Словарь терминов

АБКСТРАКЦИЯ(лат. аbstractio - отвлечение) - способ художественного мышления и построения образа, который предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенных значимых моментов.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. аllegoria иносказание) - принцип художественного осмысления действенности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах.

АЛЛЮЗИЯ(от лат. аlludo - намекать) - прием художественного выразительности, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже произведение искусства. Например, в фильме Ф. Феллини «И корабль плывет» прочитывается аллюзия библейской легенды о Ноевом ковчеге.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ(лат. ambo - оба, valentia - сила) - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, чувств по отношению к одному и тому же объекту.

АНАЛИЗ(греч. analysis - разложение, расчленение ) - подробное исследование чего-либо, процесс расчленения целого на части с целью познания.

АНАЛОГИЯ (греч. analogos - соответственный, ) сходство между объектами в некотором отношении. Провести аналогию - это сравнить объекты друг с другом, установить между ними общие черты.

АССОЦИАЦИЯ (от лат. assocto - связываю) - способ достижения художественной выразительности, основанный на выявлении связи образов с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте.

АФОРИЗМ -краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

ВОСПРИЯТИЕ - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей через органы чувств. Завершается формированием образа. эстетическое восприятие выражается в целенаправленном целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличения) - способ художественного преувеличения какого-либо свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический художественный образ подчеркнуто условен, неправдоподобен. Преувеличение выявляет в художественном образе скрытое содержание, тем самым его особую выразительность, эмоциональность. Например, гипербола есть в поэтических строках В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал...»

ЗАМЫСЕЛ исходное представление художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, проект, с которого начинается творческий процесс.

ИНСАЙТ(англ. insight - постижение, озарение) - неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ(лaт. interpretatio - толкование, разъяснение) - свое прочтение оригинала; процесс восприятия и переосмысления произведения искусства в зависимости от индивидуальности, социальной принадлежности, уровня развития субъекта восприятия.

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть)- способность непосредственно и быстро находить верное решение задачи, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий при неосознаности мыслительного процесса.

КАТАРСИС(греч. katharsis - очищение)- термин античной эстетики, обозначающий душевное облегчение, очищение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний, вызванных произведением искусства.

МЕТАФОРА(греч. metapfora - перенос)- средство образного восприятия и выразительности, в основе которых перенесение значений одного предмета на другой при осознании их различий. Метафора как бы обновляет предмет, показывает его в неожиданном ракурсе, создает чувственно - конкретный, рельефный образ, усиливает впечатление. Например, у Пушкина: «Пчела за данью полевой летит из кельи восковой».

КОНЦЕПЦИЯ художественная (лат. conseptus - мысль, представление)- образное осмысление жизни, ее проблем в произведении искусства, конкретная идейно-эстетическая направленность как отдельного произведения, так и творчества художника в целом, непосредственное и полное выражение авторской позиции.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (лат. originalis - первоначальный) - самобытность, неповторимость художественного произведения и его создателя, проявляющиеся в богатстве содержания и формы произведения искусства, в глубине и нестандартности восприятия и отражения мира.

СИМВОЛ художественный (греч. symbolon - опознавательная примета) - образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом. в нем всегда присутствует определенный смысл, слитный с образом, но не сводимый к нему буквально, требующий вникания, интерпретации. Например, гора чистилища в «Божественной комедии» Данте есть символ духовного восхождения.

Художественный символ тем содержательней, чем более он многозначен.

СИНТЕЗ(греч. synthesis - соединение, сочетание) - процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей, органического соединения различных элементов сторон, объекта в единое целое.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально - психологические особенности личности, особые природные задатки, от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности, приобретение знаний, умений навыков. Способности формируются и развиваются по мере становления и совершенствования личности. Художественные способности - особая одаренность, выражающаяся в потребности и возможностях к художественному творчеству в легкости освоения навыков творческой деятельности.

СТИЛИЗАЦИЯ (от фр. style - стиль) - использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм, приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления, связанный с созданием и открытием чего-либо нового, общественно значимого. Творческое мышление определяется своеобразием личности художника, его способностью оригинально, самостоятельно мыслить, предполагает диалектическое соединение традиции и новаторства.

ТИПИЗАЦИЯ(от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - способ художественного обобщения, выявления характерного, существенного в изображении жизненных явлений и предметов, осуществляемый с помощью специфических (для каждого вида искусства и жанра) выразительных средств. Синтез общего, типического и индивидуального в воссоздании действительности обеспечивает правдивость и достоверность изображения.

ЭВРИСТИКА - наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio - выражение)- сила проявления чувств, переживаний; обостренная выразительность в искусстве, для достижения которой применяются особые, необычные художественные средства; например: деформация в изобразительных искусствах, резкие и усложненные диссонансы музыки и т. д.

ЭМПАТИЯ (греч. empatheia - сопереживание) - понимание эмоциональных состояний других людей, в том числе при восприятии объектов и явлений природного мира и произведений искусства, в чувствование и сопереживание, умение понимать «не умом», а «сердцем».

ЭПИГОНСТВО (от греч. epigonoi - родившейся после) - несамостоятельное следование отжившим идеям, принципам и методам какого-либо художественного течения в изменившейся обстановке. Творческое освоение классических традиций, изучение наследия прошлого не имеют ничего общего с эпигонством.

Наши рекомендации