Схема анализа и самоанализа урока русского языка.

Примерная схема анализа урока.

· Тема урока. Место урока в общей системе уроков по разделу.

· Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи.

· Организация начала урока.

· Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Содержание опроса, ориентация на дифференцированную работу на этом этапе. Качество ответов учащихся. Уровень самостоятельности школьников (чем она была подготовлена). Подведение итогов домашней работы. Оценка ответов (мотивировка, объективность). Причины отсутствия этого этапа на данном уроке.

· Организация повторения изученного с целью подготовки к усвоению нового материала (если это не было целью предыдущего этапа).

· Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового (формулирование проблемных вопросов, мотивация необходимости знаний и др.)

· Способы изучения нового материала: слово учителя, наблюдение над языковым материалом; самостоятельная работа с книгой; коллективная и самостоятельная работа учащихся при освоении нового материала. Целесообразность выбранного учителем способа освоения нового. Способы вовлечения учащихся в работу по восприятию и осмыслению нового материала. Активность учащихся на этом этапе.

· Закрепление материала (содержание и методика). Характер заданий, обеспечивающих процесс первичного закрепления знаний и умений, применения их на практике.

· Содержание и методика объяснения домашнего задания. Инструктаж о его выполнении (соответствие при этом домашней работы целям и задачам урока, возможности учащихся). Осуществление дифференцированного подхода, в том числе отсутствие домашнего задания для ряда учащихся.

· Итоги урока (как подводились).

· Использование мультимедийного сопровождения, ТСО, наглядных пособий (их эффективность).

· Реализация требований единого речевого режима.

· Перегрузка учащихся на уроке или, наоборот, недооценка их сил (как этого избежать?). Учёт интеллектуального и физического развития детей в классе.

· Достигнуты ли цели урока, соответствовала ли организация урока его целям? Если нет, то почему.

· Рекомендации по улучшению качества работы учителя и учащихся на уроке.

Примечание. Если урок повторения (закрепления) материала, то действуют пп. 1 – 4, далее:

· Осуществление на уроке обобщения и систематизации теории и совершенствования практических навыков учащихся. Насколько рационально соотносились на уроке различные виды работ. Осуществление дифференцированного подхода к обучению на этапе повторения, обобщения материала. Удельный вес самостоятельной работы, работы в парах. Далее - с пункта о домашнем задании.

Примерная схема анализа урока.

Предмет ________________________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________________
Ф. И. О. учителя__________________________________________________________________
Дата ___________________________________класс____________________________________
Цель посещения__________________________________________________________________
1. Мобилизующее начало:
Класс к уроку Тема урока Цели, задачи урока Ход урока готов дана даны дан не готов не дана не даны не дан
2. Средства активизации: а) живое слово учителя; б) использование доски; в) ТСО, компьютер; г) лабораторная работа; д) практическая работа; е) самостоятельная работа; ж) индивидуальное занятие.
3. Умения и навыки______________________________________________________________
4. Объяснение нового материала: а) доступность; б) наглядность; в) научность; г) __________
5. Контакт с классом_____________________________________________________________
6. Формы работы: а) фронтальная; б) индивидуальная; в) групповая; г) парная; д) ролевая игра; ж) ___________
7. Домашнее задание:
Дано: до звонка с пояснением после звонка без пояснения
8. Дозировка домашнего задания: а) недостаточное; б) превышенное; в) оптимальное; г) ____________
9. Оценки за урок: «5» - (с пояснением: _______   «4» - ______________   «3» - без пояснения: ____________   «2» - ___________)
10. Активность класса:___________________________________________________________
11. Работа со слабыми: а) индивидуальный подход; б) дифференцированный подход; в) не велась; г) __________________________
12. Итог урока:
подведён: не подведён:
Выводы:_______________________________________________________________________
Рекомендации:__________________________________________________________________
               

Вопросы для самоанализа урока.

1.Определение целей обучения.
2. Формирование темы и доведение её до учащихся.
3. Соответствие содержания заявленной теме.
4. Место данного урока в ряду других.
5. Обоснование типа урока и его структуры.
6. Отбор содержания, планирование работы, выбор методов и средств в достижении цели.
7. Характеристика учебной деятельности школьников в соответствии с предложенными способами действий на учебном занятии.
8. Контроль работы.
9. Анализ и оценка результатов обучения.

Приложение к анализу урока (для учащихся).



1. Сформулируйте тему урока:______________________________________________
2. Какие правила, формулы, законы, изученные ранее, тебе помог понять сегодняшний урок?________________________________________________________
3. Какие новые правила, формулы, законы ты узнал на этом уроке?___________________________________________________________________
4. Какие трудности ты испытал на уроке?_____________________________________
5. Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего (поставь баллы от 1 до 5):
индивидуальная работа в парах по карточкам ролевая игра самостоятельная работа тестирование работа в группах урок-зачёт урок-семинар ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________

Наши рекомендации