Уроки 63-64. а.и. куприн. «барбос и жулька»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Куприна; раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жуль­ка», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас учащих­ся; развивать речь, мышление.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите истории, которые вы придумали как продол­
жение рассказа Д. Мамина-Сибиряка.

III. Введение в тему. Актуализация знаний

1. Работа с пословицами и поговорками.

— Прочитайте пословицы, написанные на доске, и объяс­
ните их смысл.

Легко подружиться, тяжело разлучиться. Кто не испытал дружбы, тот не жил. Будь верен до смерти. При верном псе и сторож спит.

2. Вводная беседа.

— Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе... собачьей. На­
писал его... (ребята называют автора — Александр Ивано­
вич Куприн).

— Что вы помните об этом писателе? Какой рассказ читали в 3-м классе? («Слон».)

3. Слово учителя о писателе.

Куприн Александр Иванович родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вы­нуждена отдать сына в сиротское училище, В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. ка­детский корпус), а в 1888 г. — в московское Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпри­нял во время учебы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют» (за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание). В 1890-1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия от­ставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случай­ными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А.П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909-1915 гг.), рассказ «Грана­товый браслет» (1911 г.). В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в обще­ственной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отпра­вился па фронт, а после демобилизации по состоянию здоро­вья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаро­вали его. Куприн примкнул к армии Н.Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, со­зданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юн­кера» (1928—1932 гг.). Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоро­нен на Волковом кладбище.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька»

1.Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слов:

ПРИЗЕМИСТЫЙ — 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ — имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ — любовная игра, кокетство. ФЕСТОН — один из выступов зубчатой каймы по кра­ям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА — рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ — отличающийся лицемерием, ис­полненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ — поведение, прикрывающее неиск­ренность, злонамеренность притворным чистосерде­чием, добродетелью.

ЛАВРЫ — ветви лаврового дерева, венок из них — сим­вол победы, славы, награды. (Увенчать лаврами побе­дителя. Пожинать лавры (перенос.) — пользоваться плодами успехов.).

КАРЬЕР — самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ — триумф - блестящий успех, торжество.

—Объясните выражение: «бывал унизан колючими «репя-хами»...».

—Подберите синоним к словам: льстивый (вкрадчивый, лас­кательный); мучение (страдание, терзание, пытка, мытар­ство, маета).

—Подберите антонимы к словам: сходство (различие, разни­ца); взволнован (спокоен).

2. Чтение рассказа учителем и учащимися.
(После паузы учитель задает вопрос.)

— Ваши впечатления от прочитанного?
(Дети делятся своими впечатлениями.)

VI. Итог урока

— Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, мож­
но отнести к нашему рассказу?

Домашнее задание:перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Знакомый

Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит кругом. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем Мы — неразлучные друзья. Визжим и прыгаем, и скачем И он, и я, и он, и я! (В. Берестов.)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

—Прочитайте стихотворение птичьим базаром.

—Прочитайте, разделяя слова на слоги.

—Прочитаем шепотом.

—Прочитайте громко.

—Прочитайте с ускорением.

—Прочитайте выразительно.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

—Догадались ли вы, о каком знакомом идет речь?

—О чем хотел рассказать нам автор?

—Сегодня мы продолжим работу над текстом «Барбос и Жулька».

Наши рекомендации