Пейзажная живопись передвижников (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Левитан)

Во 2–ой пол. 19 в. (1870) созда­ется Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художни­ком И.Н. Крам­ским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредст­венно воздействовать через ис-во на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Передвижники обличали соц. несправедли­вость, были приверженцами реализма в искусстве (правды жизни). Среди пере­движников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значи­тельный вклад в развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа. Пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871; земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Во многих пейзажах звучит нотка щемящей печали, боль художников, ощущающих разлад между красотой родной земли и горем, которым она полнится.

Одно из первых мест в этом процессе принадлежит А.К. Саврасову (1830–1897). Картина «Грачи прилетели» (1871) открыла эпоху лирического освоения худ-ми рус. природы. Современников поражала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоева­ние Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левита­ном и А.А. Коровиным. Пейзаж в картине «Грачи прилетели» неразрывно связан с жизнью рус. народа, одухотворен его незримым присутствием. В этом ярко появи­лась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.

Ивана Ивановича Шишкина, наоборот, писал большие по размерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина — природа, предназначена для богатырского народа. Его идеал — возвышенный образ русской природы. «Певец русского леса» он показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы. Зрителей привлекает общедоступность, простота и ясность художест­венного языка. В основе всех графических и живописных произведений лежит, крепкий и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Он тщательно передавал все детали. Излюбленный мотив — лесной пейзаж. Подлинным шедевр - «Сосны, освещенные солнцем» 1886. Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечным светом. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами.

Яркий след в истории развития пейзажной живописи оставил Фёдор Александрович Ва­сильев.Он прожил мало, он умер в 23 года, но успел оставить весьма обширное художест­венное наследство. Его творчество – романтическое восприятие жизни природы. Картина «Перед Дождём» — зрелое произведение. Его увлекает задача передать красоту взволнованной при­роды, изображая женщин, загоняющих гусей, пастушка, торопящегося в деревню. Живо­писно богато написание красновато-желтого осеннего леса.

Несколько особое место в пейзаже 2 пол 19 в. занимает А.И. Куинджи (1842–1910). Первые его работы были продемонстрированы на передвижных выставках. «Забы­тая деревня», «Чумацкий тракт»; показывают заброшенные уголки нищей Рос­сии. Но затем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж, так можно определить его творчество). «Лунная ночь на Днепре» была представлена на выставке 1 картины. Переливаясь под луной, течет Днепр. Дремлют на берегу избушки. А над спящей землёй без­донное, бесконечное небо. Сияет в небе полная луна.
Картины Куинджи отмечают яркость красок, декоративность. В др. картине «Берёзовая роща» — необыкно­венное цветовое решение. Чистые, звучные тона усиливают впечатление ослепи­тельного солнечного света, заливающего полотно, композиция построена на тонко проду­манном ритмическом сочетании различных групп деревьев и обобщённых цветовых пя­тен. Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без вмешательства людей. В своих работах художник, прежде всего, стре­мился передать освещение, контрасты света и тени.

Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи к.19 в. был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Он заканчивает своим творчеством искания пейзажистов-передвижников. В ранних работах «Осен­ний день. Сокольники» он выступает как мастер камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80–90-х гг. творчество Левитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистиче­ская трактовка. Он предпочитает писать не полдень, а утро или вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые наиболее богаты сменой и оттенками настрое­ний. «Берёзовая роща». «Золотая осень» являет собой высшую точку в линии пейзажа. В картине раскры­вается широкий мир природы, близкий рус. чел-ку. В начале 90-х годов, когда он работал над картиной «Владимирка». Она является 1м из глубочайших произв-ий периода тв-кой зрелости худ-ка. В картине изображён пейзаж с ровной дорогой в центре. Она тянется от переднего плана в глубину среди полей, перелесков, селе­ний. Её протяжён­ность подчёркивается узкими тропинками, протоптанными по обе стороны дороги. По серому небу тревожно бегут облака. Стоящий при дороге крест, свидетель страданий, перед кото­рыми останавливались для молитвы стран­ницы, дополняет тоскливый пейзаж, краски приглушенные, день сумрачный. «Владимирка» стала произв-м, обличающим гнёт, насилие в России. Этот пейзаж можно назвать «историческим». В пейзажах онболее тонко и глубоко, чем в твор­честве его современников, проявилась эмоциональная сила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи он пробуждают в душе зрителя ту «без­граничную любовь к своей родной земле», которою художник пронёс через всю жизнь.

Наши рекомендации