Ксилография в графическом дизайне
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Институт графического дизайна
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Традиционная печатная графика
В современном графическом дизайне
Выполнила:
студентка группы
1-МГ-36
Прыткина Е.Е.
Научный Руководитель:
Кузнецова М.Р.
Санкт- Петербург
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………….3.
1. История ксилографии ……………………………………………….6.
2. Ксилография в графическом дизайне……………………………….13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23.
Список литературы………………………………………………………24.
ВВЕДЕНИЕ
В графическом дизайне существует множество способов и техник для создания, а также оформления продукции. Все чаще замечаешь, что дизайнеры прибегают к традиционным средствам выразительности: гравюра в разных ее проявлениях, живопись, графика, соединив с компьютерными технологиями, получая интересные, эксклюзивные проекты.
На сегодняшний день, наиболее популярным подходом визуализирования становится смешанный стиль, где отрисованные вручную объекты, обрабатываются при помощи компьютерных программ. Фирменные стили, логотипы, упаковки, а также веб-дизайн, а также анимация. Такого рода проекты одушевляются и не остаются незамеченными среди покупателей. Значит, современный графический дизайн ― синтез компьютерных технологий и традиционных техник печатной графики ― гравюры. Для полного понимания необходимо рассмотреть само опрелделение, а также классификацию гравюр.
Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками (эстампами).
Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах.
Классификация:
· Гравюра высокой печати — где краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски. Это печать с рельефа, печатающие элементы которого с краской выше пробельных мест. Изготовление печатной формы в этом случае сводится к тому, чтобы теми или иными способами углубить те места формы, которые при печати должны оставить бумагу белой. К гравюрам этого типа относятся: гравюра на дереве (ксилография), линогравюра, высокая гравюра на металле, автоцинкография (эта техника имеет и другие названия: жилотаж, гратография, травление, высокий офорт) и гравюра на пластмассе.
· Гравюра глубокой печати — здесь краска переносится из углублений штрихов. Это печать, при которой краска находится в углублениях, а пробельные места выше (с них краска, нанесенная на всю поверхность формы перед печатанием, стирается и остается только в углублениях). Притиснутая большим давлением к такой форме, влажная бумага принимает на себя краску из этих углублений. Изготовление печатной формы заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность формы в виде углубленных штрихов, точек и иных неровностей, способных удерживать печатную краску.Гравюры глубокой печати разделяются на две группы. К первой группе относятся те, печатные формы которых изготовляются механическим способом. Это резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная гравюра и меццо-тинто. Ко второй — печатные формы, изготовленные химическим способом, путем травления. Это все разновидности офорта: акватинта, лавис, резерваж.
· Плоская печать — печать с формы, печатающие элементы и пробельные места которой находятся в одной плоскости и отличаются друг от друга свойством принимать или отталкивать краску. Процесс изготовления печатной формы заключается в такой химической обработке, в результате которой поверхность ее делится на олеофильные участки, принимающие жирную печатную краску, и гидрофильные, отталкивающие ее. К этому виду печатной графики (слово «гравюра» в данном случае обычно не применяется) относятся все виды литографии.
В зависимости от материала печатной формы гравюрные техники различаются так:
· гравюра на металле,
· линогравюра,
· ксилография,
· гравюра на картоне, воске и т. п.
В зависимости от способа обработки (гравирования и травления) при нанесении рисунка, формы гравюра на металле также подразделяется на виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др.
Для создания рельефного рисунка с этой целью используется либо механический способ (нанесение на доску зеркального подразумеваемому в последующем оттиске изображения): процарапывание с помощью иглы или другими специальными инструментами, в том числе — подобными штихелям для торцовой гравюры, но несколько отличающимися от них формой (более крутым изгибом клинка и заточкой рабочей части) — так называемыми стиплями и т. п.), либо химический (травление кислотой или хлорным железом, пары которого менее токсичны, нежели пары азотной кислоты).
Просматривая различные источники, натыкаешься, что все чаще для реализации своих проектов дизайнеры используют ксилографию. Оформление упаковок, календарей, визиток и т.д. — все это становиться намного привлекательнее, если оформлено при помощи ксилографии.
1.История ксилографии
История деревянной гравюры ― ксилографии берёт своё начало в глубокой древности. Логично предположить, что потребность в размножении изображений целесообразно реализуется только при наличии относительно дешевого материала, на котором она может быть напечатана. Изобретение бумаги положило начало распространению деревянной гравюры. Так ксилография возникла в Китае во время династии Ханьшуй (VI век). В Европе появление ксилографии относят к XIII веку. Время расцвета гравюры на дереве приходится на XV и XVI столетия.
Слово "ксилография" произошло от двух греческих слов: xylon - дерево и grapho - пишу, рисую. На других языках: нем. holzschnitt, англ. woodcut. Доски для гравирования обрезались по слою дерева (отсюда и одно из названий такой гравюры - "продольная"). На отшлифованную поверхность доски наносился рисунок, после чего линии этого рисунка обрезались с обеих сторон острым ножом, сам же штрих оставался нетронутым (отсюда второе названий продольной гравюры - "обрезная"), а фон выбирался широкими стамесками до глубины 2 - 5 мм. После этого доску закатывали специальной краской и выполняли оттиск на бумагу. Таким образом, ксилография относится к типу высокой печати, поскольку представляет собой печать с рельефа. Материалом для досок служила груша, липа, яблоня, а в Японии применяли и местные породы, слоистость древесины которых давала естественную дополнительную фактуру поверхности гравюры.
С VI в. ксилография стала применяться для книгопечатания. Для этого бумагу с написанными на ней иероглифами прикладывали к доске, покрытой рисовой пастой, хорошо впитывающей тушь. Вследствие чего, текст отпечатывался в зеркальном отражении. После этого с доски срезали слой древесины, не покрытой тушью. Таким образом создавался объемный рисунок текста ― матрица. После этого матрицу закатывали краской и выполняли оттиск текста на бумагу.
Интересно, что в ранний период развития ксилографии резчик и автор рисунка были разными людьми. Иногда конечный оттиск мог сильно отличаться от авторского рисунка, поэтому позднее художники стали рисовать сразу на досках.
В Японии большое развитие получила цветная гравюра. Особенного расцвета она достигла в XVIII и первой половине XIX века в творчестве художников Китагава Утамаро (Рис.1-2) и Кацусика Хокусаи(Рис.3).
Рис.1 Рис.2 Рис.3
В Европе сначала появилась станковая гравюра, а затем и книжная. Замечательных результатов она достигла в Германии в XV и XVI веках. Серии гравюр Абрехта Дюрера "Апокалипсис", "Жизнь Марии", "Большие страсти" ― это вершина обрезной продольной гравюры, являющаяся величайшим произведением мирового графического искусства.
Не мене замечательны работы немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего (1497 - 1543). Его "Азбука смерти", "Пляска смерти" так же поразительны по тонкости резьбы.
Особое место в искусстве ксилографии Европы занимает кьяроскуро - цветная гравюра на дереве. Техника эта заключалась в том, что резалось несколько досок для каждого цвета отдельно. Затем все они печатались в определенной последовательности (обычно сначала светлые тона, а потом более темные) на один лист бумаги, с совмещением всех частей изображения.
В России обрезная "продольная" гравюра на дереве появилась в середине XVIвека. При Иване Грозном в Москве устраивается первая типография для печатания книг под руководством И. Федорова. Для украшения книг резались гравюры высокого художественного и технического достоинства.
В 1615 году в Москве был образован Печатный двор. Устанавливаются тесные связи московских печатников с украинскими и белорусскими коллегами, тип изданий которых был более светским и близким к западным традициям. Влияние московских печатников способствовало возникновению новой области в гравюре - народных картинок - искусства простонародья. Предтечей русского лубка стал Василий Корень - выходец из Белоруссии. Мастер создал в 1695 - 1696 годах "Книгу Бытия и Апокалипсис". Прямой путь от этих гравюр ведет к лубку - яркому явлению XVII - начала XIX века. Лубок был резко оппозиционен официальному академическому искусству и ориентировался на вкусы простонародья: был сюжетно занимателен и ярок.
В начале XIX века продольная гравюра на дереве в России, так же как на Западе, приходит в упадок. Возрождение этой техники произошло в 90-е годы XIX века в Англии Инициатором был Уильям Моррис. Кроме него, в продольной гравюре работали Никольсон, Крег и Бренгвин. Во Франции этой техникой увлекались Гоген (Рис.4-5), Бернар, Валлатон, Вламинк. В Германии в 20-х годах ХХ века работали - Кольвиц, Кирхнер, Геккель, Нольде, Барлах.
Рис.4 Рис.5
В тоже время в России гравировали на продольных досках Истомин, Лебедев, Усачев, Масюткин (Рис.6-7), Куприянов, Кравченко, Голицин.
Рис.6 Рис.7
Но существовала и другая разновидность ксилографии - торцовая (тоновая, репродукционная).
В торцовой ксилографии применялись доски поперечного распила. Открытая англичанином Томасом Бьюиком в XIX столетии торцовая ксилография снова завоевала доминирующее положение как основной способ художественной репродукции, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле, и произвела переворот в книжной графике. Не смотря на то, что вдоль волокон вырезать легче, а поперек - труднее, твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла гораздо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии. Появилась возможность передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения (отсюда второе названий торцовой гравюры - "тоновая"). Третье название торцовой гравюры - "репродукционная", вытекает из богатой пластической выразительности столь необходимая для репродуцирования.
В 1790 году в Ньюкасле Бьюик выпустил написанную им (вместе с Бейлби) и иллюстрированную гравюрами на дереве "Общую историю четвероногих", имевшую большой успех и выдержавшую до 1820 года изданий.
Инструментами в торцовой гравюре служат штихели. Стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45°, вставлен в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске, часть ручки плоско срезается.
Долговечность печатной формы позволяет использовать торцовые доски даже для стандартного типографского тиражирования, в то время как в продольных досках штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. При малом изменении качества тираж, отпечатанный с торцовых досок, может доходить до нескольких десятков тысяч.
Очевидным недостатком торцовой ксилографии является ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма. Самшит, идеальный для торцовой гравюры материал, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно. Вырубка, например, на Кавказе практически прекращена.
Склейка досок позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по размерам с продольными гравюрами средней величины. В качестве материала для печатной формы применяют различные пластмассы, гравируя эти доски теми же штихелями, что и при торцовой гравюре.
Ксилография в графическом дизайне
Арт-студия Tugboat Printshop из Питтсбурга известна тем, что в ее стенах рождаются удивительные творческие работы, созданные таким непопулярным нынче методом, как гравирование по дереву. Ксилографией(оттиском на бумаге с деревянной печатной формы) давно и увлеченно занимаются авторы арт-студии, художники Paul Roden и Valerie Lueth.
Художники очень ответственно подходят к своей работе. Ведь в их случае это не только необходимость, но и главная составляющая арт-проекта, поскольку каждый из них состоит из сотен мельчайших деталей, завитков, углублений и выпуклостей, тончайших соединений и перешейков, формирующих основной рисунок. Эти гравюры отлично смотряться, как самостоятельные объекты-иллюстрации, а также дополненные шрифтами выступают в качестве афиш, инфографики.
Шоу группы Moderat.
Оказывается такая классическая Графический дизайн, видеодизайн: студия Pfadfinderei
Художник по свету: Christoph Schneider. Выявил несколько графических лейтмотивов, которые сквозят через все шоу. Иллюстрации и видеоролики выполнены в стилистике гравюры, а именно ксилографии.
Иллюстрации и видеоролики выполнены в стилистике гравюры, а именно ксилографии.
Японский художник Ray Morimura /Рэй Моримура.
Приверженец строгой геометрии — его работы выделяют точные, математически выверенные линии, из которых выткано полотно рисунков. Гравюры Рэя - в основном, пейзажи. Это не зарисовки с натуры, Рэй не стремится воспроизвести точный ландшафт, его интересует образ, форма, цвет, текстура.
Его картины можно рассматривать бесконечно, ведь каждая из них – особый мир, в котором сочетается декоративность, геометричность, стилизация, и, в то же время сохраняется реалистичность и утонченная детализация.
В отличие от других японских граверов по дереву Моримура использовал для печати краски на масляной основе. Для работы он использовал фанерные блоки толщиной 6 мм, и ламинированные блоки 3 мм толщиной, которые применяются для покрытия пола, поскольку линогравюра не позволяет создавать слишком сложный рисунок, который печатается на специальной бумаге из коры тутового дерева. И каждый цвет требует отдельной доски и отдельной краски. Некоторые доски печатаются цельным цветом, а некоторые могут включать так называемое “бокаси” или градации цветов.
Японски художник Shi Yi.
Выставки, художника из Китая, неизменно вызывают интерес у публики. Истина проста и сложности только утомляют непосвящённых во все таинства искусства. Свобода художника опять выходит за рамки обывательского интереса и здесь самое главное есть то, что чувство ритма, рождая формы и их природное, свободное взаиморасположение масс и оттенков, проводит ту идею, где сила мысли, облагородив и сконцентрировав своё ощущения, бьёт свежестью и гармонией, ошеломляя и заставляя быть втянутым в эти потоки новых соединений.
Сюжеты просты, но втягивают прочно, заставляя ещё и ещё проводить аналогии с виденным когда-то и обнаруживать ещё раз свое причастие к представленным образам. Свобода действия, как ритм и как гармоничное объединение простых сюжетов в единое, создаётся легко и, как кажется, доступно любому мастеру-графику.
«Star Wars» Нормана Роквелла.
Так в преддверии нового эпизода культовой киноэпопеи «Star Wars» ее создатель — Джордж Лукас, — анонсировав в Америке открытие музея с картинами Нормана Роквелла и не только, не забыл и о коллекционерах. Искусные принты изготавливаются для них вручнуюпри помощи техники ксилографии в Стране Восходящего Солнца. Как считает сам создатель: «А почему Япония? Ну как же, только посмотрите на принцессу Амидалу: разве она не японка?!»
Художник Дон Горветт.
Дон Горветт реализует свое творчество через репродукционную ксилографию. Когда художник создает свои творения, он испытывает некоторое волнение, как говорит сам художник: для него вырезание линий на деревянной поверхности схоже с рисованием и живописью в трехмерном измерении.
На сюжеты Дона Горветта огромное влияние оказали пейзажи «Новой Англии»: «в этой местности очень много прекрасной архитектуры, через которую чувствуется связь с прошедшими временами». «Вырезание линий на деревянной поверхности похоже на рисование и живопись в трехмерном измерении», - объясняет художник.
Художник обладает необыкновенным художественным восприятием цвета, поэтому изображения на гравюрах получаются очень элегантными и вызывают воспоминания тональными гармониями, которые обычно не ассоциируются с гравюрами на дереве.
Заключение
Применение традиционных печатных техник, не потеряло своей актуальности в дизайне, сегодня. И продиктовано это в первую очередь: большой конкуренцией компаний, которым соответственно необходимо продемонстрировать свою индивидуальность, придать проектам неповторимость и эксклюзивность.
Проводя анализ современных дизайнерских проектов, не раз замечаешь, что для передачи визуального контента используются печатные техники, в частности техника ксилографии. Несомненным плюсом данной техники является то, что она позволяет передать пространственность, придает оттискам текстуру.
Ксилография берет свои истоки с VI в. и с того времени технология не многим изменилась. Так для реализации своего проекта с применением для оформления техники ксилографии необходимо кропотливо вырезать стеками по дереву изображение, далее ее переносить на бумагу. Для получения интересных эффектов также применяют после компьютерные технологии, типографику получают неповторимые полиграфические проекты: календари, визитки, иллюстрации, афиши и т.д.
Ксилография, доработанная с применением различных компьютерных эффектов ― это отличный способ одушевить и придать экслюзивность работе. Работы, выполненные в технике ксилографии наделяются особой атмосферностью,
Список литературы:
1. Журов А. П., Третьякова К. М. «Гравюра на дереве». — М.: —Искусство, 1977. — 248 с.
2. Павлов И. Н. Жизнь русского гравёра / Ред. и вступ. ст. М. П. Сокольникова. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 320 с.
3. В. М. Полевая. Ксилография // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2-х кн / Гл. ред. В. М. Полевой. — М.: —Большая Рос. энцикл., 1999. — 448 с.
4. Сидоров, А. А. Древнерусская книжная гравюра / А.А. Сидоров, АН СССР. Институт истории искусств. – М.:АН СССР, 1951. – 395 с., [5] л. ил.
5. Фаворский В. А. Литературно−теоретическое наследие / Сост. Г. К. Вагнер. — М.: Сов. художник, 1988. — 588 с. — ISBN 5-269-00094-6.
6. Пожарский А. Печатная графика / А. Пожарский Печатная графика//Элктронный журнал ArtFrame URL: http://art-frame.spb.ru/school/framing/graphics (дата обращения: 29.11.2016)
7. Юсупова Айнура Техника Ксилографии/ Японская гравюра XVIII-ХIХ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина изучения создания гравюры Адати URL:http://japaneseprints.ru/reference_materials/articles/klisogr/index.php (дата обращения: 30.11.2016)
8. Креативная ксилография. Эксклюзивные принты ручной работы от арт-студии Tugboat Printshop // Журнал «Культорология.РФ»
URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/131212/17517/ (дата обращения: 02.12.2016)
9. СТРОГАЯ ГЕОМЕТРИЯ-ЯПОНСКИЙ ХУДОЖНИК RAY MORIMURA / РЭЙ МОРИМУРА// Журнал «LiveInternet» URL: http://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post322281906/ (дата обращения: 01.12.2016)
10. Магистр Йода может быть спокоен: ксилографии с героями "Звездных войн" появятся на рынке официально// Журнал «Артхив»URL:https://artchive.ru/news/1098~Magistr_Joda_mozhet_byt_spokoen_ksilografii_s_gerojami_Zvezdnykh_vojn_pojavjatsja_na_rynke_ofitsialno (дата обращения: 01.12.2016)
11. Ксилография Дона Горветта// Журнал «Цезарь Артс» URL: http://caesararts.com/collector/art/page22/ (дата обращения: 03.12.2016)
12. Давид Мисакян «Три крутых элемента шоу Moderat, которые сложно повторить» URL: http://misakyan.com/blog/moderat-msk-2016/ (дата обращения: 03.12.2016)