VII. Словарно-орфографическая работа
(Учитель знакомит детей со словарным словом вдруг.)
— Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался последний согласный.
— Сравните написание этого слова с произношением. Что можете сказать? (В конце слова пишется буква Г, а слышится звук [К].)
— Чтобы объяснить лексическое значение слова, давайте подберем к нему синонимы (слова, близкие по значению). Выберите из данных слов слова-синонимы.
Одновременно, неожиданно, сразу, внезапно. (Неожиданно, внезапно.)
— Найдите слово вдруг в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложения с этим словом.
(Самое удачное предложение дети комментируют и записы-щют в тетрадь.)
VIII. Повторение
— Запишите слова.
Лёва, йод, ключи, тетрадь, ребята, вещи, утята.
— Подчеркните согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
— Запишите слова.
Петя, Люба, зверь, учительница, люстра, песня.
— Подчеркните буквы, которые обозначают на письме мягкость предыдущего согласного.
Ответы на вопросы запишите законченными предложениями.
• Кто собирает яблоки спиной? (Еж собирает яблоки спиной.)
• У кого на сучке кладовая? (У белки на сучке кладовая.)
• Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц бежит задними ногами вперед.)
• Кто полгода живет без обеда? (Медведь полгода живет без обеда.)
• Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц меняет шубу два раза в год.)
IX. Итог урока
— Как в письменной речи одно предложение отделяется от другого? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак.)
От чего это зависит? (Примерный ответ. От цели произнесенного предложения. Если предложение произносится с целью сообщения чего-либо, то в конце такого предложения ставится точка. Если в предложении содержится вопрос, то одобрение, неудовольствие и т. д.), ставится восклицательный знак.)
Приведите примеры этих видов предложений.
— А как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой.)
Домашнее задание Упр. 24.
Урок 11. Звуки и буквы
Цели: формировать умение четко различать буквы и звуки; учить сравнивать слова, похожие по звучанию.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Внимание! Нам прислали телеграмму.
«Всем второклассникам! Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля "Санглбанглтинглтаг"».
(Учитель пишет на доске название корабля.)
Что это за корабль, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя.
(Зачитывается стихотворение. Название корабля ученики читают хором.)
Дети, вы слышали о корабле, Самом прекрасном на всей земле? Этот корабль называется так: «Сангл-бангл-тингл-таг». Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесет».
Ребята! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас.
Только учтите: совсем не пустяк
Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».
Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг»,
Тот может поднять корабельный флаг,
Может прямо в Африку плыть,
Может даже трубку курить
И важничать, как заправский моряк,
На корабле «Санглбанглтинглтаг».
Вот вы уже и научились произносить трудное название этого корабля. Значит, мы тоже попытаемся попасть матросами на этот корабль. Однако это не так просто сделать. Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле. Надо пройти следующие испытания.
— Отгадайте загадки и четко произнесите отгадки.
Носит хобот, а не слон.
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет.
Без лопаты, а копает. (Экскаватор.)
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим: Все стоит — она идет! (Эскалатор.)
Из края города
В другой
Ходит домик
Под дугой. (Трамвай.)
Сам не едет, не идет,
Не поддержишь — упадет.
А педали пустишь в ход —
Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)
— Повторите загадку и назовите отгадку.
Телятки гладки
Привязаны к грядке. (Огурцы.)
Две сестрицы-мастерицы,
Друг дружке — помощницы. (Руки.)
— Выполните самое трудное задание. Скороговорки, которые вы услышите, надо повторить три раза: первый раз медленно, второй — быстрее, третий — очень быстро.
• Жутко жуку жить на суку.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
Ну что ж, вы выполнили все задания. Проходите на корабль. Нас ожидает увлекательное путешествие на остров звуков и букв, где мы будем находиться несколько дней. За это время мы должны будем понаблюдать за ними, определить их признаки, увидеть различия между ними. А сначала проверим, готов ли наш корабль к плаванию и как матросы подготовили домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания
— Сколько предложений в домашнем упражнении? (Два.)
— Какие знаки препинания стоят в конце предложений?
— Почему во втором предложении поставили восклицательный знак?
О каком знаке препинания мы еще не сказали? Когда он нам необходим?
— Что еще мы должны знать, чтобы правильно оформить предложение на письме? (Предложение начинается с заглавной буквы.)
III. Чистописание
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
— Закончите пословицу подходящим по смыслу словом. Без труда не вытащишь и рыбку из ... (пруда).
—Произнесите еще раз это слово. Из чего оно состоит, когда мы его слышим или произносим? (Из звуков.)
—Назовите по порядку звуки в слове пруда.
—Как называется значок, которым мы на письме обозначаем звук? (Буква.)
—Запишите пословицу. Сравните звук и букву. (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем. Буква — обозначение звука на письме.)
(На доске записаны слова.) Мир, Родина, мама.
—Из чего состоит каждое написанное слово? (Из букв.)
—А теперь произнесите слова с той интонацией, с которой вам бы хотелось это сделать.
(Учащиеся произносят по очереди.)
—Из чего состоит слово, которое мы произносим и слышим? (Из звуков.)
—С какой интонацией вам хотелось прочитать эти слова и почему? (Примерный ответ.Мама — с любовью и нежностью, потому что это самый близкий и дорогой нам человек. Родина — с теплотой и гордостью, потому что это то место, где ты родился и растешь. Мир — торжественно, требовательно, потому что он нам всем очень нужен для того, чтобы дети росли счастливыми, умными, добрыми, здоровыми.)
—Запишите эти слова в тетрадь.
(Учитель показывает рисунки предметов парами, дети называют предметы и записывают в тетрадь.) Коза — коса, рак — мак, рама — рана.
—Произнесите слова парами. Чем они отличаются?
—Подчеркните в словах буквы, которыми они отличаются.
—Посмотрите на рисунки, которые обозначают эти предметы.
—Важно ли знать, как правильно писать слова? (Очень важно. Стоит заменить хотя бы один звук в слове — изменится его смысл.)
(Упр. 27.)
— Прочитайте слова.
(Дети произносят слова парами, выполняют их звуковой анализ, затем записывают.)
— Чем отличаются эти слова, когда мы их произносим? (Звуками.)
— Чем отличаются эти слова на письме? (Буквами.)
— Подчеркните их.
(Далее дети читают правило на с. 16: сначала про себя, затем хором.)
— Подберите слова, которые на письме отличаются от слова сом только одной буквой. (Сор, сок, сон.)