Работа над рассказом «барбос и жулька»

Объясните значение слов.

ПРИЗЕМИСТЫЙ — (1) малорослый и плотный по сложению; (2) маленький, низкий).

СТАЛАКТИТ — (имеющий форму сосульки, спускающейся с по­толка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающи­мися каплями).

ФЛИРТ— (любовная игра, кокетство).

ФЕСТОН— (один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).

ПОДПАЛИНА — (рыжеватое или белесое пятно на шерсти жи­вотного).

ЛИЦЕМЕРНЫЙ — (отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия).

ЛИЦЕМЕРИЕ— (поведение, прикрывающее неискренность, зло­намеренность притворным чистосердечием, добродетелью).

ЛАВРЫ— (ветви лаврового дерева, венок из них — символ победы, славы, награды. Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) — пользоваться плодами успехов).

КАРЬЕР — (самый быстрый конский бег, ускоренный галоп).

ТРИУМФАЛЬНЫЙ— (триумф - блестящий успех, торжество).

— Объясните выражение «бывал унизан колючими "репяхами"...».

— Подберите синонимы к словам.

ЛЬСТИВЫЙ — (вкрадчивый, ласкательный).

МУЧЕНИЕ— (страдание, терзание, пытка, мытарство, маета).

— Подберите антонимы к словам.

СХОДСТВО — (различие, разница).

ВЗВОЛНОВАН- (спокоен).

(Чтение рассказа на с. 85—91 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику. После паузы учитель задает во­прос.)

— Ваши впечатления от прочитанного? (Дети делятся своими впечатлениями.)

VII. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу?

Домашнее задание

Перечитать рассказ, подготовиться к работе по его содержа­нию на следующем уроке.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии А.И. Куприна

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжело­го материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 г. Куприн поступил в Московскую военную гимназию, а в 1888 г. — в военное училище. В чине подпоручика он проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными за­работками. Однако именно в эти годы происходило становление А.И. Ку­прина как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А.П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны понести «Молох» (1896), «Поединок» (1905), «Яма» (1909-1915), рассказ «Гранатовый браслет» (1911). В 1909 г. талант А.И. Куприна был отмечен 11ушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной ЖИЗНИ:в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе ми тросов с мятежного крейсера «Очаков».

В начале Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. А.И. Куприн примкнул к армии Н.Н. Юденича, и в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928 -1932). Тоска по родине заставила А.И. Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.

Ход урока 2

I, Организационный момент

II. Речевая разминка

Знакомый

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу — навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы — неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем —

И он, и я, и он, и я!

В. Берестов

- Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: разделяя слова на слоги, шепотом, громко, с ускорением, выразительно).

- Догадались ли вы, о ком идет речь? (О собаках.)

- О чем хотел рассказать нам автор?

- Сегодня мы продолжим работу над текстом «Барбос и Жулька».

III. Работа по теме урока

- Найдите описание собак.

- Как вы думаете, почему автор так подробно их описал?

- Охарактеризуйте Барбоса. Приведите цитаты из текста.

- Охарактеризуйте Жульку. Докажите цитатами из текста.

- Какие отношения сложились между собаками? Докажите выдержками из текста.

— Какой вывод сделаем, дав характеристику собак? (От внеш­него вида собаки не зависит ее характер. Большая собака мо­жет быть трусливой, а маленькая воспитанная собачка быть смелой и проявлять героизм.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Почему рассказ из жизни собак трогает нас?

— Как вы думаете, почему Жулька умерла?

— Как окружающие относились к собакам?

— Кто лучше всех понимал их? (Дети.)

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 90. Найдите эпизод, раскрывающий ее, прочитайте выразительно.

— Составьте план текста. (Работа в паре.)

— Проверим, как вы составили план. Прочитайте его. (Учащиеся зачитывают полученные планы.)

Примерный план

1. Барбос.

2. Жулька.

3. Барбос на посту.

4. Барбос и Жулька.

5. Бешеная собака.

6. Поступок Жульки.

7. Болезнь Жульки.

8. Прощание собак.

— Теперь послушаем пересказ текста.

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

Наши рекомендации