Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов). 8 страница

«Свет любви» / The Love Light

1921, США, ”Mary Pickford Company”, 89 мин.

реж. Фрэнсис Мэрион

сцен. Фрэнсис Мэрион

опер. Генри Кронджегер, Чарльз Рошер

прод. Мэри Пикфорд

в ролях: Мэри Пикфорд, Эвелин Дьюмо, Рэймонд Блумер, Фред Томсон,

Альберт Приско, Эдди Филлипс, Джордж Ригас

Анжела вместе с двумя своими братьями живет в итальянском селении на берегу моря, но война забирает мужчин на фронт. Анжела обслуживает прибережный маяк и однажды находит американского матроса, которого волна прибила к берегу. Она выхаживает моряка и проникается к нему чувством. Они тайно женятся. И все вроде бы идет хорошо, пока не выясняется, что ее любимый является немецким шпионом, передающим сведения на подводную лодку. Анжела разрывается между любовью и долгом. Когда ее муж погиб, она чуть было не умерла от горя и чувства вины. И лишь родившийся ребенок заставляет ее жить, но его похищает другая женщина, недавно потерявшая свое дитя. В финале картины Анжела сжигает собственный дом, чтобы осветить путь кораблю, на котором находится женщина с ее похищенным ребенком.

«Семь лет несчастий» / Seven Years Bad Luck

1921, США, “Max Linder Prods.”, 61 мин.

реж. Макс Линдер

сцен. Макс Линдер

опер. Чарльз Ван Энгер

прод. Макс Линдер

в ролях: Макс Линдер, Альта Аллен, Ральф Мак-Каллох, Бетти Питерсон,

Ченс Уорд, Хью Сэксон

После того, как Макс разбил в своей квартире большое зеркало, слуга предупредил его, что впереди – 7 лет несчастий. Суеверный Макс всеми возможными способами пытается избежать неудачной ситуации, но вместо этого оказывается в еще более худшей.

«Сиротки бури» / Orphans of the Storm

1921, США, “D.W. Griffith Productions”, 149 мин.

реж. Дэвид Уорк Гриффит

сцен. Эжен Кормон, Адольф д’Эннери по пьесе «Две сироты»

опер. Пол Аллен, Г.У.Битцер, Хендрик Сартов

прод. Дэвид Уорк Гриффит

в ролях: Лилиан Гиш, Дороти Гиш, Джозеф Шильдкраут, Фрэнк Лоси,

Кэтрин Эммет, Морган Уоллас, Люсиль Ла Верн, Шелдон Льюис

Генриетта (Л.Гиш) и Луиза (Д.Гиш) – подкидыши, которые воспитываются вместе, как сестры. Когда Луиза ослепла, Генриетта дала клятву заботиться о ней. Они отправились в Париж, чтобы попытаться вылечить Луизу, но потеряли друг друга, когда аристократ похитил Генриетту. Грянула Французская революция, и все смешалось в водовороте бури...

Это был последний фильм, в котором сестры Гиш снялись вместе, и последний фильм Лилиан у Гриффита. Именно Лилиан предложила Гриффиту идею фильма по чрезвычайно популярной пьесе «Две сироты», которая была переведена на 40 языков. Лилиан выдвигала на роль Генриетты свою сестру Дороти, однако Гриффит отдал Дороти роль пассивной жертвы Луизы, хотя Лилиан обрела широкую известность в амплуа беспомощных героинь. В реальной жизни Дороти была более живой и веселой из сестер и более волевой, что признавала и сама Лилиан.

«Сломанные побеги» / Broken Blossoms

1919, США, “D.W. Griffith Productions“ / “Paramount Pictures”, 90 мин.

реж. Дэвид Уорк Гриффит

сцен. Дэвид У. Гриффит

опер. Г.У. Битцер

прод. Дэвид Уорк Гриффит

в ролях: Лилиан Гиш, Ричард Бартелмесс, Дональд Крисп, Артур Хауард,

Джордж Беранджер, Норман Селби, Эдвард Пил-младший

Экранизация рассказа Томаса Берка «Китаеза и дитя». Наряду с «Рождением нации» и «Нетерпимостью» считается одной из вершин творчества режиссера. Бедный китаец Чен приезжает в Лондон, где работает продавцом в лавке. Неподалеку живет 15-летняя девушка, которую регулярно избивает злобный отец-боксер. Чен спасает ее, и они начинают жить вместе. Китаец дарит ей кусочек детства – игрушки, красивую одежду, вкусную еду, а главное – заботу и любовь. И превращшает девушку в свою любимую куклу. Однако отцу удается похитить свою дочь. Чен приходит к нему, убивает боксера и сдается полиции.

«Сломанные побеги» очень высоко оценены критиками и историками кино, рассматривающими этот фильм как один из шедевров мирового искусства. Режиссер и теоретик Сергей Юткевич писал, что в ряде фильмов Гриффита «возникают неожиданные ассоциации уже не только с Диккенсом, но и с Достоевским, особенно ощутимые в, бесспорно, одном из самых глубоких и тонких фильмов в истории мирового кино, как «Сломанные побеги»».

«Страницы из книги Сатаны» / Blade af Satans bog

1919, Дания, “Nordisk Film Kompagni”, 122 мин.

реж. Карл Теодор Дрейер

сцен. Эдгар Хойер, Карл Теодор Дрейер

опер. Георг Шнеевойт

в ролях: Хельге Ниссен, Хальвард Хофф, Халландер Хеллеман, Йоханнес

Мейер, Налле Хальден, Тенна Крафт, Вильгельм Петерсен

Экранизация романа «Скорбь сатаны» Мэри Корелли. Следуя примеру гриффитовской «Нетерпимости», Дрейер объединяет в своем повествовании разные эпизоды (Голгофа, испанская Инквизиция, Великая французская революция, революция 1917 года в России и события 1918 года в Финляндии), которые, по его мнению, складываются в модель истории человечества, разделенного политическими интересами и религиозной нетерпимостью. В этой картине проявились не только творческие амбиции Дрейера, но и его интерес к изобразительным возможностям композиции кадра, освещения, монтажа и ритма. Режиссер трактовал события как воплощение дьявольского начала. При этом он заявлял: «Я не верю в революции. Они, как правило, обладают печальной особенностью отбрасывать развитие назад. Я больше верю в эволюцию, в маленькие шажки...».

«Страсти Жанны д’Арк» / La passion de Jeanne d'Arc

1928, Франция, ”Societe generale des films”, 88 мин.

реж. Карл Теодор Дрейер

сцен. Жозеф Дельтей, Карл Теодор Дрейер

опер. Рудольф Мате

в ролях: Мария (Рене-Жанна) Фальконетти, Эжен Сильвен, Андре Берли,

Морис Шутц, Антонен Арто, Мишель Симон

Фильм основан на подлинных документах и свидетельствах очевидцев процесса над Жанной д’Арк, состоявшегося в 1431 году в Руане. Правда, режиссер уложил события, происходившие в течение целого года (21 февраля – 30 мая), в один день. Жанну допрашивает духовный суд, ей постоянно угрожают, содержат в ужасных условиях, лишают причастия, требуют признаться в колдовстве. В ход идет все, включая провокации и подлоги. Однако Жанна отказывается покориться и признать себя виновной (переживания и даже ход мысли героини были воплощены на экране с помощью крупных планов, виртуозного монтажа и драматургии света и тени). Тогда епископ Кошон, возглавлявший этот процесс, прибег к откровенной подлости, использовавав неграмотность девушки. Подменив бумаги, Кошон, вынуждает ее поставить крест под текстом об отречении от «ереси». Через несколько дней, под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду, и таким образом «впала в прежние заблуждения» - суд приговорил ее к смерти. Негатив фильма был утрачен в результате пожара и Дрейер заново смонтировал новую версию из дублей, которые были им прежде отклонены. В течение полувека первоначальная версия картины считалась утраченной, однако в 1981 году в Осло в кладовке психиатрической клиники была обнаружена отлично сохранившаяся практически полная копия оригинального фильма с датскими субтитрами, которая стала основой для существующей сейчас восстановленной версии.

«Тайна карпатского замка» / Tajemstvi hradu v Karpatech

1981, Чехословакия, ”Filmove Studio Barrandov”, 97 мин.

реж. Олдржих Липски

сцен. Олдржих Липски, Иржи Брдечка

опер. Виктор Ружичка

прод. Яромир Лукаш

в ролях: Михал Доколомански, Эвелина Штеймарова, Властимил Бродски,

Милош Копецки, Рудольф Хрушински, Огустин Кубан, Ян Хартл

Экранизация романа Жюля Верна «Замок в Карпатах». Молодой граф Телеке приезжает в горы со своим верным слугой Игнацием, чтобы развеяться после перенесенной утраты – исчезновения своей невесты, известной певицы Сальзы Верде. Здесь они встречают еле живого лесничего, попытавшегося раскрыть тайну странного Чертового замка. Граф узнает, что там обитает барон Горц, страстный поклонник оперы. Очарованный голосом певицы Сальзы – невесты графа, Горц похитил ее. На барона работает сумасшедший ученый Офраник, создающий фантастические устройства (телевизоры, камеры скрытого наблюдения, детекторы движения, тепловизоры и т.д), при помощи которых Горц творит свои злодеяния и поддерживает дурную репутацию замка. Однако искусно раставленные ловушки не смогли остановить отважного графа. Ему предстоит пережить целый ряд головокружительных приключений, связанных с тайной замка, из которого раздаются чарующие звуки арий в исполнении Сальзы.

Олдржих Липский, режиссер этой картины, в свое время прославился пародией на вестерны «Лимонадный Джо» (1964), которая стала одним из суперхитов советского кинопроката..

«Толпа» / The Crowd

1928, США, ”Metro-Goldwyn-Mayer”, 97 мин.

реж. Кинг Видор

сцен. Кинг Видор, Джон В. А. Уивер,

опер. Генри Шарп

прод. Ирвинг Тальберг

в ролях: Элинор Боррдман, Джеймс Мюррей, Берт Роуч, Эстель Кларк,

Дэниел Томлинсон, Делл Хендерсон, Люси Бомон

Джон, приехавший в Нью-Йорк из глухой провинции, мечтает стать «королем рекламы», но, столкнувшись с горькой действительностью, вынужден работать клерком. Он влюбляется и женится, но с появлением детей жизнь резко усложняется. Выигрыш в лотерею не приносит облегчения, так как вслед за ним приходит беда – под колесами автомобиля погибает ребенок главного героя. Затем Джона увольняют. Нужда приводит к разногласиям в семье. Но однажды он возвращается домой счастливый –наконец-то заработан первый доллар. Ему повезло – теперь Джон будет работать носильщиком рекламных щитов циркового представления.

Фильм «Толпа» создавался в тот момент, когда в стране появились первые признаки приближающегося экономического кризиса. Экранная жизнь перекликалась с реальной, выводя на передний план проблему «маленького человека».

«Тот, кто получает пощечины» / He Who Gets Slapped

1924, США, ”Metro-Goldwyn-Mayer”, 80 мин.

реж. Викор Шестрем,

сцен. Кери Уилсон, Виктор Шестрем

опер. Милтон Мур

в ролях: Лон Чейни, Норма Ширер, Джон Гилберт, Рут Кинг, Марк

Мак-Дермот, Форд Стерлинг, Талла Маршалл

Экранизация одноименной пьесы Леонида Андреева. Работая в Америке, Шестрем, выступавший под фамилией Систром, снял несколько экранизаций классической и современной европейской литературы, включая «Тот, кто получает пощечины», «Признания королевы» по «Королям в изгнании» Альфонса Доде, «Алая буква» по Найджелу Хоторну, и др.

Сюжет: ученый, множество лет посвятивший обоснованию теории происхождения человечества, в результате предательства своего друга и любимой жены становится клоуном, выступления которого заключаются в бесконечных издевательствах над собой. Однако хорошо смеется тот, кто смеется последним...

Фильм снят по пьесе Л.Андреева, и, по всей видимости, является ремейком русской картины 1916 года. Много параллелей и с «Неизвестным» Браунинга и «Смейся, клоун, смейся» Бренона (тема и сюжет очень похожи, но режиссерское решение совсем иное). Фильм очень красиво и строго выстроен, и местами возвышается до метафизического прозрения, что мир – это не театр, а цирк...

«Три мушкетера» / The Three Musketeers

1921, США, “Douglas Fairbanks Pictures”, 119 мин.

реж. Фред Нибло

сцен. Дуглас Фэрбенкс, Эдвард Нокблок, Лотта Вудс

опер. Артур Эдисон

прод. Дуглас Фэрбенкс

в ролях: Дуглас Фэрбенкс, Леон Бэри, Юджин Палетт, Джордж Сигман, Бойд

Ирвин, Томас Холдинг, Сидни Фрэнклин, Чарльз Стивенс

Сюжет фильма включает в себя только эпизод с подвесками. Авторы фильма опускают приезд д’Артаньяна в Париж и все его первые приключения. Картина начинается со встречи королевы с герцогом Бекингемом, которому она передает свои алмазные подвески. Узнав об этом, кардинал (через отца Жозефа) приказывает миледи выкрасть украшения у герцога. Сам же он провоцирует короля на устройство бала. Констанс Бонасье умоляет д’Артаньяна спасти королеву. Гасконец сообщает об этом мушкетерам. Операцию планирует лично де Тревиль. Он приказывает всем четверым немедленно отправляться в Англию. Возможно, хотя бы один их них доберется. Однако к приезду д’Артаньяна миледи успевает выкрасть подвески. Она уже на корабле и спешит обратно во Францию, но д’Артаньян настигает ее в пути. Ворвавшись в каюту, он силой отнимает у нее футляр с алмазами. При этом он замечает на ладони миледи круглый шрам. Авторы отказались от «клейма», чтобы не выстраивать сюжетную линию с графом де ла Фер. д’Артаньян благополучно прибывает во Францию и передает королеве подвески. Ришелье отдает должное поступку гасконца и по представлению де Тревиля разрешает ему вступить в мушкетеры…

«Три пройдохи» / The Three Must-Get-Theres

1922, США, “Max Linder Prods.”, 58 мин.

реж. Макс Линдер

сцен. Макс Линдер

опер. Макс Дюпон, Энрике Хуан Вальехо

прод. Макс Линдер

в ролях: Макс Линдер, Булл Монтана, Фрэнк Кук, Кэролайн Рэнкин,

Джобина Рэлстон, Джек Ричардсон, Чарльз Мецетти

Пародия на фильм «Современный мушкетер» (1917) Аллана Дуана с участием в главной роли Дугласа Фербэнкса. Если эта картина, несмотря на свое название, снята по мотивам романа Дюма, то Линдер, напротив, заземлил и окарикатурил свою киноверсию, придав героям черты, совершенно противоположные сложившимся представлениям. Фильм включает множество сцен, поражающих выдумкой и исполнением.

«Три эпохи» / Three Ages

1923, США, “Buster Keaton Prods.”, 63 мин.

реж. Эдвард Ф. Клайн, Бастер Китон

сцен. Клайд Брукман, Джин Хэвец, Джозеф А. Митчелл, Бастер Китон

опер. Элджин Лесли, Уильям Мак-Ганн

прод. Бастер Китон, Джозеф М. Шенк

в ролях: Бастер Китон, Маргарет Лии, Уоллес Бири, Джо Робертс,

Лилиан Лоренс, Бланш Пэйсон, Кьюпи Морган

Дебют Китона в качестве сценариста и режиссера – пародия на эпохальную «Нетерпимость» (1916) Дэвида Уорка Гриффита. Повторяя сюжетное движение и монтажный принцип, примененный классиком мирового кино, Китон построил свой, причем не менее интересный эпос. У Гриффита присутствует нравоучительный призыв к терпимости, на который Китон дает юмористический, но в то же время серьезный ответ: человек не может проявлять терпимость в таком чувстве, как любовь. Он всегда боролся, борется и будет бороться за свое счастье, где и когда бы это не происходило. Приводимые Китоном в качестве примера три эпохи – каменный век, Древний Рим и современная Америка.

«Фантомас» / Fantomas

1913-1914, Франция, ”Societe des Etablissements L. Gaumont”.

реж. Луи Фейад

сцен. Луи Фейад по романам Марселя Аллена и Пьера Сувестра

опер. Жорж Герен

прод. Ромео Бозетти

в ролях: Рене Наварре, Эдмунд Бреон, Жорж Мельхиор, Рени Карл,

Джейн Фабер

Фантомас – гениальный преступник, скрывающий свое лицо, один из наиболее известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Создан писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Ф. появляется в 32 романах, написанных в соавторстве и в 11 романах, созданных Алленом после смерти Сувестра. Первые пять фильмов о Ф.:

«Фантомас» / Fantomas (1913), «Жюв против Фантомаса» / Juve Contre Fantomas (1913), «Покойный убийца» / Le Mort Qui Tue (1913), «Фантомас против Фантомаса» / Fantomas contre Fantomas (1914), «Лживый судья» /

Le Faux Magistrat (1914). Фантомас беспощаден и безжалостен ко всем, включая собственных детей. Ф. – мастер перевоплощений, свои преступления он совершает под видом другого человека, зачастую уже им убитого. Для осуществления своих преступлений Ф. любит использовать различные эксцентричные средства – зараженные чумой крысы, гигантские змеи, заполненные песком комнаты.

«Цивилизация» / Civilization

1916, США, “T. H. Ince Corporation”/ “Triangle Film Corporation”, 78 мин.

реж. Томас Харпер Инс, Реджинальд Баркер, Рэймонд Б. Уэст

сцен. Си Гарднер Салливан

опер. Джозеф Огуст, Дэл Клоусон, Клайд Де Винна, Отис М. Гоу, Деверо

Дженнингс, Чарльз И. Кауфман, Роберт Ньюхард, Ирвин Уиллэт

прод. Томас Харпер Инс

в ролях: Говард С. Хикман, Энид Марки, Лола Мэй, Кейт Брюс, Дж. Фрэнк

Берк, Клер Дю Бри, Джордж Фишер, Чарльз К. Френч, Хершел

Мэйал

В этой ленте Инс, как никто другой из кинематографистов-современников выразил ужас от событий Первой мировой войны, которая, как сказано в титрах, перечеркнула девятнадцать веков христианства. Картина была наивно пацифистской, но в ней было и дыхание правды, дыхание эпохи. Инс снимал фильм не о «подлых германцах» и «доблестных союзниках», а причту о несовместимости декларируемых христианских ценностей с реальной алчностью сильных мира сего. Фильм сильно пострадал от многочисленных переделок и дошел до нынешнего зрителя в сильно сокращенном и измененном виде. Однако очень многое надолго остается в памяти. И беспомощная, парализованная старуха, потянувшаяся за уводимым рекрутом – своим единственным сыном, упавшая вместе со стулом и умершая в одиночестве; лошадь, толкающая копытом тело убитого солдата; торпедированный транспорт с беженцами; труп ребенка, который лижет собака – все это создает истинную картину Ада. И человека, совершившего предательство и преступление, избирает Христос для сошествия на Землю, объятую пламенем кровавой войны…

За создание фильма «Цивилизация» Инс был удостоен благодарности президента и принят в Белом доме как почетный гость.

«Частная жизнь Дона Жуана» / The Private Life of Don Juan

1934, Великобритания, “London Film Productions”, 86 мин.

реж. Александр Корда

сцен. Фредерик Лонсдейл, Лайош Биро

опер. Жорж Периналь, Робер Ла Пресль

прод. Александр Корда

в ролях: Дуглас Фэрбенкс, Мерл Оберон, Брюс Уинстон, Джина Мэйло,

Бенита Хьюм, Бинни Барнс, Мелвилл Купер, Гибсон Гоуленд

В своих мемуарах Дуглас Фэрбэнкс-младший рассказывает, что он и его отец решили в 1933 году перебраться в Великобританию. Сын не был удовлетворен своей карьерой на Warner Brothers, а отец влюбился в британскую леди Сильвию Эшли, которая стала его третьей и последней женой. А этот фильм – последним в карьере.

Экранизация пьесы Анри Батая «Человек с розой». Александр Корда предложил Дугласу Фэрбэнксу на выбор самых знаменитых британских красавиц. В результате в съемках приняли участие Мерл Оберон, Бинни Барнс, Джоан Гарднер, Бенита Хьюм, Патриция Хиллард и Дайэн Нэйпер. В 52-летнем возрасте Фэрбенкс вполне убедительно сыграл знаменитого, но стареющего любовника и очень достойно закончил свою блестящую актерскую карьеру. Другие рецензенты отмечали, что несоответствие наивного оптимизма и реальности Великой Депрессии означало конец мифа Фэрбенкса. Попытки найти новый материал и тему оказались бесплодны. Не принесла ожидаемых результатов и последняя роль стареющего героя-любовника, уставшего от многочисленных любовных побед, а еще больше – от славы, и стремящегося уйти на покой. Фэрбенкс словно воплотил на экране свое нынешнее состояние, но публика не желала видеть стареющего героя, мучимого душевными и «ревматическими» проблемами. В 1934 году Фэрбенкс прекратил сниматься, а четыре года спустя объявил о создании в Лондоне продюсерской компании «Фэрбэнкс Интернешнл».

«Чарли: Жизнь и искусство Чарли Чаплина» /

Charlie: The Life and Art of Charles Chaplin

2003, США, документальный, 132 мин.

реж. Ричард Шикел

сцен. Ричард Шикел

снимались: Сидни Поллак, Вуди Аллен, Ричард Аттенборо, Клэр Блум,

Джеральдин Чаплин, Сидни Чаплин, Джонни Депп, Роберт

Дауни-младший, Милош Форман, Марсель Марсо, Эндрю

Сэррис, Мартин Скорсезе, др.

Ричард Шикел, знаменитый кинокритик и историк американского кинематографа, создал фильм, являющийся жизнеописанием Чаплина с тех времен, когда он был еще мальчиком в Лондоне и до самой его смерти в 1977 году. Помимо представления биографических данных, Шикел предпринял попытку показать гениальность величайшего комика ХХ века. Все интервью, от Вуди Аллена до Джонни Деппа, пронизаны восхищением Чаплином, как актером, так и человеком. Скорсезе, к примеру, указал на отсутствующие у большинства людей нюансы, которые еще раз доказывают, что Чаплин был великим, как перед камерой, так и позади нее. Депп на собственном опыте узнал, насколько трудны элементарные трюки Чаплина: три недели он репетировал подражание знаменитой сцене «танца булочек» из «Золотой лихорадки». Роберт Дауни-мл., сыгравший Чаплина в одноименном фильме, откровенно признался: «Это был пик моих актерских возможностей, и самый большой стресс, который я когда-либо испытал… я понял, что ничего из того, что работало на меня прежде, не собиралось работать здесь. Я посмотрел было один из фильмов Чарли, но к концу его был дико подавлен. То, что он сделал в двадцатиминутной короткометражке, было более выразительно и забавно, чем все, что я сделал за свою жизнь».

«Шерлок-младший» / Sherlock Jr.

1924, США, ”Buster Keaton Prods.”, 45 мин.

реж. Бастер Китон

сцен. Клайд Брукман, Джин Хэвец, Джозеф А. Митчелл

опер. Байрон Хаук, Элджин Лесли

прод. Джозеф М. Шенк, Бастер Китон

в ролях: Бастер Китон, Кэтрин Мак-Гайр, Джо Китон, Эрвин Коннели,

Уорд Крейн

Молодому киномеханику ненавистна его работа. Ведь не об этом он мечтает, чтобы каждый день вставлять бобины в кинопроектор. Он хочет стать сыщиком и с большим увлечением читает книги по криминалистике между сеансами. Однажды у его девушки украли часы, когда он был гостем в ее доме. Киномеханика обвиняют в краже, но он решает расследовать это дело как настоящий Шерлок Холмс. Ему предстоит докопаться до истины, найти вора и спасти свое честное имя. Он с увлечением принимает вызов судьбы и пытается разобраться во всех перипетиях этого сложного дела.

«Царь царей» / The King of Kings

1927, США, ”DeMille Pictures Corp.”, 155 мин. (первая версия, затем

сокращена до 112 мин.)

реж. Сесил Б. Де Милль

сцен. Джини Макферсон

опер. Дж. Певерелл Марли

прод. Сесил Б. Де Милль

в ролях: Генри Байрон Уорнер, Дороти Камминг, Эрнест Торренс, Джозеф

Шильдкраут, Джеймс Нил, Джозеф Страйкер

Этот фильм – первая в истории кино полнометражная картина о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа. При подготовке к съемкам режиссер исходил из того, что грандиозность духовного переворота, совершенного Христом, должна иметь соответствующее воплощение – в масштабности декораций, роскоши костюмов и размере бюджета постановки, в результате чего и был создан этот грандиозный «суперколосс». Де Милль стал первым режиссером, который сознательно опирался на поддержку американских христиан при прокате фильма. В результате его лента побила все кассовые рекорды 1920-х годов, а потом еще в течение 25 лет ее показывали в кинотеатрах на Пасху, и многие приходы брали ее напрокат для своей миссионерской работы. Бюджет фильма: $2.500.000.

«Эротикон» / Erotikon

1920, Швеция, ”Svensk Filmindustri” (SF), 97 мин.

реж. Мориц Стиллер

сцен. Густав Муландер, Артур Норден, Мориц Стиллер

опер. Хенрик Янцон

в ролях: Андерс де Валь, Тора Тейе, Карин Муландер, Элин Лагергрен, Ларс

Хансон, Белл Хедквист, Торстен Хаммарен, Вильгельм Берндтсон

Экранизация пьесы «Голубой лис» Ференца Хершега. Изобретательная, искусно поставленная комедия, отличающаяся живым темпом и подлинно стиллеровским ритмом повествования. При этом юмор режиссера не был плоским и вульгарным, как это нередко случалось в комедиях американского производства. Умело использовав мимику актеров, реквизит, декорации, Стиллер создал остроумную и легкую комедию ситуаций, что в условиях немого кино было не так-то просто сделать. «Эротикон» - это рассказ о супружеских перипетиях в жизни профессора энтомологии, которые завершились разводом и соединением влюбленных пар. Все в фильме Стиллера была изысканно и космополитично. Во всей Швеции нельзя было найти профессора, живущего в таких голливудских апартаментах.

По мнению историков шведского кино, «Эротикон» оказал огромное влияние на творчество Эрнста Любича (в его американский период). Использовав опыт итальянских комедий Лючио д'Амбра из жизни высшего света, Стиллер действительно подготовил почву для любичевских комедий 1920-х годов. Как в «Эротиконе», так и в фильмах Любича мы обнаруживаем ту же атмосферу снисходительной иронии в описании мира богатых бездельников. Но и в том, и в другом случае ирония не поднимается до критики самого образа жизни богатых и привилегированных групп общества.

Соблазненные успехом «Эротикона», шведские кинопредприниматели, прежде всего Карл Магнуссон, пошли по пути создания фильмов на современном материале, но совершенно не связанных с жизнью страны и народа. Студия «Свенск-фильм» выступила инициатором так называемых «международных комбинаций», нанимая иностранных актеров и посылая киноэкспедиции в Австрию, Италию и даже в Турцию. Некоторые из этих начинаний окупались, другие завершались крахом. Тем временем фильмы шведской школы тонули в море дешевой продукции.

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

Наши рекомендации