Iii. работа над рассказом б.с. житкова

— Найдите описание пароходика. Прочитайте об этом.

—Какое впечатление произвело на героя увиденное? Най­дите строки, подтверждающие ваш ответ.

—Какие хитрости придумывал Боря, чтобы увидеть чело­вечков?

—Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик?

—Как эти чувства его характеризуют?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над рассказом

1.Характеристика героя.

— Просмотрите текст еще раз, дайте характеристику герою.
(Дается время на подготовку. Выслушивается несколько

характеристик.)

—Какой момент рассказа вы считаете самым напряженным? Почему?

—Мальчик поступил так, потому что был: жестоким, лю­бознательным, завистливым, жадным?

—Как вы сами относитесь к мальчику?

—А что о своем поступке он думал сам?

2. Творческая работа.

—Представьте себе, что мальчик нашел в пароходике чело­вечков. Придумайте свой конец рассказа.

—Как вы думаете, что было, когда бабушка узнала о поступке Бори?

VI. Итог урока

— Определите основную мысль произведения Житкова.

— Почему автор придумал именно такое название?
Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени глав­ного героя.

Уроки 1-2. Тема: К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»

Цели: расширить знания детей о творчестве К.Г. Паустов­ского; помочь детям понять смысл произведения; обучать пра­вильному выразительному чтению; учить видеть прекрасное юкруг, замечать, понимать окружающий мир; развивать па­мять, мышление, воображение.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ текста от имени главного героя.

III. Введение в тему

1. Слово учителя о композиторе.

(Учитель включает музыку, написанную Э. Григом. После того как дети прослушают ее, рассказывает о композиторе.)

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дип­ломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование. В 1858—1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г.Х. Андерсеном, на стихи ко­торого написал несколько проникновенных романсов; знаме­нитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.

Композитор решил идти по пути пропаганды националь­ной норвежской музыки. Он положил в основу своего творче­ства народные мотивы и стал поистине национальным компо­зитором.

Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло). Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьернсона написал оперу «Улаф Трюгвансон» (осталась неоконченной).

В столице Норвегии Григ выступал и в качестве обществен­ного деятеля — в 1871 г. он основал музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии.

В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произве­дений — фортепианный концерт, который называли даже гим­ном Норвегии.

Скончался он 4 сентября 1907 г.

2. Вводная беседа.

—Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем на­чать читать следующее произведение, я рассказываю вам о великом композиторе?

—Прочитайте имя автора.

— Прочитайте название произведения. О чем будет рассказ?
(Предположения детей.)

— К.Г. Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, по­этами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский
описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся.

IV. Физкультминутка

V. Ознакомление с рассказом «Корзина с еловыми шишками»

1.Словарно-лексическая работа.

— Объясните значения слов:

АККОРД — сочетание нескольких музыкальных зву­ков различной высоты, воспринимаемых как звуко­вое единство.

СИМФОНИЧЕСКИЙ — от слова «симфония» — боль­шое музыкальное произведение для оркестра. БОТФОРТЫ — высокие кавалерийские сапоги. ПАРЧА — плотная узорчатая шелковая ткань с пере­плетающимися золотыми, серебряными нитями. ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА — фетр - плотный вяленый материал из высококачественных сортов шерсти.

—Подберите синонимы к словам: швырнуть (бросить); сму­щение (смущенность, замешательство, конфуз, стыд, стес­нение; неловкость, неудобство); волноваться (1) быть в вол­нении, приходить в волнение, горячиться, нервничать, пси­ховать; 2) тревожиться; 3) колыхаться); щедрость (тороватость (устар., прост.)); щедро (не скупясь, по-цар­ски).

—Подберите синонимы к словам: волновались (успокаива­лись); щедрость (скупость).

2. Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.

— Ваши впечатления от прочитанного?

VI. Итог урока — Что узнали о великом норвежском композиторе?

— Что произвело на вас самое большое впечатление?
Домашнее задание:перечитать текст; вспомнить произведения К.Г.Паустовского,

Основные события его жизни.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

В гости к лету

Мы идем лесной тропинкой,

А куда — не знаем сами.

За малиной?

За малиной!

За грибами?

За грибами!

Светит солнце золотое

Сквозь зеленые оконца.

Может, мы идем за солнцем?

Что же!

Может, и за солнцем! Может, белка попадется, Может, ежик ждет нас где-то... Мы идем гурьбой веселой Ясным утром В гости к лету!

(В. Викторов)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

—Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

—Прочитайте медленно.

—Прочитайте с ускорением, выразительно.

2. Беседа после чтения.

—Ребята, а вы любите гулять в лесу, в саду или в парке?

—Чем вас привлекают эти прогулки?

—О чем вы думаете или мечтаете? (Ответы детей.)

Наши рекомендации