Ознакомление с документами, поступившими на экспертизу (подготовительная стадия исследования)

Предварительное исследование поступивших на су­дебно-почерковедческую экспертизу материалов заключа­ется в ознакомлении с ними, их осмотре и решении во­проса о том, достаточно ли представленных материалов для проведения экспертизы.

При назначении экспертизы в экспертное учреждение направляются следующие документы

1) постановление следователя либо определение суда о назначении экспертизы;

2) документы — вещественные доказательства, тексты или подписи в которых подлежат почерковедческому исследованию;

3) образцы почерков (подписей) лиц — предполагаемых исполнителей исследуемых документов;

4) иные материалы, содержащие сведения об условиях выполнения исследуемых документов либо о предполагаемых их исполнителях[34].

Проверку материалов следует начинать с ознакомле­ния с постановлением либо определением о назначении экспертизы[35] — документами, являющимися основанием для ее производства.

Ознакомление с постановлением позволяет эксперту выяснить, какие именно документы — вещественные доказательства поступили на экспертизу, какие тексты (фрагменты текстов) или подписи подлежат исследова­нию, какие вопросы поставлены перед экспертом, круг предполагаемых исполнителей исследуемых объектов, наличие и объем образцов почерков этих лиц и сведения, имеющие значение для предстоящего исследования.

По постановлению эксперт проверяет, насколько точ­но содержащиеся в нем сведения соответствуют мате­риалам, поступившим на экспертизу.

При отсутствии тех или иных документов — вещест­венных доказательств — об этом составляется акт, кото­рый отдельно или вместе со всеми представленными ма­териалами направляется органу, назначившему экспер­тизу.

В случае неточности описания документа, подлежа­щего исследованию, эксперт может: а) если возникает предположение, что на исследование поступил иной до­кумент, возвратить материалы лицу, назначившему экс­пертизу, вместе с соответствующим письмом, б) если до­пущена опечатка в указании каких-либо реквизитов до­кумента (дата, номер), оговорить во вводной части за­ключения выявленное обстоятельство в виде примеча­ния, не возвращая материалы.

Ознакомление с вопросами, поставленными перед экспертом, предполагает выяснение задания, определе­ние того, входит ли разрешение данных вопросов в ком­петенцию эксперта-почерковеда, а также выяснение кру­га предполагаемых исполнителей.

В случаях, если вопрос сформулирован неточно, но смысл задания ясен, трудностей не возникает. Однако, если вопрос изложен так, что его смысл либо неясен, либо он может быть истолкован по-разному, необходимо уточнить задание, для чего материалы или возвращают­ся вместе с письмом об уточнении задания или делается запрос (письменно, по телефону), и материалы не воз­вращаются.

При ознакомлении с вопросами эксперт устанавлива­ет также, какие именно объекты (тексты, их фрагменты, подписи) подлежат исследованию и круг предполагае­мых исполнителей.

Если выясняется, что в задание входит не только по­черковедческое, но и другие виды исследования, напри­мер, химическое или техническое, проводимые экспертами других специальностей, определяется порядок прове­дения соответствующих исследований. При этом учиты­вается, что почерковедческое исследование, по возмож­ности, следует проводить до исследований, связанных с изменением внешнего вида документа.

В отдельных случаях в процессе ознакомления с во­просами возникает сомнение в возможности дальнейшего исследования поступивших материалов.

Известно, что идентификационное исследование тек­ста или подписи результативно тогда, когда по ним мож­но судить о почерке конкретного лица как о совокупно­сти особенностей его письменно-двигательного навыка. А для этого исследуемый объект должен содержать ка­кой-то минимум письменных знаков, отображающих упо­мянутую совокупность. Единичные же знаки — буква, цифра или их части, знаки препинания и т. п. — отобра­жают лишь отдельные особенности навыка и поэтому для почерковедческого исследования непригодны. Таким образом, если в постановлении содержится, например, вопрос: «кем — А. или другим лицом выполнена цифра «1» перед числом «23» ... или «...» изменена цифра «1» на цифру «4» ...», эксперт, осмотрев объект исследова­ния, к которому относится данный вопрос, согласно ст. 82 УПК в письменной форме сообщает органу, назна­чившему экспертизу, о невозможности дать заключение.

При ознакомлении с материалами может возникнуть вопрос о компетенции эксперта; например, требуется установить исполнителя рукописи (подписи), выполнен­ной на языке, незнакомом эксперту.

Решение данного вопроса зависит от знания экспер­том той письменности, которая использовалась при вы­полнении рукописи. Для успешного исследования и пра­вильной оценки его результатов эксперт должен знать данную письменность и ее специфику — конфигурацию букв согласно прописям, способы усложнения и упроще­ния движений при скорописном выполнении букв, часто­ту встречаемости букв и признаков в них и т. д.

Поэтому, если на экспертизу поступили исследуемые документы или образцы, письменность которых эксперту неизвестна, например арабское, латинское письмо, та­кие материалы должны быть возвращены без исполне­ния. Исследование рукописей, выполненных на языке, использующем русское письмо, возможно. Правда, в этих случаях возможности эксперта-почерковеда ограничены, так как им не могут быть использованы признаки пись­менной речи[36]. Следовательно, отпадает и возможность установления автора рукописи.

После ознакомления с вопросами и проверки наличия указанных в постановлении образцов почерков эксперт знакомится с обстоятельствами дела и сведениями, которые могут иметь значение для предстоящего исследования. Так, в постановлении могут содержаться следующие важные для эксперта сведения:

а) об условиях выполнения исследуемого текста или подписи: поза, материалы письма и пишущий прибор, освещение и др., если эти условия были необычными для пишущего;

б) о предполагаемых исполнителях: возраст, образование, владение иными языками и видами письменности, умение писать левой рукой (в связи с чем и с какого времени), отсутствие или наличие психических заболеваний, болезни глаз, руки, необычное физическое или психическое состояние пишущего и т. д.

Такие сведения эксперту необходимо знать для по­следующей проверки соответствия и достаточности срав­нительных материалов, а при исследовании докумен­тов — для правильной оценки обнаруженных признаков почерка и результатов сравнительного исследования.

Если указанные сведения в постановлении отсутству­ют, предварительное ознакомление с материалами про­должается, а вопрос о получении этих сведений решает­ся после осмотра исследуемого объекта или в процессе его исследования.

Эксперт знакомится с исследуемым документом сна­чала в целом, а затем с конкретным объектом исследования: текстом или его частью либо подписью.

При осмотре документа в целом эксперту следует выяснить:

1) способ изготовления документа и его частей (типографский, машинопись, стеклограф, рукопись и т. д.);

2) что представляет собой материал документа, т. е. на чем выполнен исследуемый объект — на бумаге, доске, спичечной коробке, кожаном ремне и т. д., цвет и ка­чество поверхности;

3) каковы штрихи текста (способ их нанесения, цвет - и качество штрихов в зависимости от характера пишу­щего прибора и состояния документа).

Кроме того, рассматриваются реквизиты документа: оттиски печатей и штампов, дата выполнения документа, подписи и т. д.

Способ изготовления документа обычно определяется без применения каких-либо технических средств. По­следние, как показывает экспертная практика, исполь­зуются при определении способа нанесения текста или подписи, а именно для различения карандашных штри­хов и штрихов, нанесенных через копировальную бумагу.

Если на исследование поступили фотокопии докумен­та, следует принять меры к получению оригинала, так как фотоснимок значительно ограничивает возможности выявления признаков технической подделки и затрудня­ет исследование признаков почерка.

Обнаружение в процессе осмотра документа призна­ков технической подделки, в отношении которой вопрос не был поставлен, расширяет пределы исследования до­кумента. В данном случае в соответствии со ст. 191 УПК эксперт вправе указать эти вопросы в своем заключении.

Осмотр непосредственного объекта исследования предполагает более подробное ознакомление с ним, чем это имело место ранее.

Детальный осмотр рукописи начинается с выяснения характера и графического объема рукописи (подписи). Это важно не только потому, что выяснение может при­вести к составлению документа о невозможности дать заключение (такие случаи редки), но и для последую­щей оценки качества образцов. Так, иногда в образцах отсутствуют либо цифровые записи, имеющиеся в иссле­дуемом тексте, либо подписи аналогичной транскрипции, что не позволяет провести полное сравнительное иссле­дование.

В процессе осмотра эксперт знакомится с содержани­ем рукописи, выясняя при этом, каким способом она вы­полнена: скорописью, с подражанием печатному шриф­ту или прописям, специальным шрифтом, например чер­тежным или библиотечным. Если выяснится, что штрихи букв исследуемого текста плохо различимы и это затруднит последующее выявление признаков, рекомендуется, используя методы исследовательской фотографии, изго­товить копию документа, пригодную для исследования.

Проверка надлежащего качества и достаточного объ­ема образцов почерков предполагаемых исполнителей — чрезвычайно важный этап подготовительной стадии ис­следования. От качества сравнительного материала в значительной степени зависит успешное разрешение во­просов, поставленных перед экспертом, и, наоборот, не­достаточность и некачественность образцов приводит к тому, что эксперт не может ответить на поставленные перед ним вопросы, а иногда и к экспертным ошибкам.

При проверке сравнительного материала эксперт дол­жен установить:

а) достоверность, т. е. принадлежность образцов данным предполагаемым исполнителям;

б) наличие свободных и экспериментальных образцов;

в) достаточность образцов как с точки зрения качества, т. е. соответствия их характеру исследуемого материала (документа), времени и условиям его выполнения, так и количества[37].

Достоверность образцов эксперт тщательно проверя­ет путем сравнения свободных образцов между собой и свободных с экспериментальными.

Изучив имеющийся сравнительный материал, эксперт в случае сомнения в достоверности образцов, их ненад­лежащего качества или малого объема составляет за­прос о проверке достоверности или о представлении не­достающих образцов, который вместе с остальными ма­териалами или без них направляет лицу, назначившему экспертизу[38].

Если в постановлении указывается, что по каким-то определенным причинам большое количество образцов не может быть представлено либо по тем же причинам запрос эксперта не удовлетворен, а имеющиеся образцы недостаточны для сравнительного исследования (иссле­дуется цифровой текст, а в образцах преобладают бук­венные записи или в подписях различается характер транскрипции), эксперт в письменной форме сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение (см. ст. 82 УПК).

Вопрос о достаточности сравнительного материала не всегда может быть решен на данном этапе. В подоб­ных случаях проводится раздельное и сравнительное ис­следование, а в случае необходимости дополнительные образцы запрашиваются в процессе исследования.

После ознакомления с материалами, поступившими на экспертизу, исследуемые документы и образцы отме­чаются соответствующими штампами экспертного уч­реждения, кроме тех случаев, когда все материалы воз­вращаются без исполнения органу, назначившему экс­пертизу[39].

Оттиски ставят на свободные от записей и подписей участки документов. Так как на исследование иногда поступают небольшие по размеру документы, это долж­но быть учтено при изготовлении штампов, размер ко­торых должен быть также небольшим.

Материалы, поступающие на повторную экспертизу (судебно-почерковедческую), проверяются в той же по­следовательности и по тем же правилам, что и материа­лы первичной экспертизы. Но при этом проверяется на­личие некоторых дополнительных материалов, а также выясняются обстоятельства, имеющие значение только для повторных исследований. Так, при проверке вопро­сов, поставленных перед экспертами, выясняется, не со­держатся ли в задании дополнительные вопросы, постав­ленные впервые. Они могут возникнуть вследствие уве­личения количества исследуемых объектов или расшире­ния круга предполагаемых исполнителей.

Проверяя представленные образцы, эксперт должен установить, имеются ли в наличии все те образцы, кото­рыми пользовались эксперты, проводившие предыдущие экспертизы (первичную экспертизу, если она была одна).

При производстве повторной экспертизы эксперты должны выяснить, насколько обоснованы выводы, содер­жащиеся в заключениях, данных при проведении преды­дущих экспертиз. Поэтому экспертам, проводящим пов­торное исследование, необходимо иметь в своем распо­ряжении все использованные ранее образцы.

Кроме того, эксперт проверяет, имеются ли среди представленных на экспертизу материалов заключения предыдущих экспертов. Не располагая этими заключе­ниями, эксперты, проводящие повторное исследование, не смогут всесторонне и полно оценить обоснованность вы­водов, содержащихся в заключениях, данных при прове­дении предыдущих экспертиз, и уяснить причины иных выводов, если они имели место.

Наши рекомендации