Пейзажная живопись И.И. Левитана
Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 г. на западной окраине России в небольшой деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты в интеллигентной, но бедной еврейской семье. Отец - учитель ин.языков, сам обучал детей грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву. В 1873 году, и Исаак решил поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВИЗ). В 1875 году умерла мать, два года спустя отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище. Саврасов буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход. Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина "Солнечный день. Весна" (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы. Другие ранние работы Левитана - "Вечер" (1877), "Осень. Дорога в деревне" (1877), "Ветряные мельницы" (конец 1870-х) - имеют грустный, сумеречный характер.
Вскоре проявились и новаторские для русской живописи той поры качества таланта и стремлений Исаака. Работа юного Левитана - "Пасмурный день на Москве-реке" (1877), где на дальнем плане также виднеется Симонов монастырь. Совсем небольшой, этот этюд отличается живописной цельностью и интересен тем, что в нем предчувствуются композиционные решения некоторых зрелых шедевров художника. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина "Солнечный день. Весна" (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы. Другие ранние работы Левитана - Вечер (1877), Осень. Дорога в деревне (1877), Ветряные мельницы (конец 1870-х) - имеют грустный, сумеречный характер и напоминают пейзажные фоны перовских картин и произведения "элегической" линии творчества Саврасова - изображения болот, забытых сельских погостов. Но работы Левитана не производят впечатления "вторичности". В них ощутим подлинный драматизм, заставляющий вспомнить, что юного художника постигла горечь сиротства.
В 1879 году, после покушения Александра Соловьева, на царя Александра II вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Левитана выслали из Москвы, и он на ближайшие пару лет обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи). На деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» Левитан спустя год снял меблированную комнату. Именно умение чувствовать природу довольно рано принесли художнику плоды. На ученической выставке его картина «Осенний день. Сокольники» была отмечена и заинтересовала Третьякова. Усыпанная опавшими листьями аллея парка и одетая в черное платье женская фигура навевают печальное чувство осеннего увядания и одиночества. В летние месяцы 1880—1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (нач.1880-х, Дом-музей И.Левитана в Плёсе), Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка). Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь.
В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей. Впервые в его картинах вместо холодных полупрозрачных облаков появилось ярко-синее небо («Сакля в Алупке»). Он обладал редкой эмоциональной чувствительностью к движению света и цвета и даже самый непритязательный пейзаж умел передать с особым настроением, мастерски передавал атмосферу.
В 1887 художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 Левитан отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). (ок. 200 работ принесли известность).
В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетил Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке.
В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1892 году Левитан был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем ему позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.
Летом 1894 Левитан вновь поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера, где создает картины «Над вечным покоем». В усадьбе Турчаниновых, специально для Левитана был построен двухэтажный дом под мастерскую.
В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию. Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью на р. Съеже в полукилометре от усадьбы — «Золотую осень». Также в 1895 году Левитан переписал картину «Свежий ветер. Волга». Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П. М. Третьяков. В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова. Также в Цюрихе на международной выставке экспонировались его работы. Европейцы были потрясены удивительными состояниями русских пейзажей.
Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия», «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия» (в частном собрании). В 1897 художник закончил картину «Остатки бывалого. Сумерки. Финляндия». В 1896 после вторично перенесенного тифа усилились болезнь. В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.
Весной 1900 года, вскоре после приезда из Парижа, художник простудился на даче в Химках.
Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры.