Синтаксис и пунктуация

§ 64. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

Пунктуация (от лат. punktum — точка) — система пра­вил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание — остановка, перерыв) — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

«Знаки препинания — ноты при чтении» — так опреде­лил А. П. Чехов пунктуацию в одном из своих писем. Зна­ки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит её членение.

Пунктуация в значительной мере носит интернацио­нальный характер. Основные знаки препинания были пред­ложены типографами братьями Мануцци в середине XV в. и затем были приняты в большинстве стран Европы.

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, мно­готочие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отн?сти и кавычки. Кроме того, для удобства чтения используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выде­лительные. К разделительным знакам препина­ния относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.

Эти знаки употребляются для отделения одних отрезков речи от других и выступают как одиночные знаки, напри­мер: Я видел всё, что было, (А. Тарковский)

Выделительные знаки препинания — это двойные (парные) знаки. К ним относятся скобки, кавычки, двойное

тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяют­ся различные отрезки и смысловые единицы речи, напри­мер: Ручей, бурля, бежал к ручью. (А. Фет)

Знаки препинания помогают расчленить речь на смы­словые части, имеющие значение для выражения мыслей (смысловое членение), выделяют отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), отражают интонаци­онное оформление высказывания.

Таким образом, в основе правил русской пунктуации ле­жат три основных принципа: смысловой, структурный и интонационный.

378. Прочитайте фрагмент работы великого русского языковеда
Ф. И. Буслаева. Как учёный определяет назначение знаков пре­
пинания? Подтвердите высказанные им положения своими при­
мерами. Найдите в предложении архаизм.

Так как посредством языка одно лицо передаёт свои мысли и чувствования другому, то знаки препинания име­ют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложе­нии мыслей, отделяя одно предложение от другого или од­ну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица го­ворящего и его отношение к слушающему...

379. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки
препинания. Укажите выделительные знаки препинания в этом
тексте. Каким принципам русской пунктуации подчиняется
употребление знаков в последнем предложении первого абзаца?
Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.

Я подладил костёр. Он вспыхнул на минуту и тут(же) унялся. Дым откачнуло к воде туда(же) загнуло яркий гре­бень огонька. Придвинувшись к костру я выт..нул руки еж..мая и разж..мая пальцы будто срывал л..пестки с гро­мадного сибирского жарка. Руки особе..о левая зан..мели по плечу и ниже его холодным пластом лежала вкра..чивая боль сказывалось долгое городское сидение и такая сразу нагрузка да и вчерашняя духотища.

Серебристым харюзком1 м.,лькнул в вершинах леса ме­сяц задел за остриё высокой ели и без всплеска сорвался в гущу. Сеево звёзд на небе ..густилось потемнела речка и те-

Уменьшительное название рыбы.

ни дерев об..явившееся при месяце опять и..чезли. Лиш(?) отблескивала в перекатах Опариха катясь по пропаха..ой бороздке к Енисею. (В. Астафьев)

380. Прочитайте стихотворение. Какая фигура речи лежит в ос­
нове его построения? Проанализируйте знаки препинания во
второй строфе (укажите их тип и функции). С какими прин­
ципами пунктуации связано употребление знаков в последней
строфе?

Я помню руки матери моей, Хотя её давно уж нет на свете. Я рук не знал нежнее и добрей, Чем жёсткие мозолистые эти.

Я помню руки матери моей, Что утирали слёзы мне когда-то, В пригоршнях приносили мне с полей Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»

(Н. Рыленков)

381. Прочитайте. Найдите случаи ипользования авторских зна­
ков препинания. С чем, на ваш взгляд, связано их употребление?
Какой знак препинания проявляет наибольшую активность?

1) Мать — творит, она — охраняет, и говорить при ней о разрушении — значит говорить против неё... Мать — всегда против смерти. (М. Г.) 2) Петербургская улица осенью — проницает; и леденит костный мозг, и щеко­чет... (А. Бел.) 3) Зори — свежей. Небо — в новом, осен­нем, блеске, голубеет ясно. Ночами — черно от звёзд и глубоко-бездонно. (Шм.) 4) Где-то в городе горело — крупно, высоко, упорно. (Солж.) 5) Он [Кирша] молчал, — и чёрные глаза его горели тоскою и страхом. По­дошёл к окну, смотрел, — и казалось, ждал чего-то. (Ф. Сологуб)

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 65, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ,

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В конце повествовательного и побудительного предло­жений, не сопровождаемых выражением сильного чувства, ставится точка, например: 1) Ночка сегодня морозная, ясная* (Н.) 2) Послушай, вольности ты лишней не бери. (Тр.) Если эти предложения сопровождаются выражением сильного чувства, то в конце их ставится восклица­тельный знак, например: 1) Воля и труд человека див­ные дивы творят! (Н.) 2) Разворачивайтесь в марше! (Маяк.) В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак, например: Кто там? Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (П.)

Примечание. Для обозначения незаконченности высказыва­ния, недоговорённости употребляется многоточие, например:

1) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою... (Н.) При сочетании многоточия с восклицательным или вопроситель­ным знаком ставится этот знак и две точки, например: 1) Стыд­но робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький!.. (Н.)

2) Слышишь ты пение?.. (Н.)

382. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Объясните, почему предложение признаётся основной формой об­щения.

Предложение — это гра..атически оформле..ая по зако­нам данного целостная (т. е. неделимая далее на речевые ед..ницы с теми(же) основными признаками) ед..ница ре­чи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в фу нкци.. пред л.. жений и правила соед.. нения слов и слов..соч..таний в предложении — ядро синтаксиса то­го или иного языка. На основе этих правил устанавлива­ются разные виды или типы предложений. (В. В. Вино­градов)

383. Спишите, ставя в конце предложения нужный знак. Укажи­те повествовательные, побудительные и вопросительные пред­ложения. Какие из них являются восклицательными? Подчерк­ните их. Сделайте синтаксический разбор 1-го и 5—7-го предло­жений п. I. Объясните употребление многоточий в 11-м предложении.

I. 1) Высоко над семьёю гор, Казбек, твой царственный шатёр сияет вечными лучами || 2) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов || 3) Чу, пушки грянули || 4) Пой, ям­щик || Я молча, жадно буду слушать голос твой || 5) Мир опустел || Теперь куда же меня б ты вынес, океан || 6) Тес­ней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим ||

7) Как изменилася Татьяна || Как твёрдо в роль свою вошла ||

8) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей ||

9) Здравствуй, племя младое, незнакомое || 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы || 11) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к со­седу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он

не называл меня...

(Из произведений А. Пушкина)

П. 1) Поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое || 2) Какая верная картина || Какая точность в вы­ражении || 3) Не менее превосходна «Казачья колыбель­ная песня» || Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушев­ные звуки, эту женственность и прелесть выражения || 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно по­трясает она душу ||

(В. Белинский)

§ 66. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДВУСОСТАВНЫЕ

И ОДНОСОСТАВНЫЕ.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

384. Продолжите предложения. Запишите их.

1) Двусоставное предложение — это... .

2) Подлежащим называется... .

3) К главным членам предложения относятся... .

4) Неполные предложения — предложения... .

385. Дайте определение односоставного предложения. Запол­ните таблицу.

Тип односоставного предложения Способы выражения главного члена Примеры
Определённо-личное Формы глагола 1-го и 2-го лица настоящего и бу­дущего времени изъявительного на­клонения, форма 2-го лица повели­тельного наклоне­ния Буду посту­пать в инсти­тут. Принеси мне эту книгу.
Неопределённо-личное    
Обобщённо-личное    
Безличное    
Назывное    

386. Прочитайте текст. Определите тип речи. Выпишите из тек­ста односоставные предложения. Определите их тип. Какую роль играют эти предложения в тексте?

Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная ули­ца, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла... Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами во­да в них гладкая-гладкая, и вся заря как в зеркале. Хоро­шо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать... В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувст­во ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шеп­чет в ухо: подожди, подожди, дружок.

Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, по­виснет над дорогой, в воздухе полоска пыли и долго дер­жится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле! (В. Шукшин)

В неполных предложениях пропуск членов предложе­ния может обозначаться на письме с помощью тире, на­пример: Дела булочной шли хорошо, лично мои — всё ху­же. (М. Г.)

387. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Какой тип предло­
жения в нём использован? Объясните постановку знаков препина­
ния в тексте. Назовите фигуру речи, к которой обратился автор.

Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мёртвому — дроги, Каждому — своё.

Женщине — лукавить, Царю — править, Мне — славить Имя твоё.

388. Прочитайте, укажите односоставные предложения (в том
числе и в составе сложных), назовите их вид. Подчеркните непол­
ные предложения.

1) Без конца еду, а погода не унимается. Всё залило, мосты разнесло. 2) Начинаем ехать по озёрам. 3) Виден го­лый, угрюмый берег Иртыша. 4) Мутная вода. Белые волны хлещут по глине. 5) Темнеет. Ямщик молчит. 6) Вот и па­ром. Надо переправляться на ту сторону. 7) Холодно ехать. На мне полушубок, по ногам зябко. Кутаю их в кожаное пальто — не помогает. 8) К рассвету страшно утомляешься от холода. Пока меняют лошадей, прикорнёшь где-нибудь в уголке. 9) Завтра я еду в Иркутск отдохнуть.

(Из писем А. Чехова)

389. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Не­
полные предложения подчеркните.

1) Вон запестрели цветы в садике вон дальше видны ал­леи лип и акаций и старый вяз левее яблони вишни груши. (Гонч.) 2) Из садика на балкон вбежала Вера за ней Сергей прыгавший через три ступеньки позади шёл Никита. (А. Н. Т.) 3) С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой широкие поля обработанные и пус­тые... С третьей стороны видны сёла деревни и часть горо­да. (Гонч.) 4) За линейкой ехали охотники с собаками за охотниками кучер Игнат. (Л. Т.) 5) Я один. Рядом море на сотни миль. (Пауст.) 6) В одном таком словаре можно со­брать слова имеющие отношение к природе в другом хоро­шие и меткие местные слова в третьем слова людей разных профессий... (Пауст.)

390.Прочитайте и укажите предложения, в которых пропуск
членов предложений (главных или второстепенных) является
ошибкой. Спишите, исправляя такие предложения.

1) «Скажите, пожалуйста, — спросили мы дежурного по станции, — когда придёт поезд?» — «Через 15 минут». 2) В слободке начались обыски, скоро добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 3) Дед всё больше беднел, и пришлось идти в люди. 4) Данко бросил радостный взор, а затем упал и умер. 5) Отец рассказывал, что несколько раз видел на сцене Качалова, первый раз ещё до револю­ции. 6) Поездка наша за город не состоялась, так как шёл ремонт. 7) Нельзя сказать, что у Манилова есть запросы.

391.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­
ясните (устно) их употребление. Укажите подлежащее и сказуе­
мое в первых двух предложениях.

Ольга и Татьяна

Ольга существо простое, н..посредственное которое неко­гда н.. о чём н.. рассуждало, н.. о чём н.. спрашивало кото­рому всё было ясно и понятно по привычк.. и которое всё за­висло от привычк.. || Она очень плакала о смерт.. Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и ми­лой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых тре­бовало время || Но совсем не так легко определить характер Татьяны || Натура Татьяны н..многосложна, но глубока и сильна || В Татьяне нет этих болезне..ых противоречий кото­рыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких пр..де-лок и примесей || Вся жизнь её проникнута тою целостно­стью тем единством которое в мире иску..тва составляет вы­сочайшее достоинство художестве..ого произведения ||

Итак летние ночи поев, .щались мечтательности зим­ние чтению романов и это среди мира имевшего благора-зумн.. привычку громко храпеть в то время || Какое проти­воречие между Татьяною и окружающем ее миром || Татья­на это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в ра..елине дикой скалы,

Незнаемый в траве глухой Н.. мотыльками, н.. пчелой ||

Эти два стиха сказа..ые Пушкиным об Ольге гораздо больше идут к Татьяне || Какие м..тыльки, какие пчёлы могли знать этот цветок или пленят(?)ся им || Разве без­образные слепни, оводы и жуки вроде господ Пыхтина Буя-нова Петушкова и тому подобных ||

Повторяем Татьяна существо исключительное натура глубокая любящая страстная || (По В. Белинскому)

§ 67. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

При отсутствии глагола-связки в именном составном сказуемом между подлежащим и сказуемым ставится ти­ре. Тире ставится в следующих случаях:

1) если подлежащее и сказуемое выражены существи­тельными в именительном падеже: Книга — источник зна­ний;

2) если подлежащее и сказуемое выражены именами числительными в именительном падеже или один из глав­ных членов выражен числительным, а другой — именем существительным (также в именительном падеже): Пятью восемь — сорок. Длина Волги — три тысячи шестьсот во­семьдесят восемь километров;

3) если подлежащее и сказуемое выражены неопре­делённой формой глаголов: Жить — родине служить. (Поел.);

4) если один из главных членов выражен неопре­делённой формой глагола, а другой — именительным паде­жом имени существительного: Превосходная долж­ность — быть на земле человеком! (М. Г.).

При постановке тире между подлежащим и сказуемым нужно иметь в виду следующее:

а) если перед сказуемым стоят слова вот, значит, это,
то тире ставится перед этими словами: Музыкальное воспи­
тание — это не воспитание музыканта, а прежде всего
воспитание человека. (Сухомл.);

б) если подлежащим является личное местоимение, то
тире, как правило, не ставится: Он [доктор Вернер] скеп­
тик и материалист. (Л.)

Тире в этом случае может быть поставлено тогда, когда хотят особо подчеркнуть значительность высказывания и

на местоимение падает логическое (смысловое) ударение: Ты — белая ночь с её загадочным светом. Ты — счастье. Ты — блик зари. (Пауст.);

в) тире обычно не ставится, если перед сказуемым стоит отрицание не или один из сравнительных союзов: как, точ­но, как будто и др.: Пруд как блестящая сталь. (А. Фет) Бедность не порок.

392. Спишите, подчёркивая в предложениях с именным состав­ным сказуемым подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя и ставя, где это необходимо, тире.

I. 1) Грушницкий юнкер. (Л.) 2) Производить эффект
их наслаждение. (Л.) 3) Его цель сделаться героем романа.
(Л.) 4) Приезд его на Кавказ также следствие его романти­
ческого фанатизма. (Л.) 5) Солотча извилистая неглубокая
река. (Пауст.) 6) Путь в лесах это километры тишины, без­
ветрия. (Пауст.) 7) Боевая рубка это мозг корабля.
(Нов.-Пр.) 8) Моё занятие этнография, изучение жизни
русских людей. (Прж.) 9) Сердце не камень,

II. 1) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Г.)
2) Язык литературы важное орудие производства для пи­
сателя. (Н. О.) 3) «Онегин» есть самое задушевное произ­
ведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии...
Оценить такое произведение значит оценить самого поэта
во всём объёме его творческой деятельности. (Бел.)
4) Правдоподобие положений и правда диалога вот настоя­
щие законы трагедии. 5) Точность и краткость вот первые
достоинства прозы. (П.) 6) Критика наука открывать кра­
соты и недостатки в произведениях искусства и литерату­
ры. (П.) 7) Первая цель искусства воспроизведение дейст­
вительности. (Черн.)

§ 68. НЕКОТОРЫЕ СЛУЧАИ СОГЛАСОВАНИЯ В ЧИСЛЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

1. Если подлежащее выражено сочетанием существи­тельного в именительном падеже с существительным в тво­рительном падеже с предлогом с, то сказуемое ставится во множественном числе: Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Ма­каром. (Шол.)

Примечание. Сказуемое при таких подлежащих относится од­новременно к обоим существительным. В предложении Отец с сыном шёл в город единственное число сказуемого показывает, что подлежащим является только слово отец, а сочетание с сы­ном является дополнением.

2. Если подлежащее выражено сочетанием числитель­ного с существительным, то сказуемое-глагол стоит или в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде), или во множественном: 1) Шестеро гребцов сели в вёсла. (Акс); 2) Вокруг каждой чашки садилосьдесять человек. (М. Г.);3) Два человека приблизилиськ нему.(П.); 4) На столе лежит семь книг. Сказуемое ставится в единственном числе, когда внимание обращается на об­щее количество считаемых предметов, на их совокупность, и во множественном числе, когда обращается внимание на каждый из считаемых предметов как на производителя действия.

3. Если подлежащее выражено сочетанием слов не­сколько, сколько, много, мало с существительным, то ска­зуемое ставится в единственном числе (в прошедшем време­ни — в среднем роде), но нередко, особенно при названиях лиц, употребляется и множественное число: 1) Несколько пуль провизжалонад моей головой. (Л.); 2) На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чём-то толковали.(П.)

4. Если подлежащим является собирательное имя суще­ствительное, обозначающее количество: множество, боль­шинство, большая часть, масса и т. д., то сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: 1) У князя в сак­ле собралосьуже множество народа. (Л.); 2) Толпа дво­ровых не высыпалана крыльцо встречать господ. (Т.)

5. Если подлежащим является собирательное имя су­ществительное, не обозначающее количества: учительст­во, студенчество, молодёжь и т. п., то сказуемое всегда ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь.

6. Если подлежащим является несклоняемое сложносо­кращённое слово, то сказуемое согласуется с основным сло­вом, входящим в наименование, т. е. так, как оно согласо­валось бы при полном названии: МГУ праздновал свой

юбилей (Московский государственный университет). Если сложносокращённое слово склоняется, то согласование происходит по общим правилам: Вуз началприёмные эк­замены. Неприятельский дот был разрушен (слова вуз и дот относятся к существительным 2-го склонения мужско­го рода).

393. Прочитайте, укажите, чем выражено подлежащее и как с
ним согласуется сказуемое. Спишите, подчеркнув подлежащее
одной чертой, сказуемое двумя.

1) Розанов с Райнером встретились горячо, по-при­ятельски. (Леек.) 2) Вошла Фенечка с Митей на руках. (Т.)

3) Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. (Твард.)

4) За столом сидело восемь человек. (А. Н. Т.) 5) Несколь­ко рыбачьих баркасов заблудилось в море. (Купр.) 6) Не­сколько матросов под командой помощника капитана вы­шли как-то в море на этом катере. (Купр.) 7) На Красной площади уже было выстроено квадратами несколько пол­ков пехоты. (К. С.) 8) Вдруг под ногами вспыхнуло множе­ство огней и ослепило Лизу. (Фед.) 9) С баржи несли ране­ных. Некоторые стонали, но большинство молчало. (К. С.) 10) Большинство пассажиров дремали. (Пауст.) 11) Не­сколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по пло­щадке... (Л.) 12) Человечество идёт вперёд и всё произво­дит, творит. (Гонч.)

394. Спишите, согласуя сказуемое с подлежащим.

1) В ауле множество собак встретил., нас громким ла­ем. (Л.) 2) Базаров с Аркадием уехал., на другой день. (Т.) 3) В беседке сидел.. Фенечка с Дуняшей и Митей на руках. (Т.) 4) Несколько лодок валял.. сь на берегу. (Аре.)

5) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз
бывал., в трудных путешествиях. 6) Толпа напоминал..
тёмный вал океана. (М. Г.) 7) Большинство людей хотел..
что-нибудь делать. (М. Г.) 8) Целый ряд обстоятельств по­
мешал.. осуществлению проекта. (Т. С.) 9) Оттуда под­
нялась десятка два человек. (А. Н. Т.) 10) Народу сбе­
гал..сь бездна... (П.) 11) И много других подобных дум
проходил., в уме моём... (Л.) 12) За оградой стоял., не­
сколько саней... (П.) 13) Спортсмены из многих стран при­
был.. на Олимпиаду.

9 — В. Ф. Греков



395. Спишите, употребляя глаголы в форме прошедшего вре­
мени.

1) Перила неожиданно (сломаться). 2) Наступили силь­ные холода, и прорубь на реке (замёрзнуть). 3) Рельс (по­гнуться). 4) Повидло (засахариться). 5) Студень (испор­титься). 6) Чернил., (засохнуть).

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§ 69. ДОПОЛНЕНИЕ В ФОРМЕ

РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА

ПРИ ГЛАГОЛАХ С ОТРИЦАНИЕМ

При глаголе (а также причастии или деепричастии) с от­рицанием дополнение стоит обычно в родительном падеже: Я помню море пред грозою. (П.)— Я не помню утрабо­лее голубого и свежего. (Л.)

Примечание.При обозначении конкретных, определённых предметов после отрицания может употребляться и винительный падеж; при обозначении отвлечённых понятий, как прави­ло, — родительный падеж: Он не купилсебе журнал. Он не ку­пилсебе журнала. Но: Он не имеет права. Он не учёлвсех возможностей.

396.Спишите, вставляя вместо точек отрицание не и перестраи­
вая соответствующим образом предложения.

1) Он ... осознал всю важность возложенного на него поручения и ... выполнил задание к сроку. 2) Собрание ... приняло определённое решение по последнему пункту по­вестки дня. 3) Я в воскресенье ... смогу исполнить своё обещание и не пойду в музей. 4) Мастерская ... принимает новые заказы на оборудование. 5) Молодой спортсмен ... оправдал возлагавшиеся на него надежды. 6) ... разобрав условие, мальчик ... решил задачу.

§ 70. УПРАВЛЕНИЕ ПРИ СЛОВАХ, БЛИЗКИХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Некоторые слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а гла-

гол препятствовать — дательного. Плохая погода тор­мозила(что?) продвижение отряда вперёд, но: Плохая погода препятствовала(чему?) продвижению отряда вперёд. Необходимо поэтому уметь правильно ставить во­прос к управляемому слову, например:

а) наполнен (чем?) — полон (чего?) воды, впечатле­
ний и т.д. (но: полон тобой); писать (о чём?) — опи­
сывать (что?); платить (за что?) — оплачивать
(что?); вера (во что?) — уверенность (в чём?); быть
участником (чего?) — участвовать (в чём?); думать
(о ч ё м?) — задумать (ч т о?); отчитываться (в ч ё м?) —
делать отчёт (о чём?); удивляться (чему?) — быть
удивлённым (чем?); упрекать (в чём?) — попрекать
(чем?), порицать (гв. что?); опираться (на что?) — упи­
раться (во что?);

б) беспокоиться (о чём?) — тревожиться (за что?);
доволен (чем?)—рад (чему?); дорожить (чем?) — це­
нить (что?); начать (что?) — приступить (к чему?);
поделиться (чем?) —рассказать (о чём?); предостеречь
(от чего?) — предупредить (о чём?); удивляться (че-
м у?) — восхищаться (ч е м?); разочароваться (в ч ё м?) —
быть недовольным (чем?); коснуться (чего?) — гово­
рить (о чём?).

397. Спишите, присоединяя к выделенным управляющим словам
вместо точек управляемые слова, данные в скобках с соответст­
вующими вопросами. Слова эти измените, где следует, как необ­
ходимо по смыслу.

1)Пловец был недоволен... (чем? свой результат). Пловец был разочарован... (в чём? свой результат), 2) Учительница была награждена... (чем? орден). Она была удостоена ... (чего? высокая правительственная на­града). 3) Старый рабочий поделился... (чем? свои воспо­минания). Он рассказал... (о чём? строительство цеха). 4)Опытный каменщик посвятилслушателей ... (во что? все детали организации труда). Он говорил... (о чём? пол­ное использование рабочего времени).

398. Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках, и
соответствующие предлоги. Устно укажите, в каком падеже вы
употребили эти слова.

9*



Хранить твёрдую веру ... — хранить твёрдую уверен­ность ... (победа); быть участником ... — участвовать ... (велогонка); отчитываться ... — сделать отчёт ... (проде­ланная работа); удивляюсь ... — удивлён ... (приезд брата); платить ... — оплатить ... (путёвка в санаторий); расска­зать ... — поделиться ... (свои впечатления); рад ... — до­волен ... (встреча со школьниками); начать ... — присту­пить ... (расследование причин аварии); предостеречь ... — предупредить ... (опасность); дорожить ... — це­нить ... (здоровье).

399. Спишите, ставя в нужном падеже слова, данные в скоб­
ках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие пред­
логи.

1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет ... (положение пореформенного крестьян­ства). Некрасов с глубоким сочу(?)ствием описыва­ет ... (тяжёлая судьба женщины-крестьянки). 2) Ари­на Петровна попр..кала сирот-племянниц ... (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича упр. .кала она ... (недостаточная почтительность). 3) В разговоре собе­седники к..снулись ... (самые разнообразные вопросы). Они говорили ... (самые разнообразные дела). 4) Мать тревожилась ... (судьба сына). Она беспокоилась ... (состояние его здоровья). 5) Осуществление проекта уп..ралось ... (отсутствие необходимых средств). Каждый научный вывод должен опираться ... (строго проверенные факты).

400. Спишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках,
нужный вариант.

1) Учительница ... (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара ... (тормозила, препятствовала) нор­мальной работе геологической экспедиции. 3) Девочка очень бережно ... (обращалась, относилась) с книгами. 4) Банка была ... (полна, переполнена) воды. 5) Ва­ня ... (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от по­ездки в Москву.

§ 71. ПАДЕЖ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ВКЛЮЧЁННЫХ

В СОЧЕТАНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО ДВА,

ТРИ ИЛИ ЧЕТЫРЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

Определения, выраженные прилагательными, причас­тиями и местоимениями и включённые в сочетание, состоя­щее из числительного два, три или четыре и существи­тельного в родительном падеже, ставятся в следующей форме: если существительное женского рода, то опреде­ление обычно ставится в именительном падеже множест­венного числа; если существительное мужского или среднего рода, то определение обычно ставится в роди­тельном падеже множественного числа: 1) Три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.(Л.) 2) Два бедных де­ревца стоят в отраду взора. (П.)

Примечание. Определение, стоящее перед числительным, употребляется в именительном падеже независимо от рода суще­ствительного: 1) Остальные три лошади, осёдланные, шли сза­ди. (Шол.) 2)За последниетри года в селе произошли большие изменения.

401. Спишите. Объясните форму падежа определений, выражен­
ных прилагательными.

1) Три неприятельск.. лошади достались тут же в добы­чу победителю. (П.) 2) Две болып.. бел., лохмат., собаки с злобным лаем бросились на меня. (Т.) 3) Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки, как два спасительн.. мая­ка, сверкали на тёмно-синем своде. (Л.) 4) Стоят на той по­ляночке две стар., сосны. (Н.) 5) На стене висели два болып.., тускл.., маслян.. портрета. (Дост.) 6) Вблизи от нашей усадьбы было устроено два стекольн.. завода. (С.-Щ.) 7) Перв.. два месяца экспедиция работала в труд­ных метеорологических условиях. 8) Два огнен., столба прорезали темноту ночи. (Степ.)

402. В словосочетания включите определения. Составьте с ними
предложения.

Три предложения, две берёзы, четыре дома, три книги, два состязания, четыре лодки, три автомобиля, два компь­ютера.

Наши рекомендации