Глава i. теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ТЕМУ: МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРАДИЦИЯМИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА

Выполнила:

студентка 4 курса

Допущена к защите: группы НО – 1 – 14

___________(дата) Зерединова А.Н.

___________(подпись) Проверила:

___________(оценка) Умерова Л.Р.

Симферополь 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРАДИЦИЯМИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА…………………………………………6

1.1.Сущность понятия «словарный запас»…………………………..………….6
1.2. Проблема обогащения словарного запаса у младших школьников традициями крымскотатарского народа ……………………………………...…9

Выводы по первой главе………………………………………………………15

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРАДИЦИЯМИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА………………………….………………16

2.1. Основные методы и приемы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа ………………………16
2.2. Основные этапы работы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа…………………………21

Выводы по второй главе……………………………………………..………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...………………28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Крымскотатарскийязык является одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать при обучении языку тех, для кого он является родным. Задача учителя в школе – сформировать развитую речевую культуру у младшего школьника, сообразную с потребностями современного. Лексический запаскрымскотатарскогоязыка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями.

Обогащение словарного запаса младших школьников важнейшая задача школьного курсакрымскотатарского языка. Необходимость в специальнойработе по обогащению словарного запаса учащихся определяется исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения детей), и потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения крымскотатарскомув начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.

Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям.

Развитие речи - это процесс обучения детей речи; область методики преподавания крымскотатарскогоязыка. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д.

Смысл работы по обогащению словарного запаса младших школьников не только в том, чтобы сделать речь более точной, выразительной, но и воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого случая языковые средства. Формирование хорошей речи - особая сторона работы по культуре речи учащихся.

Методика преподавания крымскотатарскогоязыка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории о сущности языка и его социальной функции - быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде.

Объект исследования: процесс обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа.

Предмет исследования:методика обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа.

Цель исследования: теоретически обосновать сущность изучения способов и путей обогащения индивидуального словаря младшего школьника .

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) раскрыть сущность понятия «словарный запас»;

2) рассмотреть проблему обогащения словарного запаса у младших школьников традициями крымскотатарского народа;

3) дать анализ методам и приемам обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа;

4) проанализировать.этапы работы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа.

Методы исследования:анализ литературных источников, сопоставление, сравнение, классификация данных.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованных источников. Список использованных источников составляет – 21наименований. Общий объем – 30 страниц.

Выводы по первой главе

Итак, изучение вопросов обогащения словаря учащихся – актуальная задача преподавания крымскотатарскогоязыка. С расширением словарного запаса связаны многие другие стороны процесса изучения этого школьного предмета. Решение проблем обогащения словаря учащихся поможет значительно продвинуть вперед усвоение школьниками русского языка.

Проблемы расширения словарного запаса учащихся многочисленны, но все они группируются вокруг основных двух: каким словарем владеют младшие школьники и какие наиболее эффективные приемы целесообразно применять для обогащения словарного запаса школьников. Эти проблемы тесно связаны между собой: тот или иной запас слов предполагает применение определенной методики, и наоборот, та или иная методика обеспечивает определенный уровень словарного запаса.

Обогащение словаря учащихся относится к числу таких видов работы, которые служат общему развитию школьников. Поэтому расширение словарного запаса может обеспечить вся учебная деятельность, а не только изучение отдельных разделов программы по крымскотатарскомуязыку.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ТЕМУ: МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРАДИЦИЯМИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА

Выполнила:

студентка 4 курса

Допущена к защите: группы НО – 1 – 14

___________(дата) Зерединова А.Н.

___________(подпись) Проверила:

___________(оценка) Умерова Л.Р.

Симферополь 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРАДИЦИЯМИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА…………………………………………6

1.1.Сущность понятия «словарный запас»…………………………..………….6
1.2. Проблема обогащения словарного запаса у младших школьников традициями крымскотатарского народа ……………………………………...…9

Выводы по первой главе………………………………………………………15

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРАДИЦИЯМИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА………………………….………………16

2.1. Основные методы и приемы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа ………………………16
2.2. Основные этапы работы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа…………………………21

Выводы по второй главе……………………………………………..………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...………………28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Крымскотатарскийязык является одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать при обучении языку тех, для кого он является родным. Задача учителя в школе – сформировать развитую речевую культуру у младшего школьника, сообразную с потребностями современного. Лексический запаскрымскотатарскогоязыка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями.

Обогащение словарного запаса младших школьников важнейшая задача школьного курсакрымскотатарского языка. Необходимость в специальнойработе по обогащению словарного запаса учащихся определяется исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения детей), и потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения крымскотатарскомув начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.

Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям.

Развитие речи - это процесс обучения детей речи; область методики преподавания крымскотатарскогоязыка. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д.

Смысл работы по обогащению словарного запаса младших школьников не только в том, чтобы сделать речь более точной, выразительной, но и воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого случая языковые средства. Формирование хорошей речи - особая сторона работы по культуре речи учащихся.

Методика преподавания крымскотатарскогоязыка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории о сущности языка и его социальной функции - быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде.

Объект исследования: процесс обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа.

Предмет исследования:методика обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа.

Цель исследования: теоретически обосновать сущность изучения способов и путей обогащения индивидуального словаря младшего школьника .

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) раскрыть сущность понятия «словарный запас»;

2) рассмотреть проблему обогащения словарного запаса у младших школьников традициями крымскотатарского народа;

3) дать анализ методам и приемам обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа;

4) проанализировать.этапы работы обогащения словарного запаса младших школьников традициями крымскотатарского народа.

Методы исследования:анализ литературных источников, сопоставление, сравнение, классификация данных.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованных источников. Список использованных источников составляет – 21наименований. Общий объем – 30 страниц.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРАДИЦИЯМИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА


1.1. Сущность понятия «словарный запас»

Одним из показателей умственного и речевого развития младших школьников служит богатство их словарного запаса.Словарный запас необходим языку как строительный материал.Исходя из этого, рассмотрим понятие словарного запаса.

Словарный запас– это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет младший школьник, образующие его словарный состав, или лексику.Различают два типа словарного запаса: активный и пассивный[13].

Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые учащиеся узнают при чтении и на слух, но не используют их в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

В детском возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса школьника довольно подвижны: активный словарь увеличивается за счет как новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса. Задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося, т.е. решить обе задачи обогащения словарного запаса детей [4].

Источники пополнения словаря детей в зависимости от того, как они воспринимаются детьми - зрительно или на слух, - составляют следующие группы: воспринимаемые зрительно (чтение книг, учебников, газет и журналов);воспринимаемые на слух (речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений); воспринимаемые одновременно зрительно и на слух (просмотр диафильмов, специальных кинофрагментов с титрами, посещение музеев, выставок).

Каждой группе свойственны определенные преимущества, но имеются и отдельные недостатки. При зрительном восприятии ученик имеет возможность остановиться, задуматься, вновь вернуться к ранее прочитанному, запомнить прочитанное, выписать новые слова в собственный словарик.

Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на [19]:

1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

2) развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

3) формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения младших школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Младшим школьникам очень трудно дается освоение этих слов. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.

В среднем взрослый человек использует для ежедневного общения около 3 тыс. слов. Однако его словарный запас состоит примерно из 20 тыс. слов. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспевает в жизни [7].

Американский педиатр СюзенКанизарес, опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребенка читать, считает, что чем больше ребенок знает слов, тем выше вероятность того, что он быстрее начнет читать и писать, ему будет легче учиться в школе и, в результате, из него вырастет человек с высоким интеллектом.

По подсчетам Канизарес, в возрасте 2-3 лет ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет словарный запас увеличивается до 500 - 1,2 тыс. слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5 -2 тыс. слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу, обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов (от 3000 до 7000 слов). Потребность в общении определяет развитие речи [11].

Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у школьников интерес к урокам, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте - слышимом или читаемом. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса. Нередки случаи неправильного понимания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют непонятные слова или неправильно их понимают.

Таким образом, для формирования у школьников умения видеть незнакомые снова используется следующая методика: до выполнения основного задания учащиеся читают упражнение и называют непонятные слова (обычно это профессиональные, устаревшие, слова с переносным значением, стилистически окрашенные слова), их значение разъясняет учитель; после выполнения задания и проверки детям предлагается объяснить некоторые слова, не названные в числе непонятных, но в знании которых учащимися учитель сомневается.

Наши рекомендации