Сложение в сочетании с аффиксацией. Способы образования слов в русском языке

Способы образования слов в русском языке. Часть 2.

Имена существительные со значением женскости (женского пола)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ-2

План

1. Имена существительные со значéнием жéнскости (жéнского пóла)

2. Морфологúческие спóсобы слóвообразовáния (продолжение):

д) сложéние (чúстое сложéние и сложéние в сочетáнии с суффиксáцией);

е) универбáция.

1.

Имена существительные, обозначающие лиц жéнского пóла, часто образýются суффиксáльным спóсобом от имён существúтельных, обозначáющих лиц мужскóго пóла.

1. Суффикс –к(а). Морфы –овк(а), -анк(а) /-енк(а), -ичк(а).

а) Туркмен →туркменка, Горловка →горловчáнин → горловчáнка, Москвá →москвúч →москвúчка, сосéд → сосéдка, пассажúр→пассажúрка, цыгáн →цыгáнка; америкáнец →америкáнка; грузúн → грузúнка, скрипáч→скрипáчка.

б) Вор →ворóвка, плут (‘мошéнник, обмáнщик’) →плутóвка;

в) под ударением –áнк: грек→гречáнка, тýрок →турчáнка (жители Турции), слугá →служáнка; без ударения – енк: француз → францýженка, нищий → нúщенка, монах→монашка и монашенка;

г) названия лиц по профессии (в школе, в разговорной речи): биóлог →биологúчка, геóграф → географúчка, матемáтик →математúчка.

Если производящая основа, обозначающая лицо мужского пола, оканчивается на –ИН-или–ЕЦ- (финáли), то при образовании лиц женского пола они усекаются и добавляется суффикс -К-:: татáр/ин →татáрка, хозя/ин →хозяйка; нéм/ец →нéмка, эстóн/ец →эстóнка, сам/éц →сáмка.

Слова с этим суффиксом могут иметь значение ‘самка животного’: кот → кошка, голубь→голубка, лебедь →лебёдка, индюк →индюшка.

2. Суффикс –иц(а).

Люди: царь →царúца, мáстер →мастерúца, певéц →певúца, рабóтник →рабóтница;

‘Самка животного’: лев →львúца, волк →волчúца, тигр →тигрúца.

Если производящая основа, обозначающая лицо мужского пола, оканчивается на –ИК или –ЕЦ (финали), то эти финали при образовании лиц женского пола усекаются и добавляется суффикс –иц:: художн/икхудожница; жр/ец (‘священник’) →жрúца.

3. Суффикс –ниц(а). Словá с этим суффиксом образóваны от назвáний лиц мужскóго пóла на –ТЕЛЬ: преподаватель→ преподавательница, слушатель →слушательница.

4. Суффиксы –их(а), (а) обычно испóльзуются в разговóрной рéчи, неофициáльно и имеют два значéния:

1) ‘лицо женского пола’: сторож →сторожúха, повар→поварúха, портной →портнúха; редактор → редакторша, миллионер→миллионерша;

2) ‘жена’: купéцкупчúха (чередование в корне ц//ч, е/нуль звука); султан →султанша, генерáл → генерáльша;

3) ‘самка животного, насекомого’ с помощью суффикса -úх-: комáр →комарúха, паýк →паучúха.

5. Суффикс j(я). Слова с этим суффиксом образуются от основ, обозначающих лиц мужского пола на –ун: бегýн → бегýнья[jь], хвастýн →хвастýнья[jь], лгун →лгýнья[jь].

6. Суффикс –ин(я)/ ын(я) имеет два значéния:

1) ‘лицо женского пола’: герóй →героúня, раб →рабыня;

2) ‘жена аристокрáта’: граф →графúня, гéрцог →герцогúня, шах→шахúня.

7. С помощью суффикса –н- образуются óтчества (при этом производящей основы отсекается финаль – конечные буквы): Петрóв/ич →Петрóвна, Владúмиров/ич → Владúмировна, Рашáтов/ич →Рашáтовна. Кроме того, названия дочерей: царев/ич (сын царя)→ царевна (дочь царя), королев/ич (сын короля) → королевна, попович (сын попа) →поповна (дочь попа, то есть священника).

Задание 1. Определите производящую основу. Выделите суффикс со значением женского пола. Например: зайчúха ← заяц (стрелочка в словообразовательной паре всегда идёт от производящей базы к деривату, то есть новому производному слову).

Богúня, княгúня, бáрыня, боярыня;

Ромáновна, Игоревна, Леонидовна;

бригадúрша, дóкторша, маникюрша, кассúрша;

зайчúха, слонúха, муравьúха;

медвéдица, ослúца, верблюдица, орлúца;

учúтельница, воспитáтельница, председáтельница, исполнúтельница;

туркмéнка, казáшка, пóлька, белорýска, кореянка;

одессúтка, дончáнка, киевлянка, ашхабáдка;

лентяйка, малышка, фантазёрка, односельчáнка;

буфéтчица, упрямица, ревнúвица, фельшерúца;

болтýнья, драчýнья, плясýнья, гостья.

МОРФОЛОГÚЧЕСКИЕ СПÓСОБЫ СЛÓВООБРАЗОВÁНИЯ (продолжение)

Сложéние. Сложение в сочетáнии с аффиксáцией. Это способ образования сложных слов путём объединения нескольких словарных единиц — землетрясение, горнолыжник, красно-чёрный, диван-кровать. В процессе создания сложных слов используются две производящие базы.

Выделяются две разновидности сложения: чистое сложение и сложение в сочетании с аффиксацией.

Чистое сложение– это способ образования сложных слов путем объединения двух слов или основы слова и целого слова. Рабочими моделями для него являются: слово + i(интерфикс)+ слово, основа слова + i + слово— завод-автомат, школа-интернат, первоисточник, правдоподобный, общеизвестный. В сложных словах всегда есть интерфикс, который может быть нулевым (кресло-∅-кровать) и выделяться на фоне материально выраженных интерфиксов О, Е,УХ, ЁХ и др.: дв-ух-этаж-н-ый, земл-е-тряс-ениj-е.

Опорным, главным обычно является второй компонент, конечный элемент сложного слова. Он оформляет слово морфологически (как часть речи) и сигнализирует о его грамматических свойствах (род, число, падеж, лицо и пр.): доброжелательный (прилагательное в форме И.п.,ед., м.р.).

Задание №2. Определить производящую базу сложного слова. Построить словообразовательную пару. Например: 1) водолечение ← вод(а)- и –лечениj(э)-. Сложение основ. Сопровождается интерфиксом О. 2) Диван-кровать ← диван и кровать. Сложение целых слов. Нулевой интерфикс.

кресло-качалка, царевна-лягушка, научно-исследовательский, красно-зеленый.

Сложение в сочетании с аффиксацией

Сложение с аффиксацией представляет собой способ образования сложных слов по моделям:

основа слова + (i)интерфикс+ основа слова + s(суффикс), включая нулевой: второй курс вторОкурсНИК;самлетаетсамОлёт∅.

pr(префикс)+ основа слова + i + целое слово: о-плод-о-творить

pr + основа слова + i +основа слова + s:втрúдорога‑в-тр-и-дорог-а (значение слóва ‘в три раза дороже’).

Интерфиксы О, Е, УХ (двухэтажный), ЁХ и пр. как асемантические элементы слова (не имеющие своего словообразовательного или формообразующего значения) лишь сопровождают сложение, но не участвует в нем.

Чаще всего встречается сложение в сочетании с суффиксацией (иногда его называют сложносуффиксальным способом образования). Обычно суффикс материально выражен — разн-о-языч-н(ый), тысяч-е-лет-н(ий), но может быть и нулевым — син-е-глаз-(ый), сен-о-кос, скал-о-лаз. Второй, опорный компонент таких сложных слов грамматически оформляется с помощью суффиксов и сопровождающих их флексий. Почему нулевые суффиксы? Потому что меняется часть речи: косить сено → сенокос∅ (ср. сенокошениj-(e): основа глагола косить переходит в имя существительное; синие глаза синегла∅(ый): основа существительного глаз(а) переходит в имя прилагательное, и показателем такого перехода с иным словообразовательным значением является нулевой суффикс.

Иногда процесс сложения основ проходит в сочетании с префиксацией и суффиксацией. Подобная комбинация словообразовательных средств обычно используется при образовании сложных наречий — в-тр-и-дорог-а, в-пол-∅(интерфикс)-глаз-а (спать вполглáза, то есть быть начеку, осторожным, постоянно просыпаться из-за любого шороха), в-пол--∅(интерфикс)-сил-ы (работать вполсилы, то есть во всю силу, наполовину).

Очень редко (в основном в глагольном словообразовании) встречается сложение в сочетании с префиксацией — о-плод-о-творить.

Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово: водопровод-чик□ от водопровод□; разноголос-иц-а от разноголос(ый). Слова водопроводчик, разноголосица образованы, таким образом, суффиксальным способом, а не сложением.

Универбация. Это способ образования новых слов на базе устойчивых словосочетаний.

В качестве производящей базы обычно используется не всё словосочетание, а лишь основа одного слова. Как правило, выбирается компонент, в котором содержится основная информация — тушен(ое) мясо → тушёнка, грузов(ой) автомобиль → грузовик, мотор(ная) лодка → моторка. В процессе образования данных слов участвуют суффиксы с предметным значением (-к-, -ик-) с морфами –уш(к), юш(к), -яш(к) и др.: однокомнатная квартира →однушка, мультипликационный фильм →мультяшка.В каждом слове они обозначают тот конкретный предмет, который в базовом сочетании определяется именем существительным.

Назовем некоторые семантические группы слов-универбов:

• названия круп и каш в разговорной речи (манка ‑ манная каша, крупа, гречка, овсянка, перловка и т.д.); продуктов: сгущёнка ‑ консервированное сгущённое молоко с сахаром (надпись на этикетке);

• названия помещений по действию, в них совершаемому, или по лицу работающего в нем (сортировка, дежурка, мойка и т.п.)

• официальных бумаг, документов (пенсионка, сопроводиловка, зачётка, т.е. зачетная книжка)

• сокращения наименования в названиях площадей и зданий, больниц и библиотек, выставочных залов (Таганка, т.е. Таганская площадь, Склиф, т.е.больница им. Склифосовского и т.д.)

Их появление и распространение в языке объясняется стремлением носителей языка к экономии речевых средств. Любое слово-универб является более кратким средством выражения, чем соответствующее ему устойчивое словосочетание.

Продуктивность универбации (семантической конденсации) как способа образования новых слов особенно высока в разговорной речи. Оттуда слова-универбы проникают и в кодифицированный литературный язык.

Задание №3

Определить способ словообразования: а) сложение, б) сложение с суффиксацией или в) суффиксация (со словарём!!!). Обозначить производящую базу. Построить словообразовательную цепь. Обозначить морфонологические явления. Например: 1) малозаметно ← малозаметн(ый). Цепь: мал(ый) →мал-о-заметн(ый) →малозаметн-о. Слово малозаметно образовано от производящей основы малозаметн(ый) суффиксальным способом; 2) миномёт ← метать мины. Словообразовательная пара: мет/а/ть → мино-о-мёт∅.Слово миномёт образовано от двух производящих основ мин и мёт с помощью сложения основ и суффиксации (нулевого суффикса ). Морфонологические явления: а) чередование Е//О в корне: метать – миномёт; б) интерфиксация О.

миноносец(нести), километровый(метр),злоупотребление(зло), молоковоз (везти), одноклассник(класс).

Задание 4.

Образуйте универбы в разговорной речи: зачетная книжка →зачетка.

платёжная квитанция, зенитное орудие, подземная станция (метро), сменная обувь, индивидуальное занятие, пивной зал.

Наши рекомендации