Основные способы словообразования слов в русском языке

Словообразование - раздел языкознания, изучающий способы образования слов, отношения производности между однокоренными словами.

Русский язык отличается развитой системой словообразования. Это, прежде всего, выражается в том, что существуют разнообразные способы образования слов.

В современных учебниках описана классификация способов словообразования, данная лингвистами в 60-70-е годы прошлого века.

Способы словообразования различают на основании тех словообразовательных средств, при помощи которых производные слова образуются от производящих.

I. Аффиксальные способы - образование слов путем прибавления аффиксов (приставок, суффиксов, постфиксов) к производящей основе.

1. Префиксальный (приставочный) способ, или префиксация, - это образование

производного слова путем прибавления приставки к производящей основе: бежать ­добежать, красивый - некрасивый, город - пригород.

2. Суффиксальный способ, или суффиксация, - это образование производного слова путем прибавления к производящей основе суффикса: смелый - смелость, низкий - низко.

3. Постфиксальный способ, или постфиксация, - это образование с использованием постфикса СЯ (возвратных глаголов: учиться) и постфиксов - ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ: кто - кто-то, где - где-либо, куда - куда-то.

Разновидностью словообразовательных суффиксов является нулевой словообразовательный суффикс, способ называется – нулевая суффиксация: супруг – супруга, сухой – сушь, переходить – переход.

Кроме одиночных аффиксов используются сочетания аффиксов. Следовательно, выделаются следующие аффиксальные способы:

· префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный): детский - по- детски;

· префиксально-постфиксальный: гордый – гордиться;

· префиксально - суффиксально - постфиксальный: шутить - перешучиваться.

II. Безаффиксные способы исключают аффиксы для образования слов. Всего выделяют три

способа: '

1. Сокращение производящей основы: заместитель - зам, фотография - фото.

2. Сложение - производная основа объединяет в своем составе несколько производящих основ. Различают:

· чистое сложение (производная основа объединяет несколько производящих основ в полном виде: зверей ловит - зверолов, где О - интерфикс, но его может и не быть: пятьдесят;

· аббревиация - словообразование имен существительных, при котором в состав производной входят основа в усеченном виде: МГУ Московский государственный университет, педсовет - педагогический совет, завкафедрой ­заведующий кафедрой;

· сращение - безаффиксный способ образования прилагательных и глаголов путем сочетания лов, связанных подчинительным способом. Другими словами, образование производных слов путем слияния основ слова, входящих в словосочетание: лишенный ума - умалишенный, за благо рассудится ­заблагорассудится. При этом окончания производящих слов становятся интерсуффиксами;

· сложносоставной способ - сложение производящих слов целиком, вместе с флексиями (окончаниями): диван и кровать - диван-кровать, сто двадцать пять. Этим способом образуются существительные и числительные.

3. Изменением морфологических признаков производного слова по сравнению с производящим - морфологический способ.

Столовая посуда – столовая пуста (существительное женского рода изменяется по числам и падежам, прилагательное изменяется по родам, числам и падежам)

III. Смешанные способы -способ образования слов, при котором производная основа

образуется как аффиксальным, так и безаффиксным способом. Это такие способы:

• суффиксально-сложный (сложение и суффиксация): старшеклассник -

старший, класс + ник -;

• префиксально - сложный (сложение основ + префиксация): творить мир -

умиротворить;

· сложение с префиксацией: все места - повсеместный;

·сокращение с суффиксацией: мультфильм - мультик, велосипед - велик (разговорн.)

Основа слова

Непроизводная = корню (рука)

Про изводящая = основе слова, от которого про изведено однокоренное слов (рука ручной).

Производная = основа слова, образованного от про изводящего слова (ручной - рука).

Лексическое значение слова заключено в его основе. Словообразовательные аффиксы (приставка и суффикс) образуют однокоренные слова, отличающиеся лексическим значением. Поэтому важно употреблять такие слова в соответствии с их значением.

Мотивированный выбор таких слов является признаком культуры речи.

Сравним однокоренные слова «помыть» и «промыть», отличающиеся приставками. Слово «помыть» имеет значение «сделать чистым посредством мытья» (помыть полы). «Промыть» ­очистить, обмывая чем-либо (промыть рану). Нельзя говорить «промыть полы» и «помыть рану».

Сравним однокоренные слова «каменный» и «каменистый», отличающиеся суффиксами, следовательно, и лексическим значением. «Каменный» - сделанный из камня (каменный дом); «каменистый» - обильный камнями (каменистая почва). Итак, правильно сказать: Мы построили каменный дом. Берег Камы каменистый.

Вспомним и объясним известные с детства «одеть» и «надеть. Богатство русского языка представлено в словарях. Наиболее важным являются толковые словари. Они устанавливают нормы употребления, объясняют значения слов. Первым толковым словарем, широко отразившим народную речь, лексику разных диалектов, был «Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, русского писателя, этнографа и лексикографа.

Большую роль в русской культуре и в развитии русской филологической науки сыграл «Толковый словарь русского языка» под ред.Д.Н.Ушакова в 4 томах (1935-1940). В нем насчитывается более 85000 слов. Пласт лексики, включенной в словарь, очень широк - это слова классической литературы «от Пушкина до Горького», общепринятые слова делового языка и публицистики, а также новые слова. Словарь специально указывает норму произношения, ударения, стилистического и грамматического употребления, объясняет значение слова.

На «Толковый словарь русского языка» под ред.Д.Н.Ушакова опирается однотомный «Словарь русского языка» С.И.Ожегова (1949). Это самый популярный массовый толковый словарь. Он переиздается более 20 раз, в последнем издании насчитывается около 70000 слов. Это словарь - нормативный. В нем мало устаревших и диалектных слов, включены только общенаучные, самые употребительные термины. Словарная статья в словаре Ожегова включает заголовок (само слово), даны грамматические формы, стилистические пометы, лексическое значение и краткие примеры (привести примеры).

Словарь помогает разграничить многозначные слова (даны в одной словарной статье) и омонимы (помещены в разных статьях).

Из словообразовательных широко известен «Школьный словообразовательный словарь» А.Н.Тихонова, в котором обозначен морфологический состав слов и указан способ образования.

Слова объединены в словообразовательные гнезда - совокупность однокоренных слов.

Исходным словом является непроизводное слово, от него выстраиваются словообразовательные

цепочки (проследить на слове «здоровый»). . .

Словарь снабжен алфавитным Указателем, что позволяет быстро отыскать нужное слово.

В «Школьном словообразовательном словаре» З.Потихи помещены слова, в которых вертикальными линиями обозначен морфемный состав слова. Но он не дает возможности проследить словообразовательной цепочки.

Наши рекомендации