V. Работа над рассказом М.М. Зощенко

1. Чтение рассказа учителем.

— Я вижу, что рассказ вам понравился. А что особенно?
(Дети делятся впечатлениями.)

2. Словарно-лексическая работа.

—Объясните значение выражения «золотушный». (Больной, истощенный ребенок.)

—Подберите синонимы к словам: длинновязая (высокая, высоченная, длинная); худенькие (худощавые, сухие, исху­далые, жилистые, тощие, костлявые, отощалые).

—Подберите антонимы к словам: длинновязая (маленькая); худенькие (жирные, полные, толстые, хорошие); добродуш­ный (злой, злобный, дурной, худой, жестокий).

3. Характеристика героев.

—Ктоглавные герои рассказа?

—Как наряжали елку сто лет назад?

—Чтослучилось с детьми, когда ониоказались в празднич­ной комнате?

—Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Герои делали так, потому что были: жадными, завистливы­ми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, или добрыми, отзывчивыми, смелыми? При­ведите подтверждающие ваш ответ примеры из текста.

—Охарактеризуйте Миньку (это сделают мальчики), а ха­рактеристику Леле дадут девочки.

(Дается время на подготовку.)

— Как вы считаете, правильно ли поступили родители?

-- Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? Зачем Зощенко его написал?

VI. Итог урока

— Были ли у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно
вспоминать? Чему они вас научили?

Домашнее задание: подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы; нарисовать иллюстрации к тексту.

Урок 56. Обобщение по разделу «Страна детства»

Цели: повторить и обобщить изученный материал; разви­вать навыки сравнения, сопоставления, логического мыш­ления.

Ход урока

I. Организационный момент

— Прежде чем начать урок, вспомним, как называется раз­
дел, произведения которого мы закончили изучать.

II. Конкурсная программа

—Разделимся на 2 команды.

—Придумайте названия и девиз. Они должны быть созвуч­ны с темой раздела.

Этап I. «Как ты знаешь произведения?»

—Какое произведение открывает раздел? («Как я ловил че­ловечков».)

—Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года. (Минька и Леля.)

—Эта девочка вдохновила великого композитора. (Дагни.)

—Обиженная тетя предсказала Миньке будущее, что он бу­дет... (разбойником).

—Мальчик положил кусок от него на пароходик, около бу­дочки. (Леденец.)

—Этот инструмент мог петь обо всем. (Рояль.) Этап II. «Где это было?»

—Где проводил осень Эдвард Григ? (Около Бергена.)

—Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? (К бабушке.)

—В каком городе родился К. Г. Паустовский? (В Москве.)

—Где провел детство Б. Житков? (В Одессе.)

—В Санкт-Петербурге, в семье художника родился... (Ми­хаил Михайлович Зощенко).

—Чьим школьным другом был К.И. Чуковский? (Б. С. Жит­кова.)

Этап III. «Модернизированные пословицы и поговорки»

— Изменив всего лишь одно или два слова, верните совре­
менным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
Объясните их смысл.

По лесу надо с корзинкой ходить. (По лесу надо с умом

ходить.)

Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день

до вечера, коли делать нечего.)

Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать. (Не

стыдно не знать, стыдно не учиться.)

Испокон века телевизор растит человека. (Испокон

века книга растит человека.)

Первая двойка прощается. (Первая вина прощается.)

На шпаргалке далеко не уедешь. (На обмане далеко не

уедешь.) ЭтапIV. «Проверь себя»

1-я команда готовит ответы на вопросы 3, 9, с. 65-66. 2-я команда готовит ответы на вопросы 7, 8, с. 65-66. Этап V. «Каверзные вопросы»

— Подготовьте три вопроса для другой команды. Задайте их.
(Команды обмениваются вопросами.)

Этап VI. «Назовите произведение и его автора»

— Отгадайте загаданное слово в пословицах и поговорках,
догадайтесь, к какому произведению оно является клю­
чевым.

1-й команде:

Поздний он гложет кость.

Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выго­нишь.

Незваный он хуже татарина.

(Гость. «Елка». М.М. Зощенко.) 2-й команде:

Не вся та она, что звучит.

Под хорошую ее и змеи пляшут.

Фома ее разумеет, а Ерема плясать умеет. (Музыка. «Корзина с еловыми шишками». К. Г. Паустов­ский.) Обеим командам:

— О каком поступке идет речь в этих пословицах? К какому
произведению их можно отнести?

Ворота открыты, а он в подворотню лезет. За тараканом — с барабаном, за комаром — с топором. Зачем туда с топором, где нож положен. (Необдуманность. «Как я ловил человечков». Б. С. Жит­ков.)

III. Подведение итогов

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Урок . В.Я. Брюсов. Стихи

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучать правильному, выразительному чтению стихов; разви­вать память, речь, мышление.

Наши рекомендации