Обследование словарного запаса

Наблюдение за свободной речью детей нередко позволяет судить об уровне их словарного запаса. Но в некоторых случаях следует специально обследовать как активный словарь ребенка (что он говорит), так и пассивный (как он понимает речь).

Для исследования словарного запаса применяется ряд специальных приемов: называние предметов, нахождение общих названий, синонимов, антонимов, подбор однокоренных слов, подстановка слов в предложении и т.д., применение которых должно варьироваться в зависимости от возраста ребенка и его речевых возможностей.

Наиболее простым и самым распространенным приемом является называние предметов. Ребенку предъявляются предметы или картинки с изображением предметов, действий, качеств и признаков, которые он должен назвать. Проверяя активный словарь ребенка, логопед показывает ему предмет или картинку и задает вопросы: «Что это? Кто это? Что делает? Какой? Чей?» Ребенок должен назвать предмет или то, что изображено на картинке. Этот прием можно применить для исследования уровня словарного запаса даже у дошкольников Обычно ребенок с нормальным речевым развитием уже в дошкольном возрасте, имея большой по количеству словарный запас, не испытывает затруднений в назывании предметов, действий, качеств.

Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, предметы домашнего обихода, растения, люди разных профессий, картины природы.

Среди предметных картинок должны быть и такие, где изображены предметы, не очень распространенные в обиходе, но в большинстве случаев известные детям (кресло, этажерка, подоконник, конура, облако, весло, детеныши животных и т.д.).

Другой вариант этого приема – называние предмета по его описанию. Ребенку предлагается вопрос, в ответ на который он должен назвать предмет. Например: «Как называется предмет, в котором подают суп?» («Тарелка, миска».) или: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» («Расческа».)

Более сложный прием заключается в нахождении общих названий. Ребенку показывают ряд предметов (или их изображения) и предлагают назвать их одним общим словом. Например, старшему дошкольнику или ученику I класса можно предъявить чашку, стакан, блюдце, тарелку и задать вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или: «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник?»

Ученикам II–III классов предъявляют картинки, изображающие виды транспорта (автомобиль, троллейбус, поезд, пароход, самолет), животных, растения и др., т.е. я предметы, имеющие более сложные обобщенные названия, и спрашивают: «Что это?»

Большое внимание должно быть уделено выявлению объема и особенностей словаря, обозначающего действия или состояния предмета. С этой целью, кроме называния ребенком реальных действий или картинок, изображающих действия, можно использовать и другие конкретные приемы. Вот некоторые из них.

Называние действия по предъявленному предмету. Ребенку предлагается вопрос такого типа: «Столяр что делает?» На этот вопрос он должен светить, назвав действие. Затем можно попросить составить с названным словом предложение. Другой вариант этого приема: сказать, кто как передвигается или в каком находится состоянии. Ребенку предлагают картинку, и он должен назвать изображенные на ней предметы с характерными для них действиями: щука (плавает), ласточка (летает), кузнечик (прыгает), змея (ползает).

Подбор определения к слову. Этот прием используется для того, чтобы выявить, как дети пользуются прилагательными. Инструкцию можно объяснить ребенку, разобрав с ним один-два примера: «Туча какая бывает?» – «Грозовая». – «Небо какое?» – «Ясное, глубокое» и т.д.

Особое внимание должно быть обращено на употребление детьми относительных и притяжательных прилагательных. Вот слова, которые можно предложить ребенку с просьбой преобразовать их в прилагательные: стул, крыша, стакан, лес, дуб. Ученика спрашивают: «Стул какой? (деревянный), а стакан?»

Наряду с указанными приемами учащимся начальных классов можно предложить и другие приемы, цель которых – подобрать синонимы или антонимы к группе слов. Логопед называет слова, а ребенку дается инструкция: подобрать к каждому слову другое, которым можно данное слово заменить. Вот примерные слова, которые можно использовать для подбора синонимов: осторожность, боец, радость, печаль, врач, ненависть и т.д. Слова подбираются в основном знакомые детям, но не очень привычные.

Приведем примерные слова, которые можно использовать для подбора антонимов: холодный, ловкий, ленивый, неуклюжий, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, мутный, взволнованный, просторный и т.д. Принцип подбора слов остается тот же, что и для синонимов.

Подбор родственных однокоренных слов. Вот слова, к которым можно подобрать однокоренные слова: земля, радость, скорость, след, красить и т.д.

В зависимости от развития ребенка, его возраста указанные приемы нужно усложнять или упрощать.

В том случае, если ребенок не называет нужных слов или называет неверно, следует проверить, имеются ли они в его пассивном словаре. Для этого ребенок должен показать предмет или картинку, название которой он путает или не знает. Логопед спрашивает: «На какой картинке нарисована клумба? Покажи, где столяр?» Такую проверку нельзя делать сразу же после того, как ребенок неправильно назвал предмет или не сумел его назвать. Лучше производить ее после проверки всего активного словаря или его части.

Более трудный вариант такой предмет – показ предметов, которые ребенок непосредственно видит и должен сначала найти. Так, например, ему можно предложить показать глаз, ухо, нос, подбородок. Если ребёнок правильно назвал предмет или предъявленную картинку, то, значит, он понимает данное слово.

В лингвистике и психологии принято различать в смысловом содержании каждого слова две стороны. Одна из них – относящаяся к номинативной функции слова, т.е. предметная eгo отнесенность, другая – это система связей и отношений, которая в слове отражается.

Поэтому при обследовании словаря, кроме выяснения его количественной стороны, следует учесть еще одну особенность: понимание значения употребляемых слов. Правильное называние предмета еще не означает, что ребенок умеет правильно употреблять это слово в речи, знает его значение, т.е. то обобщение, которое скрывается за данным словом. Поэтому важно вести наблюдение над речью ребенка в целом, выясняя, как пользуется он словами, правильно ли употребляет их или заменяет другими и т.д. Необходимо записывать все выявленные недостатки словаря, приводя соответствующие примеры.

Обозначение предметов, действий, качеств определенным словом требует достаточно четкого представления о его звуковом составе, прочной связи его с обозначаемым предметом, действием, качеством и возможности легко найти нужное слово при предъявлении соответствующего предмета. Кроме того, необходимо еще из всех возможных качеств предметов с помощью слова выделить специфические, существенные свойства. При нарушении даже одного из этих условий могут наблюдаться трудности в формировании лексического запаса. Они проявляются чаще всего у детей с общим недоразвитием речи. Такие дети пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Многие слова называют в приблизительном, неточном значении. Характерны замены одних слов другими по ситуации, назначению, действию. Например, вместо слова кондуктор говорят кассир, вместо почта – письма, вместо клумба – сад и т.д.

Однако следует иметь в виду, что характер и степень нарушения словарного запаса у детей могут быть различными. Так, например, у детей с элементами общего недоразвития различные недостатки словарного запаса могут выступать менее грубо. У многих из них имеется сравнительно большой словарный запас, однако в активную речь они явно недостаточно вводят новые слова, понятия, представления, приобретенные в процессе обучения. Под-бор однокоренных слов часто бывает ограничен двумя – тремя словами, измененными лишь по форме. Редко используются такие части речи, как наречия, относительные прилагательные и т.д.

Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин может наблюдаться богатство или ограниченность развития словарного запаса. Он должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями, в частности с особенностями развития фонетического и грамматического строя речи.

Наши рекомендации