иной структуры…).

Нарушение грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них следующие:

В СЛОВЕ.

Словообразовательные.

· ошибочное образование слов:

Он проявил благородность (благородство). Мой сын – такой непоседка (непоседа). У него был раздумчивый (задумчивый) вид. Пень струхлявился (стал трухлявым). Ты просто плакун(плакса). Пойду заместо (вместо) тебя. Дала подщёчину (пощёчину).

Морфологические.

· ошибки в падежах имён существительных, числительных (образование форм слова);

В зале не осталось свободных местов (мест). Запрягли два медведя (двух). У меня нет свободного время (времени).

· ошибки в образовании формы числа;

Сёлы (сёла), докторы (доктора)

· ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных в форме косвенных падежей;

Мальчик был в зимнем пальте (пальто).

· ошибки в употреблении слов в другом роде;

Собака громко залаял(залаяла). Съел пирожок с повидлой (повидлом).

· ошибки в образовании степеней сравнения прилагательного;

Вечер был более интереснее (более интересный или интереснее). Около нашего дома рос самый высочайший(самый высокий или высочайший) дуб в округе.

· ошибки в образовании местоимений;

Ихний (их), егонный (его), ейный (её), сидел около его (около него).

· ошибки в образовании форм глагола, причастий и деепричастий;

Ложит (кладёт), становят (ставят), едь(поезжай, езжай), ляжь (ляг), ездиет (ездит), метается (мечется), исследоваемый(исследуемый), ждя (ожидая).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ.

В СЛОВОСОЧЕТАНИИ:

· ошибки в согласовании;

Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями (плохо воспитанных родителями). С лицами, живущих(живущими) на чужой территории. Мальчик – круглая (круглый) сирота.

· ошибки в управлении;

Выполнено согласно плана (плану), жажда к славе (славы), пришёл со(из)школы, оплатить запроезд (без предлога), мечта к(о) свободе, представляем о том (то), это указывает то (на то), что…,будем помнить (его) и гордиться им,согласно расписания (расписанию), по окончанию(по окончании) школы, надо исходить от (из) этих решений….

Автор «Слова» сочувствует и прославляет Игоря (сочувствует ему и прославляет его – использование одной формы управления после двух глаголов с разным управлением). Сын решил стать врачом наперекор желания (желанию). Отец понимает сына и радуется за его успехи(его успехам). Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чём(ничем) не обоснованы. Прометей посвятил свою жизнь в борьбе (без предлога) с тираном.

В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

· нарушение согласования между сказуемым и подлежащим;

Боль утих (утихла). Торжество счастья захлестнула (захлестнуло) его. Молодёжь, народ собрались. Часть деревьев старая (старые). Газета «АиФ» увеличилсвой тираж (согласуется с подлежащим, а не с приложением). Иванова – хорошая(хороший) доктор. Часы – браслет лежал(лежали) на подоконнике. Двадцать один студент приняли(принял) участие в экспедиции. Недавно построено(построены) и эти семь домов. Открыто(открыты) все пять окон. Большинство бюрократов нечестное (нечестные).

· ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами;

Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. Проходя мимо бани, пар густыми облаками окутывал нас.Пролетевнесколько тысяч километров, ракета была затопленав Тихом океане. (Два субъекта действия). Пройдяпервые шаги, моё сердце начинает биться.(Два субъекта действия и несовпадение вида глагола и деепричастия).

· ошибки в построении предложений с причастными оборотами;

Некрасов изобразил жизнь крестьян, дорогу из Петербурга в Москву построенных(построивших). Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов(место оборота).

· ошибки в построении предложений с однородными членами;

Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей(уважению).

Хотел показать значение спорта и почему я его люблю (и причины моей любви к нему). Выступали как артисты, а такжеи дети (двойной союз как.., так и …).

Герой был высок и худой(высокий и худой, или высок и худ). Он любит читать книгу и чистоту(чтение книг и чистоту, или читать книги и наводить чистоту).

· ошибки в построении сложных предложений;

Собака гуляла с тётей Валей, на которую был надет намордник(на кого?). Я завидую тем, которые рыбачат (кто?).

· смешение прямой и косвенной речи;

Князь Игорь сказал, что «хочу(хочет) свою голову положить либо напиться шеломом из Дона».

· пропуск необходимых слов;

Владик кое-как прибил доску и побежал(играть) в волейбол.

· нарушение границ предложения;

Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.Мы не поехали на экскурсию. Потому что пошёл сильный снег.

Грамматическая правильность речи так же, как орфографическая и пунктуационная грамотность, влияет на логичность, выразительность и точность мысли, на содержание высказывания.

При оценке письменных работ творческого характера, кроме грамотности, учитывается и речевое оформление. Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в содержании учитываются при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с орфографическими и пунктуационными, - при выведении второй (нижней).

Точный, богатый, выразительный язык является одним из основных показателей качества изложений и сочинений. Точность речи зависит от умения ученика отобрать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию.

Для достижения правильности (точности) словоупотребления важно уметь выбрать из ряда синонимов один, наиболее подходящий для данного случая, выбрать слово, адекватное данному понятию.

Стилевое единство и выразительность текста создаётся отбором языковых средств в соответствии с задачей высказывания. Речевые ошибки допускаются в словоупотреблении (семантические и стилистические) и в строении текста. Ошибки в словоупотреблении – стилистические недочёты – связаны с нарушением требования коммуникативной целесообразности речи (т.е. с понятием хорошей речи). Речевой недочёт – нарушение хорошей речи (оценивается с позиций: хуже – лучше). Речевая ошибка – нарушение правильности речи. Хотя речевая ошибка может встретиться и в предложении, чаще она обнаруживается в контексте.

Один из часто приводимых критериев разграничения ошибок: грамматическая - так сказать нельзя, а речевая – можно, но неудачно, некрасиво, неточно.

При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты:

· Употребление слова в несвойственном ему значении (ошибка).

Чтобы быть грамотным и с большим жаргономслов, надо много читать. Мы видели в Эрмитаже чучелоПетра 1. Мальчик сделалподвиг. Продукты подходили к концу, и нам пришлось открыть неприкасаемыезапасы (паронимы).

· Нарушение лексической сочетаемости (недочёт).

Пришёл молодой юноша. Дуют пронзительные ветры. Коричневые глаза.Я люблю бананы, субботу и бабушку.Удивляли её глаза и скромность. Маленький ветер. Вначале Машу считали забитой трусихой.

· Употребление лишнего слова (плеоназм) (недочёт).

Прилетели пернатыептицы. Мояавтобиография. Мокрыйдождь. Мчалсябыстро.Потом мне говорили, что это очень редкий раритет.Ну а в самых экстремальных случаях вызывайте службу спасения.

· Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) (недочёт).

В рассказе«Муму» рассказывается… В образе изображён …Множество преград преграждает…

· Повторение одного и того же слова (недочёт).

Герои романа Фадеева«Разгром» изображаются Фадеевымбез прикрас; Фадеев изображаетне только их поступки, но и внутренний мир. Былаосень, былохолодно. Для обеспечения безопасности в городе были приняты беспрецедентные меры безопасности.

· Употребление слова или выражения иной стилевой окраски (недочёт).

Попечитель богоугодных заведений подлизываетсяк ревизору. Алёша в результате избиения пролежал весь месяц в кровати.

· Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного слова (недочёт).

Есенин был большой разгильдяй.

· Неудачное употребление просторечных и диалектных слов и выражений (недочёт).

На пришкольном участке мы сеяли морковь и бураки.

· Смешение лексики разных исторических эпох (недочёт).

Во время забастовки Пушкин находился в Михайловском. У Хлестакова – маленькая зарплата.

· Неудачное употребление личных и указательных местоимений (ошибка).

Я вынула книгу из сумки и положила еёна стол (книгу или сумку?). Никитич сидел на коне, грива егоразвевалась (коня или Никитича?). Это время ставило такиезадачи (какие?).

· Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

· Нарушение видо - временной соотнесённости глагольных форм (ошибка). Некоторые источники относят данные ошибки к грамматическим.

Когда разлилисьреки, дороги в низинах становятсянепроходимыми. Когда Пугачёв выходилиз избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед.Ученик, напишущийизложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Когда писатель работает,Ю-ю вскакивала, садиласьоколо руки и смотрелаза пером.

· Неудачный порядок слов (недочёт).

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

· Бедность и однообразие синтаксических конструкций, стилистическая невыразительность, штампы (недочёт).

Наступила зима. Деревья покрыты снегом, как белыми шапками. Ночи стали длиннее, а дни короче. Стало холодно.

Приложение № 5. План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы (из опыта работы Тосненского района).

Наши рекомендации