Концепт как основное понятие когнитивной лингвистики.

Когнитивная лингвистика изучает отражение представлений человека о мире и выражение этих представлений в языке. Это лингвистическое направле­ние, в центре внимания которого находится язык как «общий когни­тивный механизм, инструмент». Основные понятия когнитивной лингвистики – это понятия, связанные с когнитивной деятельностью человека, в результате которой человек «приходит к определен­ному решению или знанию». В качестве главных понятий когнитивной лингвистики В.А. Маслова выделяет: мышление, информация, разум, концептуализация, ментальность, познание, концепт, концептосфера, языковая картина мира и некоторые другие. Мышлением является способ получения, переработки и органи­зации информации; информация- это сведения о фактах, событиях, процессах; разум - это способность человека к причинному познанию; знание - обладание опытом и пониманием. Познание - это процесс порождения и трансформации концептов (смыслов), по­этому «важнейшим объектом исследования» в когнитивной лин­гвистике является концепт. Концепты, выступают в роли компонен­тов нашего сознания и наших знаний о мире. Концептосфера -совокупность концептов, из которых «как из мозаичного полотна» складывается миропонимание носителя языка. Система концеп­тов «образует картину мира (мировидение, мировосприятие)», в которой отражается «видение и понимание человеком реальности». А.В. Рудакова в своей работе «Когнитология и когнитивная лингвистика» выделяет концептуализацию, концепт и концептосферу в качестве базовых понятий рассматриваемого направления. Исследователь рассматривает теорию концептуализации как теорию человеческого восприятия и осмысления окружающего мира, как «опыт познания реальности», который реализуется в «значениях языковых выражений». Следует признать, что именно концепт является ключевым понятием когнитивной лингвистики. Исследователи определяют концепт как «дискретное ментальное образование», являющееся «базовой единицей мыслительного кода человека». Концепт представляет собой «результат познавательной деятельности личности и общества» и несет «комплексную, энциклопедическую информацию» об отражаемом предмете или явлении. Концептосфера представляется как «сфера знаний народа, определяющая его менталитет. Менталитет же авторы предлагают определять как специфический способ восприятия и понимания действительности. Самые важные концепты «кодируются» в языке. Под концептуализацией понимается понятийная классификация. Концептуализация – это один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, заключающийся «в осмысле­нии поступающей к нему информации и приводящий к образованию концептов». Совокупность всех концептов сосредоточена на ментальном уровне или же в ментальной (психологической) организации. Итак, центральным понятием когнитивной лингвистики является концепт, представляющий собой ментальную сущность, выраженную в языке. В концепте сведены воедино важные для человека знания о мире. Система концеп­тов образует картину мира, в которой отражается видение и понимание человеком реальности.

26. Социолингвистика.С-ка - раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. Основные операционные единицы социолингвистического исследования - социолингвистические переменные - характеризуются соотнесенностью, с одной стороны, с определенным уровнем языковой структуры (фонологическим, морфологическим, синтаксическим, лексико-семантическим), с другой - с варьированием социальной структуры или социальных ситуаций. Одной из основных проблем, изучаемых социолингвистикой, является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами, которые многоаспектны и носят опосредованный характер. С этой проблемой тесно связана проблема "язык и нация". Так же проблема социальных аспектов билингвизма (двуязычия) и диглоссии (взаимодействия различных социально противопоставленных друг другу подсистем одного языка). Методы социолингвистики представляют собой синтез лингвистических и социологических процедур. Они подразделяются на методы полевого исследования и методы социолингв-го анализа языкового материала. Методы полевого исследования включают анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение. Обновы социолингвистических исследований в СССР были заложены в 20-30-х гг. 20 в. трудами советских ученых Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, изучавших язык как общественное явление на основе марксистского понимания языка как общественного явления и историко-материалистических принципов анализа общественных отношений. Почву для современной социолингвистики подготовили также труды представителей социологического направления во французском языкознании (А. Мейе), внесшего существенный вклад в выявлении роли социальных факторов в развитии языка; работы американских этнолингвистов, развивавших идеи Ф. Боаса и Э. Сепира о связи языковых и социокультурных систем. В 60-70-х гг. интерес к социологическим проблемам языка возрос в связи с потребностями современного общества, для которого проблемы языковой политики и другие практические аспекты социолигвистики приобретают все большую актуальность.Социолингвистические направления, разрабатываемые учеными разных стран, характеризуются различной методологической ориентацией.



Наши рекомендации