Знания и умения учащихся начальной школы

В результате изучения программы учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объ­еме; постройка или художественное конструирование на плоско­сти, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художест­венных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народ­ных формах искусства;

— развивают свои наблюдательные и познавательные способ­ности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в кон­кретных формах творческой художественной деятельности;

— осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

— приобретают первичные навыки художественного восприя­тия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их со­циальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

- учатся анализировать произведения искусства, приобрета­ют знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать худо­жественные термины и понятия;

— овладевают начальным опытом самостоятельной творчес­кой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной ху­дожественной деятельности;

- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения про­странства на плоскости и пространственных построений, первич­ные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобретают навыки общения через выражение художест­венных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих то­варищей;

- приобретают знания о роли художника в различных сфе­рах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

- приобретают первичные представления о деятельности ху­дожника в синтетических и зрелищных видах искусства (в теат­ре и кино);

- приобретают первичные представления о богатстве и раз­нообразии художественных культур народов Земли и основах это­го многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отноше­ний к явлениям жизни.

2-й этап обучения(V—IX классы)

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

И ЗНАНИЙ

(Программа основной школы)

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсе­дневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представле­ния о значении искусства в их личностном становлении. Преду­сматривается широкое привлечение их жизненного опыта, приме­ров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отно­шения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и пони­мать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помога­ет осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску ис­тины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомят­ся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульп­туры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искус­ство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа, а также знакомство с но­выми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-про­странственное моделирование, проектно-конструктивная деятель­ность; декоративная работа с различными материалами; художе­ственная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития про­граммы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый , этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал началь­ной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголо­сие видов пространственных искусств в их синкретическом един­стве, средняя школа построена по принципу углубленного изуче­ния каждой группы видов искусства.

V класс,или первый год основной школы, посвящен изуче­нию группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

VI и VII классыпосвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности ху­дожественного изображения (рисунок и живопись), понимание ос­нов изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Следующая ступень — VIII класс— посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных ис-кусств опирается на уже сформированный за предыдущий пери-од уровень художественной культуры учащихся.

Тема IX классаявляется как развитием, так и принципиаль­ным расширением курса визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодя

господствующими во всей системе информации. XX век дал не­мыслимые ранее возможности влияния зрительных образов, силы их воздействия при слиянии со словом и звуком.

Программа основной школы выражает логику развития содер­жания учебного материала. Ступенчато построено овладение ху­дожественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа дает возможность различного углубления каждой темы — в зависимости от конкретных усло­вий. Так, программа (при определенных потерях) может быть вы­полнена при 35 учебных часах в год, но оптимальное изучение программы предполагает 70 учебных часов в год. При опоре на методические материалы к программе изучение каждой ее темы может быть углублено при большем количестве часов в школах художественно-эстетического направления. Учитель может творче­ски подходить к распределению часов по темам, соблюдая логи­ку взаимодействия тем.

Программа при внимательном изучении дает широкие возмож­ности для педагогического творчества, проявления индивидуаль­ности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную це­лостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

V КЛАСС(35—70 ч)

Наши рекомендации