Обучение говорению. Обогащение и активизация словарного запаса школьников

Ознакомтесь. Запишите основные направления комплексной работы по организации говорения на уроках устного курса.

Важным аспектом развития речи школьников является формирование и совершенствование навыков говорения по-русски. Эта работа имеет несколько направлений.

Прежде всего учителю следует сконцентрировать внимание 1. на обогащении и активизации словарного запаса школьников (лексическая работа), поскольку не все дети приходят в школу с умением говорить по-русски. 2. Формирование и развитие орфоэпических навыков (фонетическая работа). 3. Обучение правильному построению предложений (синтаксическая работа). 4. Развитие умения строить связное высказывание (диалог/монолог; пересказ/рассказ).

Прочитайте, выделите группы слов русского языка по степени совпадения со словами родного языка и особенности работы над ними.

Обогащение и активизация словарного запаса школьников.

На этапе устного обучения русскому языку вводится определенный продуктивный лексический минимум в связи с темами учебно-воспитательной работы. Учебный лексический минимум - новые слова, изучаемые на уроке в связи с каждой темой. Критерии отбора слов для усвоения науроке (4-7 слов за урок): тематика (программой по русскому языку для 2 класса опре­делены такие темы: «Школа», «Семья», «Игры», «Труд лю­дей», «Природа», «Сказки»); практическая ценность слова для данного этапа обучения; особенности словарного состава родного (украинского) языка учащихся, в котором может не быть соответствующего сло­ва, что обусловливает специфику его введения и отработки.

Все это широкоупотребительные слова, имеющие общественно-практиче­скую значимость, так как они связаны со школой и учебным процессом, с общественно полезным трудом взрослых и детей, трудовыми достижениями советского народа, при­родой и животными, бытом, с игрой и т. п. Значительная часть усваиваемых слов по значению детям известна из украинского языка. Если учесть степень совпадения их со словами украинского языка, то можно выделить такие группы: 1) слова, одинаковые по значению и звуко-буквенному оформлению (край, нас, два, стакан, мак т. п.); 2) слова, имеющие одинаковое значение и частичные различия в звуко-буквенном составе или непри­вычное для детей ударение (обед, звонок, продавец, дочка и др.); 3) слова, которые различаются эвуко-буквенным составом в обоих языках (завтрак, рынок, арбуз, очередь), то есть новые для украинцев, непохожие на украинские.

Основным материалом для работы на уроках должны быть слова второй и третьей групп, так как они трудны для усвоения со стороны произношения, грамматического упо­требления.

Усвоение слов второй группы с лексической стороны не представляет трудностей, за исключением тех, значение которых дети не усвоили на уроках украинского языка. Учителю необходимо проверять понимание значения этих слов учащимися. Можно предложить «сказать это слово с другим», ввести его в небольшое предложение.

Выполнение заданий такого типа свидетельствует о понимании детьми значения слова. При работе над словами второй группы внимание сосредоточиваем главным образом на усвоении произношения слов и употреблении их в различ­ных грамматических формах. Неумение произнести слово по-русски нередко становится причиной того, что оно дли­тельное время остается у ученика в пассивном сло­варе (понимают, но не употребляют в своей речи).

Слова третьей группы ученик должен запомнить как новые, научиться соотносить новый звуковой комплекс с известным значением: участок — ділянка, подсолнух — соняшник, навестить — відвідати и т. п. Слова этой группы требуют пристального внимания учителя, систематических упражнений в соотнесении звуковых комплексов слов с со­ответствующими значениями.

Наши рекомендации