Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса

Управление образования Железнодорожного района города Красноярска

МБОУ «Общеобразовательное учреждение Лицей № 28» г. Красноярска

УТВЕРЖДАЮ:______________________

директор МБОУ «Лицей№28» А.В. Катцына

«_____»___________________2012 г.

Рабочая программа учебного курса

Информатика» для 4 класса

На 2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» разработана на 2012-2013 учебный год на основе Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по информатике.

Рабочую программу составила учитель 12 разряда II квалификационной категории Нестерова Наталья Валерьевна.

Рабочая программа была обсуждена на заседании методического объединения учителей МБОУ « Лицей №28»

«_____» сентябрь 2012 г. Протокол №_____

Руководитель РМО учителей ( ): _______________

Согласовано:____________________

заместитель директора по УВР Ф.И.О.

Пояснительная записка:

Рабочая программапо учебному курсу «Информатика» составлена для учащихся 4 класса МБОУ Лицей №28 Железнодорожного района г. Красноярска. Данный учебный предмет является обязательным для изучения во 2 – 4 классах и входит в федеральный компонент учебного плана школы по БУП 2004 года.Программа составлена на основе рекомендованных ДО программ и стандартов общего образования МО РФ (2004 г., авторы-составители программы: Горячев А.В. и др.). Программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения информатика.

Цели и задачи изучения информатики в начальной школе:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

· применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если ... то», «и», «или», «не» и их комбинаций («если ... и ..., то...»);

· алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

· системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

· объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса.

· научиться осознанно применять общие учебные умения и навыки:

- представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания;

- решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;

· осознанно использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь – для общения, передачи и обмена информацией;

- кодирование – как действие по преобразованию формы представления информации;

- компьютер – как универсальный инструмент для создания информационных объектов, их преобразования, хранения и передачи;

· понимать взаимосвязь первоначальных понятий информатики;

· получать первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем получить прочные и глубокие знания по информатики в соответствии с образовательным стандартом;

· освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры (умение работать с информацией, осуществлять ее сбор, хранение, преобразование, обработку и передачу);

· научиться понимать и устно описывать отношения человека и компьютера, возможности компьютера;

· включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики;

· развивать свои общеучебные умения и коммуникативные навыки;

· научиться воспринимать информацию без искажения от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, пользоваться современными средствами связи;

· научиться описывать объекты реальной действительности;

· научиться ощущать взаимосвязь и последовательность этапов и способов работы с информацией;

· получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;

· научиться представлять информацию в различных формах;

· получить первичные представления об информационной задаче, об объекте и модели объекта, об этических и правовых нормах, связанных с использованием и получением информации;

· получить элементарные навыки по использованию компьютера в учебной деятельности.

В результате изучения курса «Информатика» учащиеся должны:

иметь представление:

· о статической картине объекта (структуры, классы);

· о картине поведения объекта (процессы и алгоритмы);

· о языке как объекте моделирования (логика рассуждений);

· о информационной модели объекта (приемы моделирования и решения задач).

уметь (знать):

· определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д.;

· описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

· заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;

· выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

· изображать множества с разным взаимным расположением;

· записывать выводы в виде правил «если-то»;

· по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если-то».

Выписка из учебного плана:

Компонент учебного плана Предмет Количество часов по учебному плану Количество часов в неделю
Федеральный Информатика

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана:

Реквизиты программы УМК учащихся УМК учителя
Программа рекомендована ДО программ и стандартов общего образования МО РФ 2004 г. Авторы-составители: Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. Рабочая тетрадь 4 класс под редакцией Горячева А.В., Баласс, 2007г   Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2004. – 128 с.  

Календарно-тематическое планирование по информатике 4 класс (из расчета 1 час в неделю (35ч))

№ урока Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Дата проведения
уроки контрольные работы
  I ЧЕТВЕРТЬ       4б, в
Правила ТБ. Введение в предмет   6.09 5.09
Ветвление в построчной записи алгоритма   13.09 12.09
Ветвление в построчной записи алгоритма   20.09 19.09
Цикл в построчной записи алгоритма   27.09 26.09
Параметры алгоритма.   4.10 3.10
Обратный алгоритм.   11.10 10.10
Подготовка к контрольной работе.   18.10 17.10
Контрольная работа.   25.10 24.10
Разбор контрольной работы.   1.11 31.10
  II ЧЕТВЕРТЬ          
Адреса и поиск.   15.11 14.11
Схема состава.   22.11 21.11
Общее название и отдельные параметры.   29.11 28.11
Массивы.   6.12 5.12
Подготовка к контрольной работе.   13.12 12.12
Контрольная работа.   20.12 19.12
Разбор контрольной работы.   27.12 26.12
  III ЧЕТВЕРТЬ          
Множества. Число элементов в множестве.   17.01 16.01
Графы.   24.01 23.01
Пересечение множеств. Совмещение графов.   31.01 30.01
Правило “если - то”. Цепочка утверждений.   7.02 6.02
Слова “И”, “ИЛИ”, “НЕ”. Пути в графах.   14.02 13.02
Использование слов “И”, “ИЛИ” в правилах “ЕСЛИ - ТО”.   21.02 20.02
Слова “И”, “ИЛИ”, “НЕ”. Графы утверждений.   28.02 27.02
Подготовка к контрольной работе.   7.03 6.03
Контрольная работа.   14.03 13.03
Разбор контрольной работы.   21.03 20.03
  IV ЧЕТВЕРТЬ          
Алгоритмы - перевертыши.   4.04 3.04
Предметы-гибриды.   11.04 10.04
Главное и дополнительные действия предметов.   18.04 17.04
Необычные значения признаков.   25.04 24.04
Подготовка к контрольной работе.   16.05 8.05
Контрольная работа.   23.05 15.05
Разбор контрольной работы.   30.05 22.05
Повторение     29.05
Повторение      
  Итого:

Наши рекомендации