Работа над рассказом «барбос и жулька»
Объясните значение слов.
ПРИЗЕМИСТЫЙ — (1) малорослый и плотный по сложению; (2) маленький, низкий).
СТАЛАКТИТ — (имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями).
ФЛИРТ— (любовная игра, кокетство).
ФЕСТОН— (один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).
ПОДПАЛИНА — (рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного).
ЛИЦЕМЕРНЫЙ — (отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия).
ЛИЦЕМЕРИЕ— (поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью).
ЛАВРЫ— (ветви лаврового дерева, венок из них — символ победы, славы, награды. Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) — пользоваться плодами успехов).
КАРЬЕР — (самый быстрый конский бег, ускоренный галоп).
ТРИУМФАЛЬНЫЙ— (триумф - блестящий успех, торжество).
— Объясните выражение «бывал унизан колючими "репяхами"...».
— Подберите синонимы к словам.
ЛЬСТИВЫЙ — (вкрадчивый, ласкательный).
МУЧЕНИЕ— (страдание, терзание, пытка, мытарство, маета).
— Подберите антонимы к словам.
СХОДСТВО — (различие, разница).
ВЗВОЛНОВАН- (спокоен).
(Чтение рассказа на с. 85—91 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику. После паузы учитель задает вопрос.)
— Ваши впечатления от прочитанного? (Дети делятся своими впечатлениями.)
VII. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу?
Домашнее задание
Перечитать рассказ, подготовиться к работе по его содержанию на следующем уроке.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии А.И. Куприна
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 г. Куприн поступил в Московскую военную гимназию, а в 1888 г. — в военное училище. В чине подпоручика он проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление А.И. Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А.П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны понести «Молох» (1896), «Поединок» (1905), «Яма» (1909-1915), рассказ «Гранатовый браслет» (1911). В 1909 г. талант А.И. Куприна был отмечен 11ушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной ЖИЗНИ:в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе ми тросов с мятежного крейсера «Очаков».
В начале Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. А.И. Куприн примкнул к армии Н.Н. Юденича, и в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928 -1932). Тоска по родине заставила А.И. Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.
Ход урока 2
I, Организационный момент
II. Речевая разминка
Знакомый
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу — навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем,
Мы — неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем —
И он, и я, и он, и я!
В. Берестов
- Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: разделяя слова на слоги, шепотом, громко, с ускорением, выразительно).
- Догадались ли вы, о ком идет речь? (О собаках.)
- О чем хотел рассказать нам автор?
- Сегодня мы продолжим работу над текстом «Барбос и Жулька».
III. Работа по теме урока
- Найдите описание собак.
- Как вы думаете, почему автор так подробно их описал?
- Охарактеризуйте Барбоса. Приведите цитаты из текста.
- Охарактеризуйте Жульку. Докажите цитатами из текста.
- Какие отношения сложились между собаками? Докажите выдержками из текста.
— Какой вывод сделаем, дав характеристику собак? (От внешнего вида собаки не зависит ее характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая воспитанная собачка быть смелой и проявлять героизм.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Почему рассказ из жизни собак трогает нас?
— Как вы думаете, почему Жулька умерла?
— Как окружающие относились к собакам?
— Кто лучше всех понимал их? (Дети.)
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 90. Найдите эпизод, раскрывающий ее, прочитайте выразительно.
— Составьте план текста. (Работа в паре.)
— Проверим, как вы составили план. Прочитайте его. (Учащиеся зачитывают полученные планы.)
Примерный план
1. Барбос.
2. Жулька.
3. Барбос на посту.
4. Барбос и Жулька.
5. Бешеная собака.
6. Поступок Жульки.
7. Болезнь Жульки.
8. Прощание собак.
— Теперь послушаем пересказ текста.
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...