Проблема обогащения словарного запаса у младших школьников традициями крымскотатарского народа

Обогащение словарного запаса учащихся в начальных классах является одной из наиболее актуальных тем современной педагогики. Ежедневно, под натиском научно-технического процесса в обиход входят новые слова, иногда значение которых непонятно и требует объяснения. Именно поэтому в начальных классах необходимо проводить мероприятия по обогащению и расширению словарного запаса младших школьников. Данные действия выполняются, чтобы в дальнейшем школьник мог полноценно общаться и контактировать, так как чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее выполняется коммуникация между собеседниками в устной и письменной формах [3].

Проблема обогащения словарного запаса обучающихся в начальных классах волновал и притягивал внимание методистов и школьных учителей уже достаточно давно. Известный советский педагог К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа». На каждом занятии крымскотатарскогоязыка педагогу необходимо так организовать собственную деятельность, чтобы каждый обучающийся был втянут в образовательный процесс, чтобы он мог анализировать, думать, обобщать, делать самостоятельные выводы. А для этого каждый ученик должен обладать большим словарным запасом.

Процесс обогащения словарного запаса для детей, обучающихся в младших классах, выделен в особую часть развития речи. В данной области существует собственный объект, методы исследования, а также содержание и методы исследования[15]. Обогащение словарного запаса обучающихся младших классов призвано семантизировать (объяснять) слова, которые являются незнакомыми, новыми для детей. Также в данном вопросе учителю необходимо уточнять смысл слов, которые являются многозначными (семантику слова), то есть учитель должен обучить детей точному употреблению слова, а также в зависимости от стиля и типа речи употреблять 2 слова в правильном направлении. Также в процессе обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста входит задача учителя по замене диалектных или просторечных слов на слова литературного обихода (синонимы).

Словарная система крымскотатарского языка отличается отграмматической и фонетической систем множественностью своих единиц, а также постоянной их изменчивостью. Чем богаче словарный запас ученика, тем богаче и убедительнее его речь, то есть тем лучше язык будет обслуживать коммуникацию ученика, а в дальнейшем будет лучше происходить понимание учащимися произведений различных функциональных стилей [16].

Поэтому в процессе обогащения словарного запаса младшего школьника возникают задачи по созданию лексического минимума общеупотребляемых слов. Однако в процессе решения данной задачи могут возникать различные трудности, так как словарный запас детей, поступающих в школу не подвергается изучению, также трудности могут быть в том, что существует большая разница в словарном запасе детей одного и того же возраста в зависимости от социокультурной среды, в которой обитает ученик вне школы. В речи младших школьником во множестве присутствуют слова просторечного диалектного характеракрымскотатарского языка.

Так как существует необходимость в отборе слов с целью создания лексического минимума, то в связи с этим некоторые ученые советуют брать за основу грамматико-орфографические трудности слов, другие – смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся.

То есть один путь подразумевает грамматико-орфографическое направление в словарной работе, а второй - семантическое, которое направлено на тематический подход к отбору слов.

При подробном анализе лексики по семантическим связям были выявлены тематичекие (смысловые) группы слов в кругу разных частей речи и лексико-семантические группы слов в кругу одной и той же части речи. На основании данного анализа в дальнейшем была создана теория лексической парадигмы, по которой то или иное слово группирует вокруг себя тематические (смысловые), лексико-семантические группы слов и слова- синонимы. Поэтому отбор слов должен вестись по этим трем группам.

Так, например, при отборе лексико-семантических групп можно 3 выделить следующие лексико-семантические группы прилагательных: прилагательные, которые обозначают признаки предмета, которые воспринимаются человеком при помощи органов чувств (разные величины, прилагательные со значением формы предметов и т.п.). В среде глаголов наиболее актуальны следующие лексико-семантические группы: глаголы мышления, движения, разговора, нахождения и состояния)[8].

Синонимы могут входить как тематические (смысловые), так и в лексико-семантические группы. В связи с этим их необходимо отбирать по соответствующим принципам.

Дальнейшая работа со словами, которые были отобраны для дальнейшей работы ведется попутно с изучением языка и правильностью письма.

Для обогащения словарного запаса младших школьников существуют основные требования с работой над новыми словами, а также специальные приемы семантизации незнакомых детям слов и словарно-семантических упражнений.

В работе по обогащению словарного запаса младшего школьника принципы методики обогащения словарного следующего характера [18]:

1. Слова и реалии (предмет или схематическое изображение данного предмета) соотносятся при толковании лексического значения.

2. Новое слово рассматривается в синонимических и антонимических связях, а также в его родовидовых отношениях с родственными словами.

3. Происходит показ нового слова в окружении с другими словами. Это делается для того, чтобы выявить сочетаемость нового слова с другими словами.

4. Новое слово показывают в употреблении с определенными стилями.

5. Проводят включение нового слова в контекст словосочетаний, а также в рамках связного текста.

Данные принципы необходимы для семантизации и актуализации нового слова, причем для семантизации необходимы первый и второй принципы, а для актуализации – четвертый и пятый принципы. Третий принцип служит как для актуализации, так и для семантизации.

Для толкования лексического значения нового слова существует несколько способов. В первую очередь это логическое определение понятия, во-вторых - сопоставление нового слова с ранее известным (использование синонимов и антонимов). В третьих –использование наглядности и контекста. При использовании контекста получают самое общее представление о новом изучаемом слове – то есть знание о том, к какому классу предметов, 4 процессов, явлений, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данным новым словом.

При использовании наглядности при объяснении нового слова также ограничен смысл слова. Это происходит потому что при помощи наглядности можно рассмотреть лишь конкретные предметы и явления и только в незначительной степени процессы и качества. При помощи наглядности никак нельзя объяснить оттенки значения слова, а также нельзя объяснить его употребление.

Наилучшим способом объяснения нового слова является сопоставление нового слова с ранее известным, которое уже имеется в словарном запасе младшего школьника и которое ему хорошо знакомо. Для этого наиболее хорошим вариантом является использование синонимов и антонимов.

Выбор способа сематинтизации слова зависит от различных факторов, так, например, если новое слово вводится в активный словарный запас школьник, то способ приемлем один, а в том случае, когда слово вводится в пассивный словарь – способ может быть другим. Также вывод способа зависит от типа лексического значения самого вводимого слова. Те слова, которые вводятся в активный словарный запас школьника, требуют подробного объяснения их смысла, а также раскрытия их лексической сочетаемости и сферы стилистического употребления данного слова. Поэтому в каждом конкретном случает за объяснением нового слова необходимо показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова выступают в семантическую связь. В противном случает отсутствие такой работы может стать одной из причин лексических ошибок.

После усвоения детьми лексического значения слова, проводится большая работа по его запоминанию, грамотному употреблению в речи. Для этого специально разрабатывается система упражнений, используется набор опорных карточек – табличек, с которыми мы работаем и на уроках литературного чтения, и на уроках по изучению основ светской этики, и на различных этапах уроков русского языка. Например, на минутке чистописания при отработке наклона или правильного соединения букв и т.п., при закреплении или повторении каких-либо тем [5].

Рассмотрим для примера слова, характеризующие состояние радости: «Бодрое, великолепное, весѐлое, восторженное, восхитительное, довольное, жизнерадостное, жизнеутверждающее, забавное, задорное, замечательное, игривое, лѐгкое, ликующее, лукавое, лучезарное, лучистое, насмешливое, оживлѐнное, озорное, оптимистичное, победное, праздничное, прекрасное, прелестное, приподнятое, приятное, радостное, счастливое, торжественное, торжествующее, хорошее, чудесное, чудное, шаловливое, шутливое.». Для работы можно предлагать весь список слов или только его часть по усмотрению учителя.

К этому набору слов можно составить огромное множество заданий по различным разделам русского языка:

1. Орфография:

- выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, укажите проверочное слово.

- выпишите слова с непроизносимыми согласными, объясните их написание.

- выпишите слова с «опасными» сочетаниями (жи, ча, чу)

- сгруппируйте слова по орфограммам.

-Продолжите ряд слов:

Жизнерадостное, прекрасное, праздничное, …

Жизнеутверждающее, лучезарное

2. Морфемика:

- выпишите двусложные слова, разберите их по составу.

- выпишите группы однокоренных слов.

- образуйте от данных слов родственные имена существительные (или глаголы, или наречия) и т. д.

3. Фонетика и графика:

- выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

-подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

- двумя чертами подчеркните буквы, являющиеся «мягкими командирами» (по Эльконину Д.Б.).

- подчеркните буквы, произношение которых расходится с написанием и т.п.

4. Лексика:

-Объясните значение слова:

а) самостоятельное толкование,

б) с помощью толкового словаря,

в) с помощью этимологического словаря.

-Из предложенного списка слов выберите слова близкие по значению (синонимы).

-Подберите антонимы.

-Напишите мини-сочинение по данному началу, опишите чувства и состояние героев, используя данные слова:

Безусловно, такая работа доставляет удовольствие и детям, и учителю, поскольку у детей появляется возможность для творчества, самовыражения.

Таким образом, нам удается расширить активный словарный запас, сформировать орфографическую грамотность, способствовать развитию устной и письменной монологической речи учащихся. Такая работа обогащает не только словарный запас младших школьников, она будит их мысль, воображение, побуждает к творчеству, к активному усвоению знаний и умений [6].

Выводы по первой главе

Итак, изучение вопросов обогащения словаря учащихся – актуальная задача преподавания крымскотатарскогоязыка. С расширением словарного запаса связаны многие другие стороны процесса изучения этого школьного предмета. Решение проблем обогащения словаря учащихся поможет значительно продвинуть вперед усвоение школьниками русского языка.

Проблемы расширения словарного запаса учащихся многочисленны, но все они группируются вокруг основных двух: каким словарем владеют младшие школьники и какие наиболее эффективные приемы целесообразно применять для обогащения словарного запаса школьников. Эти проблемы тесно связаны между собой: тот или иной запас слов предполагает применение определенной методики, и наоборот, та или иная методика обеспечивает определенный уровень словарного запаса.

Обогащение словаря учащихся относится к числу таких видов работы, которые служат общему развитию школьников. Поэтому расширение словарного запаса может обеспечить вся учебная деятельность, а не только изучение отдельных разделов программы по крымскотатарскомуязыку.

Наши рекомендации