Подготовительная стадия исследования
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….... | |
1. Подготовительная стадия исследования………………………………………………….... | |
1.1. Выбор темы……………………………………………………………………………... | |
1.2. Постановка цели и задач……………………………………………………………….. | |
1.3. Работа с источниками и литературой…………………………………………………. | |
2. Работа с текстом исследования……………………………………………………………... | |
2.1. Композиция текста……………………………………………………………………... | |
2.2. Особенности письменной научной речи…………………………………………….... | |
2.3. Методы анализа художественных произведений……………………………………. | |
3. Правила оформления курсовой работы……………………………………………………. | |
3.1. Основные требования к оформлению курсовой работы ……………………………. | |
3.2. Оформление цитат и ссылок в тексте…………………………………………………. | |
3.3. Оформление списка литературы и источников………………………………………. | |
3.4. Оформление Приложения……………………………………………………………... | |
4. Сроки и этапы выполнения курсовой работы……………………………………………... | |
5. Критерии оценки…………………………………………………………………………….. | |
6. Список рекомендуемой литературы………………………………………………………... | |
Приложения……………………………………………………………………………………… | |
Приложение 1. Виды искусствоведческих исследовательских работ…………………... | |
Историко-искусствоведческое исследование………………………………………………... | |
Работа по теории искусства…………………………………………………………………... | |
Работа по художественной критике………………………………………………………….. | |
Приложение 2. Образец титульного листа……………………………………………….. | |
Приложение 3. Образцы оформления содержания курсовых работ……………………. | |
Приложение 4. Пример оформления информации по литературе и источникам……… | |
Приложение 5.Образец официального письма в музей (архив)………………………… | |
Приложение 6. Архивная выписка………………………………………………………... | |
Приложение 7. Выписка из текста……………………………………………………….. |
Введение
Курсовая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов вузов, выполняемая под руководством преподавателя – научного руководителя. В этом заключается её главное отличие от реферата, который, как правило, выполняется без научного руководства и является соединением результатов чужих исследований.
В соответствии с учебным планом курсовая работа по истории искусства выполняется студентами - бакалаврами 3 курса очной формы обучения и 4 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль "Изобразительное искусство") Института искусств и дизайна.
Выполнение курсовой работы нацелено на формирование у обучающихся следующих общекультурных компетенций (ОК), предусмотренных ФГОС ВПО (Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования): владение культурой мышления, способности к анализу и обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).
При работе над курсовым исследованием по истории изобразительного искусства студент учится использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении искусствоведческих задач, готовить и редактировать тексты профессионального содержания, овладевает основами речевой профессиональной культуры.
Цель курсовой работы – развитие у студентов навыков самостоятельной творческой деятельности в области искусствоведения, овладение методами научного исследования через углублённое изучение выбранной ими темы.
Выполнение письменных работ - неотъемлемая часть образовательного процесса в вузе. Практика работы со студентами ИИиД показывает, что этот вид учебных заданий зачастую становится для них серьёзной проблемой. Причинами являются профессиональная специфика прикладного рода занятий, общее снижение культуры письменной речи и отсутствие опыта научных исследований.
Принципы выполнения любых письменных работ в вузе (реферат, контрольная, курсовая и выпускная квалификационная работы) имеют много общего, поэтому данные методические рекомендации будут полезны студентам всех курсов.
Тексты курсовых и выпускных квалификационных работ проверяются при помощи системы "Антиплагиат", позволяющей установить наличие нелегитимных заимствований.
Данные методические указания - это практическое руководство в выполнении курсовой работы по истории искусства, которое отвечает требованиям стандартов. При его разработке был обобщён опыт различных методических изданий, приведены требования ГОСТ 7.1 2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.80 2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» (выписка из ГОСТа приведена в разделе 3.3).
Подготовительная стадия исследования
Выбор темы
Начальный этап курсовой работы связан с выбором темы. Она может отражать проблемы отечественного или мирового искусства любого исторического периода. У студента есть два варианта выбора темы – обратиться к списку, предложенному преподавателями кафедры, либо самостоятельно сформулировать перспективную тему, согласовав её с научным руководителем. Важным требованием при выборе темы является знакомство с материалом будущего исследования в оригинале. Это не исключает использование репродукций в качестве дополнительных источников, например, при сравнительном анализе, но предмет исследования необходимо знать в подлиннике. Выбор темы курсовой работы должен базироваться на личном интересе студента, его желании и возможностях. Впоследствии проделанное исследование может стать разделом выпускной квалификационной работы.
Тема курсовой работы должна заключать в себе объект и предмет исследования. Здесь считаем необходимым объяснить используемые определения. Объект – это то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, любое явление внешнего мира. Предмет – то, на что направлена мысль или какое-либо действие, та часть объекта, которой посвящено основное внимание исследователя. Например, в курсовой работе на тему "Реализм библейских сцен в творчестве Караваджо" объектом исследования является творчество Караваджо, а предметом исследования - реалистические методы, используемые Караваджо в изображении библейских сцен. В работе на тему «Образ женщины в живописи Пабло Пикассо» объектом будут живописные произведения П. Пикассо, предметом исследования - образ женщины в его творчестве.
При всём возможном тематическом разнообразии можно выделить три типа курсовых работ, которые отражают основные направления современного искусствознания: историко-искусствоведческое исследование, работа по теории искусства, работа по художественной критике. Особенности каждого типа работ и примерные темы рассмотрены в Приложении 1.
Постановка цели и задач
Формулируя тему курсовой работы, необходимо помнить, что в ней также должна содержаться проблема. Проблема – это объективно возникающий в ходе познания вопрос, рассмотрение которого представляет существенный интерес. Решение проблемы является целью научного исследования. К примеру, в курсовой работе на тему "Особенности колорита живописных работ С.Н. Виноградова" целью будет изучение характерных особенностей цветовой гаммы полотен художника С.Н.Виноградова. Цель тесно соотносится с темой, как правило, полностью включая её. Другой пример. Цель курсовой работы на тему «Образ женщины в живописи Пабло Пикассо» – анализ образа женщины в живописном творчестве П. Пикассо.
После постановки цели работы указываются конкретные задачи, которые являются своеобразными ступеньками-этапами на пути достижения цели. Формулировать задачи желательно с использованием глаголов-действий: «изучить», «охарактеризовать», «сравнить», «проанализировать», «выявить», «исследовать», «сопоставить» и т.д. Решению каждой задачи посвящается одна глава.
В уже упомянутом здесь исследовании живописных работ С.Н. Виноградова студентом были поставлены следующие задачи:
1) Изучить живописные произведения художника разных периодов;
2) Выявить влияние традиционной удмуртской культуры на творчество живописца;
3) Проанализировать приёмы цветовых сочетаний на полотнах С.Н. Виноградова.
Ещё один пример. Целью курсовой работы на тему "Традиции русского шатрового зодчества в современной культовой архитектуре (на примере Казанско-Богородицкой церкви г. Ижевска)" является выявление актуальности традиций шатрового зодчества XVII столетия в современной церковной архитектуре. Для достижения этой цели студентом поставлены следующие задачи:
1) Провести сравнительный анализ политических, экономических, религиозных и эстетических воззрений русского общества XIX и рубежа XX-XXI веков;
2) Выявить традиции русского шатрового зодчества в архитектурных памятниках XIX столетия;
3) Определить причины обращения в современном церковном зодчестве к планировочным, объемно-пространственным и художественным принципам архитектуры XVII-XIX веков (на примере Казанско-Богородицкой церкви г. Ижевска).
Ясная формулировка цели, четкая постановка задач должны определить структуру будущей курсовой работы, а также позволить студенту сформулировать рабочую гипотезу исследования, а значит и выводы, которые должны быть ответами на поставленные задачи.
Для курсовой работы новизна темы является обязательным условием, это вклад студента в проблему изучаемого вопроса. Она достигается, к примеру, использованием новых материалов, новой, более современной трактовкой старых источников, либо исследованием малоизученной информации, уточнением (конкретизацией) известных данных. Исследование тогда обладает научной новизной, когда в нём либо поставлена проблема, которая до этого не поднималась в науке, либо исследуется объект, который до этого не достаточно был изучен, либо получено новое знание об объекте.
Тема курсовой работы должна иметь актуальный характер. Актуальность означает важность для настоящего времени. Однако, она может быть связана не столько с злободневностью, сколько с малоизученностью, недостаточной разработанностью темы, устарелостью оценок и необходимостью формирования нового взгляда на проблему, наличием нескольких противоречивых точек зрения на её решение, необходимостью восполнения недостающей информации или её общественной значимостью.
Таким образом, тема курсовой работы формулируется на основе объектно-предметной области с учётом актуальности, проблемности и новизны.