Основные особенности классицизма

Тема: Стиль. Понятие музыкального стиля

Цель:

Задачи:

Содержание:

Вопрос:

Как вы понимаете слово «стиль»?

Понятие Стиль имеет как бы несколько уровней. Происходя от стиля (См. Стиль) древнего инструмента письма, слово «Стиль» уже в древнем мире стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения совокупности художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т.д. или даже отдельному периоду его деятельности

Вопрос:

Как вы думаете, чем отличаются выражения – «оперный стиль» и «героический или романтический стиль»?

Таким образом, можно сделать вывод, что стиль – это объединение каких-либо общих черт или характерных особенностей.

Определение:

Стиль – это индивидуальная манера, соединение художественных особенностей, присущих тому или иному виду творчества.

Вопрос:

Что такое «музыкальный стиль»?

Стиль музыкальный —система средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.

Одна из самых сложных проблем в музыкознании - проблема стиля как исторической категории, его соотношения с эпохой, художественным методом, направлением. Историко-эстетич. аспект понятия стиля возник в конце 19 - начале 20 вв., когда музыка заимствовала из истории смежных искусств и литературы термины :

· "барокко", "рококо",

· "классицизм",

· "романтизм", позже

· "импрессионизм",

· "экспрессионизм" и т.д.

Если стиль – это совокупность каких-либо общих черт или закономерностей, для определения их попробуем сравнить иллюстрации картин, принадлежащих различным стилистическим эпохам и выявить их особенности:

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств

Задание: Предлагается рассмотреть несколько картин в стиле барокко и найти в них характерные черты.

Вопрос:

Как вы думаете музыка в стиле барокко будет иметь те же характерные черты, что и в изобразительном искусстве, или они будут отличаться?

Особенности музыки барокко:

§ бельканто;

§ драматическая экспрессия;

§ постановочные формы музыкальных произведений (опера, музыкальная драма);

Муз.пример: Каватина Фигаро из оп.Севильский цирюльник Дж.Россини

§ комбинированные вокально-инструментальные формы, такие как оратория и кантата;

§ новые приёмы игры на музыкальных инструментах, такие как тремоло и пиццикато;

Муз.пример: Штраус Полька-пиццикато

Отрывок с тремоло из «И.Корнелюк гл.тема из ф. Идиот»

§ чистая и линейная мелодия. Полифоническое изложение мелодии;

Полифония – многоголосие.

Полифо́ния, устаревш. полифони́я (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле), равноправных с точки зрения композиционно-технической (равноправные участники многоголосной фактуры) и музыкально-логической (равноправные носители «музыкальной мысли»).

Муз.пример: Ital'yanskoe barokko - &quot_Miserere&quot_

§ точная нотная запись музыки (в эпоху ренессанса детальная запись нот для инструментов была весьма редка);

§ усложнение музыки, сочинение произведений, рассчитанных на виртуозное исполнение;

§ орнаментика;

§ развитие современных западных музыкальных ладов (мажора и минора).

Муз.пример: Disk _2 Gendel',

Основные особенности классицизма

Классицизмусвойственно воспевание действий и поступков человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

   
Для классицизма характерен культ идеальных форм. Представители классицизма свой эстетический идеал видели в античном искусстве и призывали подражать его высоким образцам. При этом образы древнегреческой и древнеримской литератур наполнялись актуальным содержанием. Стремление художников изобразить современные проблемы в зеркале античных мифов было связано с задачей выявить в том или ином явлении его родовые, устойчивые черты, понять сущность человека, идеальное воплощение которой они видели в античной классике. Принцип рационализма. Культ разума.В основе теории классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии единого всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и в жизни людей, гармоничности человеческой натуры, вера в бесконечные возможности разума, в силы человека. Разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как высшее начало по отношению к живому разнообразию жизни, индивидуальному началу. Для теоретиков классицизма культура основана на логике: мысль, а не эмоции содействуют познанию истины. Закономерен устойчивый для классицистических произведений конфликт разума и страсти. Герой, анализирующий свои порывы, сознательно относящийся к миру и к самому себе, способный подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления, укрощает, обуздывает эмоции, противостоит слепым страстям, ложным ценностям, в конечном счете — хаосу. Так классицизм реализовывал почерпнутый у Горация принцип «поучать развлекая». В сумму строгих правил эстетики классицизма входили требования равновесия красоты и истины, логичности замысла, точности выражения значительной мысли, стройности и законченности композиции. Эти и другие правила напрямую связаны с разработанной художниками-классицистами категорией «хорошего вкуса», под которым понималось не индивидуальное предпочтение того или иного художественного произведения, а некая коллективная эстетическая норма, выработанная «хорошим обществом». Так, произведение истинного искусства не должно быть многословным, метафорически усложненным, чрезмерно стилистически украшенным, ибо признак художественности — лаконизм и простота.

Задание: Предлагается рассмотреть несколько картин в стиле классицизма и найти в них характерные черты.

Как и в стиле барокко музыка эпохи классицизма полностью отражает все принципы и черты стиля.

Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.

Музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Венская классическая школа - направление европейской классической музыки второй половины XVIII века в Вене. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Основные черты ВКШ:

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века, то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштейн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

Формы музыкальных произведений отличались сложностью и практически математическим расчётом.

Сонатное Allegro

Сонатное аллегро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии, - выдержанные в быстром (allegro) темпе. Форма Сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы.

· Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной партиях;

· разработка - развитие тем главной и побочной партий, столкновение и борьба их образов;

· реприза - повторение экспозиции с новым соотношением образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в разработке.

Форма Сонатного Allegro наиболее действенна, динамична, она создает широкие возможности для реалистического отображения явлений объективной действительности и душевной жизни человека в их внутренней противоречивости и непрекращающемся развитии. Форма Сонатное аллегро сложилась к середине XVIII века и вскоре получила широкое распространение не только в первых частях симфоний, сонат, квартетов, инструментальных концертов, но и в одночастных симфонических произведениях.

Задание: На муз.примере Моцарт симфония №40 Iчасть разобрать форму сонатного Allegro, охарактеризовать части.

Основные черты романтизма

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д.

Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.

Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к нему подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника. И если в классицизме все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Классицизм показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.

Задание: Предлагается рассмотреть несколько картин в стиле романтизма и найти в них характерные черты.

Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств первенство отдавали музыке.

Муз.пример: Шопен ноктюрн си-бемоль минор

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы.

Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды. Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

Муз.пример – Рахманинов концерт №2 часть 1

Музыка становится более рельефной, индивидуальной, приобретает черты выразительности.

Муз.пример – Мусоргский «Картинки с выставки» Гном.

Основными представителями романтизма в музыке являются:

в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист,

в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман,

в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;

во Франции — Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк;

в Польше — Фредерик Шопен.

В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский,Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский.

Муз.пример – Чайковский Щелкунчик Танец Феи Драже

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней третиXIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Основные черты импрессионизма:

Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. И главный импрессионист в музыке, Клод Дебюсси, и особенно, Эрик Сати, его друг и предшественник на Клод Дебюсси

этом пути, и принявший от Дебюсси эстафету лидерства Морис Равель, искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в творчестве Клода Моне, Поля Сезанна, Пюви де Шаванна и Анри де Тулуз-Лотрека.

Задание: Предлагается рассмотреть несколько картин в стиле импрессионизма и найти в них характерные черты.

Сам по себе термин «импрессионизм» по отношению к музыке носит подчёркнуто условный и спекулятивный характер (в частности, против него неоднократно возражал сам Клод Дебюсси, впрочем, не предлагая ничего определённого взамен). Понятно, что средства живописи, связанные со зрением и средства музыкального искусства, базирующиеся большей частью на слухе, могут быть связаны друг с другом только при помощи особенных, тонких ассоциативных параллелей, существующих только в сознании. Проще говоря, расплывчатое изображение Парижа «в осеннем дожде» и такие же звуки, «приглушённые шумом падающих капель» уже сами по себе имеют свойство художественного образа, но не реального механизма. Прямые аналогии между средствами живописи и музыки возможны только при посредстве личности композитора, испытавшего на себе личное влияние художников или их полотен. Если художник или композитор отрицает или не признаёт подобные связи, то говорить о них становится как минимум, затруднительным. Однако перед нами в качестве важного артефакта имеются признания и, (что важнее всего) сами произведения главных действующих лиц Морис Равель музыкального импрессионизма.

Достаточно только перечислить названия наиболее ярких произведений Дебюсси или Равеля, чтобы получить полное представление о воздействии на их творчество как зрительных образов, так и пейзажей художников-импрессионистов. Многие произведения вызывают прямые ассоциации со знаменитым полотнами Клода Моне ...

Муз.пример – Дебюсси Грёза.

По известному выражению Малларме, композиторы-импрессионисты учились«слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе.

Муз.пример – Равель Игра воды

Особенности стиля

Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю. При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.

Муз.пример – Дебюсси Прелюдия№5 Душа

Значительно богаче стало гармоническое и тембровое окрашивание тем. Импрессионистская гармония характеризуется резким повышением колористического, самодовлеющего компонента звука.

Муз.пример – Равель Болеро

Это развитие происходило под воздействием множества внешних влияний. Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. Излюбленное сочетание инструментов – флейта + арфа.

Муз.пример – Дебюсси Облака.

Наши рекомендации