Пейзажная живопись передвижников

Эстетика нового реалистического пейзажа второй половины ХIХ в. Критическое переосмысление традиций академического и позднеромантического пейзажа. Новый идеал красоты и вдохновения в обыденных, повседневных проявлениях, неброских привычных видах родной природы. Особая эмоциональность и передача настроения в пейзажных образах.

Лирический русский пейзаж. А.К. Саврасов. «Вид в Ораниенбауме». Поездка на Верхнюю Волгу и появление картин «Грачи прилетели» и «Разлив Волги под Ярославлем». Педагогические труды Саврасова. Продолжатель его традиций Ф.А. Васильев. «Вид на Волге. Барки». «Оттепель». «Мокрый луг». «Болото в лесу. Осень». «В крымских горах».

Эпическое звучание пейзажей И.И. Шишкина. «Рожь». «Полдень. В окрестностях Москвы». «Корабельная роща». «Среди долины ровныя…». «Дубовая роща». «Дождь в дубовом лесу». «Утро в сосновом бору».

А.И. Куинджи - непревзойденный мастер цвета и света в пейзаже. «Вечер на Украине». «Ночь на Днепре». «Березовая роща». «Радуга».

В.Д. Поленов. Патриархальный городской и усадебный пейзаж. «Московский дворик». «Бабушкин сад». «Заросший пруд». Сочетание пейзажа с евангельскими сюжетами. «Христос и грешница». «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Творчество И.И. Левитана - завершение исканий пейзажистов-пере­движ­ни­ков. Мастерство камерного лирического этюда в ранних работах. «Осенний день. Сокольники». Зрелый период творчества мастера. Импрессионистические элементы в трактовке видимого мира. Пейзаж-настроение и философский пейзаж в творчестве художника. «Вечер. Золотой Плёс». «После дождя. Плёс». «Золотая осень». «Тихая обитель». «У омута». «Март» «Летний вечер». «Сумерки. Стога». «Владимирка». «Над вечным покоем». «Тишина». «Озеро».

Достижение в произведениях И.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В.М. Васнецова

Мастерство и многогранность творчества И.Е. Репина. Постижение высот академической школы. «Воскрешение дочери Иаира». «Садко». Картины «Бурлаки на Волге» и «Крестный ход в Курской губернии» как произведения программного характера. Образы «Протодиакона» и «Горбуна» и их социальное значение.

Обращение Репина к историческим темам. «Царевна Софья». «Иван Грозный и его сын Иван. 18 ноября 1581 г.». «Запорожцы». Отражение революционного движения в картинах «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали».

Творчество Репина в портретном жанре. Богатство психологической и эмоциональной характеристики образов В. Стасова, Л. Толстого, М. Мусоргского, А. Глазунова, П. Третьякова. Камерный характер портретов родных и близких художника. Выдающееся мастерство в создании сложных групповых портретов. «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Картина «Заседание Государственного Совета» и ее значение. Этюды к картине как новый метод портретирования. Репин - педагог. Эпистолярное и мемуарное наследие художника.

В.М. Васнецов как живописец. Ранние произведения в бытовом жанре и отказ от него. Обращение к истории и сказке. «После побоища Игоря Святославича с половцами». «Три царевны подземного царства». «Аленушка». «Ковер-самолет». «Витязь на распутье». «Иван Грозный». Нарастание декоративного начала в его живописи. Картина «Богатыри» как первое обращение к былинному эпосу и как декоративное панно.

Монументальная композиция «Каменный век» в Историческом музее Москвы. Стремление Васнецова к возрождению древнерусского религиозного искусства. «Крещение Руси», «Богоматерь Благодатное небо», другие сюжеты художественной росписи Владимирского собора в Киеве и икон. Театрально-декорационная работа над сказкой «Снегурочка». Ведущая роль Васнецова в зарождении национально-романтического направления русского модерна.

Наши рекомендации