Истоки когнитивной лингвистики

Язык как некая когнитивная деятельность лег в основу исследований современных лингвистов, сегодня в рамках когнитивной лингвистики говорят о когнитивной грамматике, семантике, прагматике Теоретической базой когнитологии являются труды современных лингвистов [Лакофф 1986; Серебренников 1988; Кубрякова 1988, 1997, 1999, 2004; Телия 1988; Уфимцева 1988; Вежбицкая 1990, 1999; Колшанский 1990; Демьянков 1994; Фрумкина 1995; Аскольдов 1997; Баранов, Добровольский 1997; Лихачев 1997; Ченки 1997; Арутюнова 1998; Сулименко 1998, 2002а, 2002б; 2000; Рахилина 2000; Кобрина 2000; Степанов 2000, 2001; Стернин 2000, 2004; Попова, Стернин 2001; Резанова 2002; Болдырев 2004; Никитин 2004 и т.д.]. По мнению исследователей, ни когнитивная наука в целом, ни когнитивная лингвистика в частности, еще не имеют общепринятого определения в современной научной парадигме. «Стержнем этой науки является ее направленность на получение знания о знании, и в фокусе ее внимания находятся многочисленные проблемы, связанные с получением, обработкой, хранением, извлечением и оперированием знаниями, относящиеся к его накоплению и систематизации, его росту, ко всем процедурам, характеризующим использование знания в поведении человека и, главное, его мышлении и процессе коммуникации» [Кубрякова 2004: 41].

Сегодня язык представляется не только как система знаков или средство коммуникации, но и как «средство доступа ко всем ментальным процессам, происходящим в голове человека и определяющим его собственное бытие и функционирование в обществе» [Кубрякова 2004: 9]. Способность языка отражать, приобретать, суммировать, систематизировать, интерпретировать, хранить и воспроизводить информацию оказалась на сегодняшний день наиболее востребованной. Язык изначально есть важнейший способ формирования знаний о мире и их существования, он охватывает и пронизывает все сферы человеческой деятельности и не только внешней. Совокупность сведений о мире человек получает разными путями. «Это могут быть и бытовые контакты человека с миром, и предметно-практическая активность человека с ее деятельностно-преобразующими установками на переделывание мира и овладение им, и акты созерцания мира, его умосозерцания в экстраординарных ситуациях» [Постовалова 1988: 20].

По мнению большинства исследователей, когнитивная наука возникла «как наука междисциплинарная, призванная объединить усилия специалистов в разных областях знания», это связано с тем, что «человеческое знание и процессы познания слишком сложны, чтобы обеспечить их описание в рамках какой-либо одной науки» [Кубрякова 2004: 42]. Причем можно говорить о внешнем взаимодействии когнитивной лингвистики с такими дисциплинами, как психология, философия, физиология, математика, и о внутреннем – с различными лингвистическими направлениями: психо- и социолингвистикой, интерпретационизмом, прагматикой и коммуникативной лингвистикой [Демьянков 1994; Матханова, Трипольская 2004 и др.].

Наиболее важными оказываются взаимодействия когнитологии с интерпретационной лингвистикой и со структурно-системным подходом. Для обоснования данного соотношения прежде всего необходимо рассмотреть когницию, лежащую в основе когнитивной науки, с точки зрения ее интерпретационного потенциала. Так, любая информация, приобретаемая человеком в процессе жизнедеятельности, перерабатывается в сознании, структурируется и упорядочивается, то есть формируется. Но «человеческая когниция – не только формируемая, но и формирующая сила. Миры образов, в которых мы живем, не только отражают эмпирическую данность, но и продуцируют ее в меру нашей способности создавать символы» [Демьянков 1994: 25]. Воспринимаемый окружающий мир не просто отражается в сознании человека, но интерпретируется. Любой объект действительности в своем изначальном виде, существующем в природе, и преломленный сознанием конкретной языковой личности – две разные вещи. Но для человека этот объект и существует именно как некая фигура мышления. А так как сознание субъективно, то естественно, что образы мира имеют множество интерпретаций. Они подвергаются анализу, обработке, обрастают дополнительной информацией, коннотативными компонентами, важными только для данного носителя языка. К тому же «когниция организует в человеке смыслообразование и использование значений в рамках культуры, – делая значение общим достоянием людей, принадлежащих к этой культуре» [Демьянков 1994: 25]. Таким образом, ученые делают выводы об интерактивности когниции, так как она связана и с окружающим воспринимаемым миром, и с человеком, точнее, с его мышлением. Связь когнитивной лингвистики с теорией языковой личности не требует доказательств [В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов, Т.Г. Винокур, Н.Д. Арутюнова, Ю.Д. Апресян, М.В. Ляпон, Н.Е. Сулименко, Т.А. Трипольская, Л.Г. Гынгазова и др.].

Кроме того, когнитивизм также связан и со структурно-системным языкознанием, исследования в области которого позволяют фиксировать представления о мире отдельной личности и целого коллектива в разного рода словарях и тезаурусах. Полученные результаты складываются в общую КМ русскоязычного социума

Формирование когнитивной теории языка [Дж. Лакофф, Л. Лангакр, Т. Гивон, В. Чейф, Я. Ньютс, Н. Хомский, А. Паре, Ю.Н. Караулов и др.] предполагает выдвижение основной задачи. Изначально задача когнитивного подхода, поставленная еще Н. Хомским, сводилась к описанию когнитивной способности человека. Эту традицию в определении целей когнитивизма поддерживают все современные лингвисты, но акценты несколько смещаются. Так, по мнению большинства когнитологов [Б.А. Серебренников, В.И. Постовалова, А.А. Уфимцева, В.Н. Телия, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.], задача лингвиста состоит в том, чтобы определить меру воздействия языка на различные виды деятельности человека, изучить репрезентацию знания теми или иными структурами сознания, отражающими воспринятый человеком мир в его голове.

Итак, когнитивная лингвистика изучает сам язык и тексты в качестве некоего продукта человеческого сознания как системы переработки информации, поступающей из окружающего мира. Причем переработка информации сопряжена с ее интерпретацией в соответствии с индивидуальными особенностями личности, воспринимающей действительность. В результате данных процессов когниции возникает картина мира.

Наши рекомендации