Iii. работа над рассказом «святая ночь»

1. Беседа.

— Почему смерть бабушки была для писательницы самым
большим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста.

—О чем история, которую рассказала бабушка?

—Чему она хотела научить свою внучку?

—Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.

—Каким был пастух? Охарактеризуйте его.

—Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)

—Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пас­тухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы уви­деть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)

IV. Физкультминутка

V. Составление плана рассказа

— Асейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.
Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
ночи для пересказа.

(Ребята работают самостоятельно. Затем идет проверка вы­полненной работы. Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)

VI. Пересказ текста по плану

Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *

VII. Итог урока

— Какое впечатление произвела на девочку рождественская
история? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени пас­туха.

Уроки 99-100. Сельлла Лагерлеф. «В Назарете»

Цели: ознакомить учащихся с новым произведением С. Ла­герлеф; расширить знания детей по данной теме; отрабатывать навыки выразительного чтения текста; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение работать с ил­люстрацией; обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ текста «Святая ночь» от имени пастуха. - III. Изучение нового материала

1. Вступительная беседа.

На доске написан эпиграф к уроку: «Читать Лагерлеф — это все равно что сидеть в полумраке испанского собора, когда не знаешь, происходит ли все это во сне или наяву, но всем суще­ством чувствуешь, что находишься на святой земле». (Шведс­кий композитор Хуто Альфен.)

—Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы их поняли?

—Сегодня мы ознакомимся еще с одним произведением С. Лагерлеф «В Назарете».

— Как вы думаете, о чем оно?
(Предположения детей.)

IV. Физкультминутка

V. Ознакомлениес произведением

1. Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.

2. Первичное восприятие текста.

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
(Ребята делятся своими впечатлениями.)

3. Словарная работа.

— Объясните значение слов:

ОКОЛОТОК - окрестность.

ЖБАН ДЛЯ ВИНА — сосуд в виде кувшина с крыш­кой. ИСПОДТИШКА — (разг.) скрытно, втихомолку.

—Подберите синоним к слову «рослый». (Высокий.)

—Подберите антоним к слову «обыкновенный» (Необыкно­венный, особенный.)

VI. Итог урока

—С каким произведением мы сегодня ознакомились?

—Кто его главные герои?

Домашнее задание: перечитать текст, найти дополнительный материал об Иисусе и Иуде.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Так, чудо некогда свершилось В старинном граде Вифлееме. Ну что ж там все-таки случилось? Родился мальчик Иисус. Сын Бога и Марии девы. Его Спасителем назвали, И был он им на самом деле — Везде его как чуда ждали! Он и сегодня к нам придет!

И чудеса, ребята, будут!

—Прочитайте «птичьим базаром».

—Прочитайте (шепотом, начиная шепотом, усиливая го­лос, с сердитой интонацией, с веселой, с интонацией удивления; восхищения).

III. Работа над произведением

1. Выборочное чтение и беседа о прочитанном.

—Как называется произведение?

—Кто знает, что такое Назарет?

—Прочитайте, чем был занят Иисус в начале повество­вания.

—Как горшечник дал ему глину?

—Прочитайте описание Иуды.

—Одинаковые ли поучились птички у детей?

—О чем думал Иисус, когда лепил своих птичек?

—Прочитайте об общении Иисуса и водоноса.

—Как вы думаете, почему он не прошел мимо, а остано­вился и даже положил свою руку на белокурую головку Иисуса?

—Как зеленщик отнесся к Иуде?

—Какое чудо сотворил Иисус?

—Как на это среагировал Иуда?

—Как вы поняли слова Марии? Можно ли сказать, что в них выражена основная мысль рассказа?

2. Характеристика героев.

—Охарактеризуйте главных героев при помощи слов, кото­рые отражают эмоциональное состояние.

—Почему иуда сначала раздавил птичек, а потом бросился к ногам Иисуса?

—Как вы считаете, любил ли Иисус Иуду?

IV. Физкультминутка

V. Проверка домашнего задания

— Что вы узнали об Иисусе и Иуде?
(Выступления детей.)

VI. Итог урока

— Что необычного в истории об Иисусе и Иуде?
Домашнее задание:подготовить ответы на вопросы 1, 2, с. 217.

Дополнительный материал Назарет

Назарет — один из священных городов христианского мира, мес­то, где прошло детство Христа (из-за этого его иногда называют «на-заретянин» или «а-нацри», в переводе с иврита — житель города На-

церет). Здесь расположены францисканский Храм Благовещения (1969 г.) — крупнейший собор на Ближнем Востоке, живописная пра­вославная церковь Архангела Гавриила на месте Фонтана Девы Ма­рии, национальный парк Сепфорис (Зиппори, родительский дом Девы Марии) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Иисус Христос сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, и ос­татки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, древний иудейский город Циппори с крепостью крестонос­цев и многочисленными археологическими участками. В настоящее время город (63 тысячи жителей, из них 2/3 из которых арабы) разде­лен на арабскую (здесь живет много арабов-христиан) и еврейскую часть.

Иуда Искариот

В Новом Завете Иуда Искариот - апостол, казначей Иисуса Хри­ста и других апостолов, выдавший Иисуса его врагам. Его не следует смешивать с другим апостолом Иудой, который известен под име­нем св. Иуды и который, возможно, звался еще и Фаддеем. Этимоло­гия прозвища Иуды «Искариот» неясна. Некоторые видят в нем ука­зание на то, что Иуда или его семья были родом из города Кериота; другие считают, что Искариот — это искаженное греч. sikarios («сика-рий»; «вооруженный кинжалом», «убийца»), как иногда называли зелотов — участников освободительной борьбы против римского вла­дычества в Палестине. По преданию, первосвященники заплатили Иуде 30 сребреников за сведения, которые помогли властям схватить Иисуса. Иуда всегда служил самым ярким примером подлого преда­теля. Данте в «Божественной комедии» поместил Иуду в самую низ­шую точку ада.

В Новом Завете приводится два различных рассказа о конце, по­стигшем Иуду. Согласно первому из них, Иуда в порыве раскаяния попытался возвратить 30 сребреников первосвященникам. Когда же те отказались их взять. Иуда, «бросив сребреники в храме», пошел и удавился (Мф 27:5). На эти деньги первосвященники купили землю горшечника, чтобы устроить там кладбище для чужеземцев. Соглас­но другой версии, Иуда купил на неправедные деньги землю «и, ког­да низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его» (Деян 1:18). По обеим версиям эта земля получила название «земля крови».

Иисус Христос (I в. н.э.)

Согласно христианской традиции, Иисус Христос является Сы­ном Бога Отца, вторым лицом Пресвятой Троицы. Он воплотился от Святого Духа у Девы Марии ради спасения людей от первородного греха, совершённого Адамом и Евой. Четырнадцатилетняя Мария была обручена со старцем Иосифом, плотником из палестинского юрода Назарета. Перед свадьбой ее посетил архангел Гавриил и со­общил благую весть: вскоре у нее родится ребенок — Спаситель мира. Ангел также явился Иосифу и передал ему, чтобы он без боязни при-

нял невесту в дом свой и заботился о ней и о ребенке. Незадолго до рождения младенца Иосиф и Мария вынуждены были отправиться в городок Вифлеем в Палестине, где проходила перепись населения. Они прибыли поздно, домов в городе не хватало для всех, и Марии пришлось остановиться в хлеву. Там она и родила Сына. По повеле­нию архангела Гавриила его нарекли Иисусом (др.-евр. «спаситель»). О рождении Спасителя возвестила людям яркая Вифлеемская звез­да, появившаяся в эту ночь на небе. Следуя за ней, Иисуса отыскали волхвы древние мудрецы и маги из Персии. Они поклонились Иису­су и принесли Ему дары. Однако сначала волхвы по ошибке явились к правившему в Иудее царю Ироду, чтобы узнать, где родился Царь Иудейский. Ирод испугался, что кто-то со временем станет посягать на его власть, и приказал слугам тайно проследить, куда пойдут вол­хвы. Выяснив, что те посетили Вифлеем, Ирод послал солдат убить всех младенцев, родившихся в городе. Ночью Мария и Иосиф были разбужены ангелом и бежали от резни в Египет. Ученые, изучающие Библию, считают, что эти события произошли в 749 или 754 г. от основания Рима, то есть в самом начале новой эры.

До 30 лет Иисус жил в Назарете с Марией и Иосифом. Известен лишь один эпизод из Его детства. В 12 лет Иисус вместе с родителя­ми отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и три дня пробыл в храме, беседуя с иудейскими книжниками. Лишь в 30 лет Иисус по­кинул Назарет и направился на поиски пророка Иоанна Крестителя, который проповедовал израильтянам о скором пришествии Мессии (от др.-евр. — «помазанник») и крестил народ в реке Иордан. Иисус тоже пожелал принять крещение от Иоанна. Пророк был смущен та­кой честью, говоря, что это ему следует креститься от Христа, но все же совершил обряд. После чего Иисус удалился в пустыню, постился там 40 дней и был искушаем злым духом - Сатаной, обещавшим Ему власть над всей землей. Христос отверг предложения Сатаны и по окончании поста отправился в Галилею (историческая область на западном берегу реки Иордан). Там он избрал себе 12 учеников, бу­дущих апостолов. Все они были люди простые и не искушенные в книжной мудрости (например, Петр и Андрей — рыбаки, Матфей -сборщик налогов, Симон - крестьянин). В беседах с учениками Хри­стос описал образ своего истинного последователя. Им мог стать че­ловек смиренный, невысокого мнения о себе, скорбящий о своих грехах, желающий примириться с Богом, обладающий чистым серд­цем, любовью к ближнему и выступающий миротворцем между людь­ми. Во время свадьбы в городке Капа Галилейская Иисус освятил таинство брака и совершил одно из своих знаменитых чудес, превра­тив воду в вино. Затем, пробыв несколько дней в Капернауме, Он отправился в Иерусалим на праздник Пасхи.

Повсюду за Иисусом следовали толпы восторженных людей, зас­лышанных о совершаемых им исцелениях и желающих послушать Его поучения. Иисус исцелял больных и немощных даже в субботу - свя­щенный для иудеев день, когда не принято выполнять никаких дел.

Это возбудило особое раздражение фарисеев (представители религи­озного направления в иудаизме, требовавшие тщательного соблюде­ния всех обрядов). После Пасхи Иисус разослал апостолов пропове­довать о наступлении Царства Божьего и отправился в путь, распро­страняя свое учение.

Урок 101. Обобщающий урок

по разделу «Зарубежная литература»

Цели: повторить и обобщить изученный раздел; учить рабо­тать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаи­вать свою точку зрения; развивать память, речь, логическое мышление.

Ход урока

I.Организационный момент

— Сегодня у нас обобщающий урок. Как обычно, такой урок
у нас проходит в виде соревнования. Для этого вы поде­
литесь на команды, выберите капитанов, придумаете на­
звание и девиз.

(Учащиеся делятся на команды, придумывают название и девиз.)

— Итак, начинаем наш урок-конкурс!

II. Конкурсная программа

Этап I. «Назовите произведение*

—В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. («Путешествие Гулливера».)

—А в этом произведении главная героиня пожертвовала сво­ей жизнью ради любви. («Русалочка».)

—Главного героя этого произведения учитель часто нака­зывал. («Приключения Тома Сойера».)

—В нем рассказывается о ночи, в которую происходили чу­деса. («Святая ночь».)

—■ Произведение, которое заканчивает раздел. («В Наза­рете».)

— В этом произведении можно узнать о подводной жизни.
(«Русалочка».)

Этап II. «Найди пару»

— Соедините автора с его произведением.
«Путешествие Гулливера» Сельма Лагерлеф
«Святая ночь» Джонатан Свифт
«Русалочка» Марк Твен
«Приключения Тома Сойреа» Г.Х. Андерсен

«В Назарете»

Этап III. «Бюро находок»

— Из какого произведения эти вещи?
Глиняная серая птичка. («В Назарете».)
Персик. («Приключения Тома Сойера».)
Острый нож. («Русалочка».)

Длинная, остроконечная палка. («Святая ночь».) Длинные лестницы. («Путешествие Гулливера») Грифельная доска. («Приключения Тома Сойера».) Этап IV. «Назовите имя»

—Марка Твена звали... (Самюэль Ленгхдрн Клеменс).

—Полное имя Сельмы Лагерлеф... (Сельма Оттилиана Ло-виза Лагерлеф).

—Имя девочки, в которую был влюблен Том Сойер... (Бек-ки Тэтчер).

— Назовите имя матери Иисуса. (Мария.)
Этап V. «Домашнее задание*

Команды готовят ответы на вопросы 1 и 2, с. 217.

Этап VI. «Задай вопрос»

Команды готовят друг другу по два вопроса.

Этап VII. «Оживи картинку»

■— За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Соперники долж­ны его узнать. Надо показать все так, чтобы было узнава­емо.

III. Подведение итогов

Наши рекомендации