Русская и советская пейзажная живопись

В русском искусстве пейзаж сложился как самостоятельный жанр изобразительного искусства только к концу XVIII в. Он возник на базе видовых и декоративных изображе­ний природы, существовавших уже в искус­стве петровского времени. Изображения пей­зажа встречаются в батальных картинах, прославлявших победы, и в конкретных изоб­ражениях городов, дворцовых ансамблей, мо­настырей. В изображении пейзажа, как и в других жанрах искусства XVIII в., нашли отражение те общие стремления художников к простоте, естественности и содержательно­сти, которыми характеризовалось общее на­правление русского искусства под влиянием идей просветителей. Так, в 40—70-е годы XVIII в. получили развитие различные пер­спективы и панорамы городских пространств. В это время М. Махаев создал цикл гравюр дворцово-парковых ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, а Сэнт-Илер — перспективные планы Петербурга и его окрестностей.

В XIX в. в России сложилась националь­ная художественная школа искусств, не усту­пающая западно-европейским. Наивысшего расцвета пейзажная живопись достигла в творчестве передвижников.

А. Саврасов, Р. Васильев, М. Клодт, Л. Ка­менев, А. Кеселев, Р. Судковский, А. Вере­щагин, А. Куинджи, В. Поленов, И. Похитонов, А. Боголюбов, В. Васнецов, И. Остроухое, Н. Дубовский, И. Левитан и ряд других ху­дожников-пейзажистов и мастеров жанровой живописи (И. Репин, В. Суриков) внесли свой вклад в превращение пейзажной живопи­си в средство выражения национальных чувств и отношения человека к окружающей дей­ствительности.

Романтизирующие тенденции в пейзаже, сказочность и историчность, лиричность, слия­ние жанрового и пейзажного начал — вот что характеризовало их работы.

В основе композиций произведений пей­зажной живописи лежала линейная перспек­тива. Выбор тем и мотивов был разнообразен. Выполнялись пейзажи как на основе пленёрной работы, так и с использованием со­чиненной композиции.

Особое место занимает театральный ху­дожник Пьетро Готтардо ди Гонзаго (1751— 1831). В 1772 г. он приехал из Италии в Рос­сию, проработал здесь 40 лет и по справедли­вости может считаться русским художником. Искусство Гонзаго — большое, сложное и мно­гогранное явление. Он объединил в своем ли­це театрального декоратора, мастера мону­ментальной живописи, ландшафтного архитек­тора. Монументальные росписи Гонзаго по своей тектоничности связаны с архитекту­рой: плафон тронного зала, его знаменитая галерея Павловского дворца (расписана в 1800 г. и возобновлена после пожара 1820 г.). В театральных декорациях Гонзаго отмеча­ется стремление к видовой определенности и эффекту изображения. Особенно интересны его декорации к постановкам на открытом воздухе (например, декорации у Розового Павильона в Павловском парке в честь воз­вращения из Парижа Александра I, 1814 г.).

Свое мастерство театрального декоратора и монументального живописца Гонзаго уди­вительным образом синтезировал в пейзажах Павловского парка, где умело использованы эффекты солнечного освещения, многопла­новость пространства пейзажных картин. Гонзаго формирует пейзажи живописными пространственными и световыми приемами и в то же время их пространственную компо­зицию подчиняет музыкальному строю. Му­зыкальный ритм пейзажей Гонзаго ощутим в композиции каждой картины, но особенно в динамической их смене, воспринимаемой при движении. Соотнесение видимого пейза­жа и музыкальной композиции было показано Гонзаго в трактате «Музыка глаз».

В конце XIX в. у русской пейзажной жи­вописи (не без влияния искусства Западной Европы и социально-политических событий) наметились новые тенденции. С одной стороны, они усиливали в пейзаже настроение и внут­реннее содержание, а с другой стороны, ве­ли к декоративизму и отходу от иллюзорного способа передачи пространства в изображе­нии.

После Октябрьской революции целый ряд художников включился в создание нового советского искусства. Если для западно-ев­ропейского искусства этого периода харак­терны формалистические течения и полный или частичный уход от реалистической на­правленности, ее идейности и воспринимае­мого зрением образного языка искусства, то в советском изобразительном искусстве со­хранились и развивались реалистические тра­диции.

Пейзажная живопись в ходе своего раз­вития пополнилась такими важными темами, как «индустриальный пейзаж», «военный пейзаж», «пейзаж отдельных мест страны», «национальный пейзаж» и др. По словам О. Никулиной, «эволюция пейзажной живопи­си последних десятилетий идет по ступеням все более глубокого познания мира. В разно­образии восприятий и художественных кон­цепций образ природы подвижен, наполня­ется новым содержанием, оборачивается раз­ными гранями, а поэтические системы, созда­ваемые художниками, совмещают в себе время и пространство, подобно тому, как мысль сов­ременного человека охватывает конкретное, частное и общие, глобальные понятия»*.

В композиции ряда произведений пейзаж­ной живописи современников заметно уси­ление декоративных принципов при домини­рующем господстве элементов линейной пер­спективы.

Наши рекомендации