Семантическая структура слов в современном русском языке. однозначные и многозначные слова. структура многозначности слов. типы лексических значений слов

Вопросы:

1. Дайте определение термину лексическое значениеслова.

2. Сопоставьте понятия многозначности и семантической структуры слов. Выясните, можно ли эти понятия считать тождественными.

3. Расскажите о типологии лексических значений. Объясните, как учитывается связь между лексическими значениями многозначного слова и различия между ними в классификации лексических значений, предложенной акад. В.В.Виноградовым; почему при рассмотрении одного из лексических значений полисемантичного слова используется термин лексико-семантический вариант (ЛСВ).

4. Установите тип лексических значений у всех ЛСВ полисемантичного олова, определяя каждый из них по признакам: характер предметной отнесенности; наличие/ отсутствие мотивированности; роль в смысловой структуре слова; функция; регулярность употребления (и фиксация словарями); условия реализации (роль контекстных связей и их специфика).

Заря. I. (зарю, зорям и зарям). Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря занимается (утренняя). Вечерняя заря. 2. (зарю). перен. Начало, зарождение чего-н. радостного. На заре жизни. Заря свободы. 3. (зорю, зорям). Утренний или вечерний военный сигнал. Бить или играть зорю.

5. Составьте схему семантической структуры слова заря; уточните тип связи между ЛСВ: радиальная, цепочечная.

6. Сравните метафорические и метонимические значения. Приведите примеры этих типов значений из словарей школьного учебника.

Практические задания;

1. Выпишите олова, употребленные в переносном значении, вместе с контекстуальным минимумом, необходимым для понимания данного ЛСВ. Подчеркнув слова в переносном значении, найдите к каждому из них синоним (или гипоним). Указать характер ассоциаций, лежащих в основе переносного значения (тип переносного значения: метафорическое иди метонимическое).

2. Одно из переносных значений (по выбору) охарактеризуйте полностью (в соответствии с принятой в литературе классификацией типов лексических значений (см. схему анализа лексических значений).

3. Покажите связь между значениями полисемантичного слова схематически, выделив общие семантические признаки у лексико-семантических вариантов (ЛСВ) многозначного слова.

4. Из текста предыдущего задания приведите примеры лексических значений, несвободных по характеру реализации (лексически связанных, фразеологически связанных, конструктивно обусловленных, функционально синтаксически ограниченных).

Вариант I

1. Переводчики – почтовые лошади просвещения. (А.С. Пушкина).

2. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, глубок, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн).

3. МОЗГ. 1. Центральный отдел нервной системы человека и животных, - вещество, заполняющее череп и канал позвоночника, орган мышления у человека. Головной мозг. 2. Перен., ед. Основное ядро, руководящий центр чего-нибудь. Партия - мозг рабочего. 3. Ед. Мягкая ткань, заполняющая полости костей. Костный мозг. 4. Перен. Ум, умственные способности (разг. шутл.). Человек с мозгами. 5. Мн. Кушанье из мозга некоторых животных. Телячьи мозги. Утечка мозгов – в капиталистических странах: эмиграция людей умственного труда.

Вариант 2

1. Преподавателям слово даноне для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. (В.О.Ключевский).

2. Изучайте азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогдане пытайтесь прикрыть недостатки ваших знанийхотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Научитесь делать черную работу в науке. (И.П. Павлов).

3. ОРГАН. I. Часть организма, имеющая определенное назначение. Орган зрения. Орган слуха. 2. Перен. чего. Орудие, средство. 3. Государственное или общественное учреждение, организация. Местные органы. 4. Печатное издание, принадлежащее какому-нибудь обществу, учреждению. Академический орган.

Домашнее задание

1. Подготовьте тему "Омонимия".

2. Выпишите примеры омонимических соответствий из словаря - 1-2 омонимические оппозиции; определите тип омонимов (лексические и лексико-грамматические; полные и частные; с выраженными и невыраженными различиями в морфемной структуре; производные и непроизводные).

3. Сделайте письменно анализ «Словаря омонимов русского языка» О.С. Ахмановой М., 1976 (в соответствии со схемой).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Наши рекомендации