Словарь литературоведческих терминов
Автор— создатель литературного произведения. Понятия «автор» и «образ автора» часто используются как синонимы.
Антитеза— стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, напр.: «Великий человек на малые дела» (Даль); антитеза характерна для поэтической речи.
Внутренний монолог — развернутое высказывание героя, обращенное к самому себе и отражающее переживание, движение мысли, динамику внутренней жизни.
Герой литературный — действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром. Литературный герой наделен биографией (более или менее подробной), определенными портретными чертами и представлен в системе отношений с другими действующими лицами и миром в целом.
Гипербола— стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр., «наметали стог выше тучи» или «вино лилось рекой» (Крылов).
Гротеск(фр. причудливый, затейливый) — изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе.
Драма— 1) один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене, а также отдельное произведение, относящееся к этому роду литературы; 2) в XVII— XX вв. — социально-бытовая пьеса, отличающаяся от комедии психологической глубиной конфликтов.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Жанр— исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр., в живописи — портрет, пейзаж и др.; в музыке — симфония, кантата, песня и др.; в литературе — роман, поэма и др.
Завязка— элемент сюжета, событие, являющееся началом конфликта (см.) и отправной точкой в развитии действия.
Ирония— вид комического, который строится на контрасте видимого и скрытого смысла. Ирония изначально двусмысленна, в ней присутствуют прямой смысл и обратный, подразумеваемый, истинный.
Комедия— драматическое произведение, характеры, положения и диалоги в котором вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей.
Композиция— в литературе и искусстве — конкретное построение, внутренняя структура произведения. Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.
Конфликт— столкновение противоположных взглядов, интересов, противоречие, противоборство между действующими лицами литературного произведения. Кульминация (лат. вершина) — в литературе и искусстве — ответственный момент в развитии действия, предрешающий развязку; точка, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-л.
Лейтмотив— руководящая, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.
Лирика— 1) один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; лирика является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний; 2) совокупность произведений этого рода.
Лирические отступления — фрагменты повествования, в которых автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или вообще переходит на темы и сюжеты, не связанные с магистральной линией развития основного повествования.
Метафора— оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, напр.: «На нити праздного веселья Низал он хитрою рукой Прозрачной лести ожерелья И четки мудрости златой» (Пушкин).
Монолог — 1) речь действующего лица, гл. обр. в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; 2) речь наедине с самим собою.
Направление— совокупность духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества писателей определенной эпохи.
Нигилизм— 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм; 2) прогрессивное течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX в., отрицательно относившееся к традициям, устоям дворянского общества, к крепостничеству.
Олицетворение— воплощение каких-нибудь черт, свойств (о живом существе), напр.: Плюшкин — олицетворение скупости; уподобление неживого живому; перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления, напр.: «Сырое утро ежилось и дрыхло» (Б. Пастернак); «Оскорбительно намекая на тяжесть Виктории Артуровны, этот лифт часто бастовал» (В. Набоков).
Пародия— шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; смешное подобие чего-либо.
Пафос— страстное воодушевление, подъем.
Пейзаж— 1) реальный вид какой-либо местности; 2) в искусстве — изображение природы, напр. картина, рисунок в живописи.
Персонаж— действующее лицо в художественном произведении. Термин синонимичен понятию герой литературный. На практике понятие «персонаж» чаще всего используют по отношению к второстепенным действующим лицам, существенно не влияющим на ход событий и характер конфликта.
Повесть— эпический прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем воссоздать психологический мир героя.
Портрет— описание внешности персонажа в литературе (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенностей мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться). Развернутый, психологически достоверный портрет персонажа — достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики героя, портрет вместе с тем проявляет особенности индивидуального стиля писателя.
Поэма— большая (как правило, многочастная) стихотворная форма, лиро-эпический жанр.
Прототип— 1) действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2) кто- или что-либо, являющееся предшественником и образцом последующего.
Рассказчик — персонаж в литературном произведении, которому «доверяется» повествование о других персонажах и событиях; ведет повествование от первого лица и представляет читателю свою (часто отличную от авторской), субъективную версию изображаемых событий.
Риторический вопрос— поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Рифма— созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога.
Роман— 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило, прозаического), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Романтизм— 1) направление в европейском искусстве первой половины XIX в., романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; 2) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.
Роман-эпопея — масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека.
Сарказм— язвительная, жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста.
Сатира— 1) стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки; 2) в литературе и искусстве — жестокое, издевательское обличение людских пороков и недостатков общественной жизни, а также произведения, содержащие такое обличение.
Сравнение— сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого. В любом сравнении присутствуют два компонента: объект сравнения (то, что сравнивается) и средство сравнения (то, с чем сравнивается объект).
Строфа— 1) соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (напр., четверостишие).
Сюжет — 1) последовательность, связь описания событий в произведении литературы; 2) в изобразительном искусстве — предмет изображения.
Трагедия— драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии и оканчивающееся чаще всего гибелью героя.
Элегия— 1) жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения.
Эпиграф — фраза (часто цитата), помещаемая перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.
Эпилог — заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий или даются дополнительные разъяснения замысла автора.
Эпитет— разновидность тропа, образное определение, напр.: слепая любовь, туманная луна.
Эпос — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой, основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ (см.).
Юмор—изображение чего-л. в смешном виде; в отличие от сатиры юмор не обличает, а беззлобно и весело вышучивает.
Список литературы
1. А.П.Чехов. Вишнёвый сад: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. [Текст] – М.: Дрофа, 2001.
2. Бочаров С. "Война и мир" Л.И. Толстого. Три шедевра русской классики. [Текст] - М., 1971.
3. Долинина, Н.Г. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л.Н. Толстого
"Война и мир". [Текст] / Н.Г.Долинина. - СПб.: Лицей, 1999.
4. Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс [Текст]
/ И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. - 3-е изд.,исправ. и доп. – М.: ВАКО, 2003.
5. Лебедев,Ю.В.Русская литература XIX века.10 кл.[Текст]: Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2ч. / Ю.В.Лебедев - М: Просвещение, 2010
6. Литература в таблицах и схемах. [Текст]/ Ю.С. Миронова.- СПб.: Тригон, 2009.
7. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах [Текст]/М.И. Мещерякова. - 2-е изд. перераб. и испр. - М.: Рольф, 2001
8. Обернихина,Г.А..Литература[Текст ]: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова и др.; под. ред. Г.А.Обернихиной. - М.: Издательский центр"Академия", 2011. - 686 с.
9. Обернихина,Г.А..Литература [Текст ]: практикум: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова и др.; под. ред. Г.А.Обернихиной. - М.: Академия, 2006.
10. Русская литература. ХХ век [Текст]: Энциклопедия для детей / Главный ред. М.Аксенова.- М.: Аванта-плюс,2004
11. Литература [Текст]: научно-методическая газета для учителей словесности/Учредитель ООО "Чистые пруды".
Ресурсы Интернет
1. Белокурова, С.П. И.А.Гончаров.Обломов [Электронный ресурс] / С.П.Белокурова, С.В. Друговейко. - http://www.gramma.ru
2. Бычков, М. Н. Комментарии к поэме "Кому на Руси жить хорошо" [Электронный ресурс] - http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0300.shtml
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] - http://nizrp.ru/index.htm
4. Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ). [Электронный ресурс] - www.a4format.ru
5. «Собрание классики» Библиотеки Мошкова [Электронный ресурс] - http://az.lib.ru
6. Соколова, М.В. XIX век в русской литературе. [Электронный ресурс] - http://gallerix.ru/lib/xix-vek-v-russkoy-literature
7. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению [Электронный ресурс] - http://literaturologiya.academic.ru
8. Электронная библиотека по русской литературе XIX века [Электронный ресурс] - http://www.ruslibrary.ru