Сложение в сочетании с аффиксацией

Способы образования слов в русском языке. Часть 2.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ

План

3. Морфологические способы словообразования (продолжение):

д) сложение (чистое сложение и сложение в сочетании с суффиксацией);

е) универбация.

д)

Сложение. Сложение в сочетании с аффиксацией. Это способ образования сложных слов путем объединения нескольких словарных единиц — грузооборот, горнолыжник, галантерейно-парфюмерный, глинисто-песчаный, воскоподобный. В процессе создания сложных слов используются две производящие базы. Характер их меняется в зависимости от качества объединяющихся слова и слова (царь-пушка), основы слова и слова (водообмен), основы слова и основы слова (тонкострунный). Связь между смысловыми компонентами сложного слова осуществляется с помощью интерфиксальных морфем как материально выраженных (-о-, -е-, -и-, -а-, -ух- — мороз-о-стойкий, гряз-е-очиститель, пят-и-минутный, сорок-а-метровый, дв-ух-этажный), так и нулевых (вагон-ресторан, Новгород). Эти морфемы нейтрализуют грамматические значения предшествующих им компонентов, лишают их свойств самостоятельных слов. Наличие интерфикса является характерной чертой структуры сложного слова, которая отличается также закрепленным порядком следования компонентов (сине-зеленый ≠ зелено-синий, город-спутник, но не спутник-город) и единым главным ударением (книготоргóвля, высокобóртный, двуяз’ычие).

Характер объединяющихся в сложном слове структурных частей непосредственно влияет на процесс формирования новых лексических единиц. В зависимости от комбинации производящих баз, выбранных для образования сложного слова, выделяются две разновидности сложения: чистое сложение и сложение в сочетании с аффиксацией.

Чистое сложение– это способ образования сложных слов путем объединения двух слов или основы слова и целого слова. Рабочими моделями для него являются: 1) слово +нулевойi(интерфикс)+ слово:завод-∅-автомат, школа-∅-интернат,2)основа слова + i + основа—серо-синий —сер-о-син-ий ← сер-ый, син-ий; грязеводолечебница — гряз-е-вод-о-лечебниц-а ← грязь□, вод-а, лечебниц-а. Нулевой интерфикс выделяется в сложных словах на фоне материально выраженных О, Е, УХ и пр.

В составе сложного слова, образованного способом чистого сложения, его компоненты играют различную роль. Опорным обычно является второй, конечный элемент сложного слова. Он оформляет слово морфологически и сигнализирует о его грамматических свойствах.

Задание №1. Определить производящую базу сложного слова. Построить словообразовательную пару. Например: 1) водолечение ← вод, лечение (лечить →лечение→водолечение). Сложение основы вод- и целого слова лечение. Сопровождается интерфиксацией: интерфикс О. 2) Диван-∅ -кровать ← диван и кровать. Сложение целых слов.

кресло-качалка, царевна-лягушка, научно-исследовательский, телешоу.

Сложение в сочетании с аффиксацией

Сложение с аффиксацией представляет собой способ образования сложных слов по моделям:

основа слова + (i) + основа слова + s(суффикс), включая нулевой: второй курс вторОкурсНИК;самлетаетсамОлёт∅.

pr(префикс)+ основа слова + i + целое слово: о-плод-о-творить

pr + основа слова + i +основа слова + s: в-тр-и-дорог-а.

Интерфиксы О, Е, УХ (двухэтажный), ЁХ и пр. как асемантические элементы слова (не имеющие своего словообразовательного или формообразующего значения) лишь сопровождают сложение, но не участвует в нем.

Чаще всего встречается сложение в сочетании с суффиксацией (иногда его называют сложносуффиксальным способом образования). Обычно суффикс материально выражен — разн-о-языч-н(ый), тысяч-е-лет-н(ий), корм-о-разбрасыва-тель — но может быть и нулевым — син-е-глаз-(ый), сен-о-кос, скал-о-лаз. Второй, опорный компонент таких сложных слов грамматически оформляется с помощью суффиксов и сопровождающих их флексий. Почему нулевые суффиксы? Потому что меняется часть речи: косить сено → сенокос∅ (ср. сенокошениj-e): основа глагола косить переходит в имя существительное; синие глаза синегла∅(ый): основа существительного глаз(а) переходит в имя прилагательное, и показателем такого перехода с иным словообразовательным значением является нулевой суффикс.

Иногда процесс сложения основ проходит в сочетании с префиксацией и суффиксацией. Подобная комбинация словообразовательных средств обычно используется при образовании сложных наречий — в-тр-и-дорог-а, в-пол-∅-глаз-а, в-пол-∅-сил-ы.

Очень редко (в основном в глагольном словообразовании) встречается сложение в сочетании с префиксацией — о-плод-о-творить.

Словообразовательное изучение сложного слова связано с решением многих трудных вопросов. Важнейшими из них являются определение самого понятия сложное слово, характеристика отношений между семантическими компонентами сложного слова и выделение оснований для классификации сложных слов.

Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово: водопровод-чик□ от водопровод□; разноголос-иц-а от разноголос(ый). Таким образом, водопроводчик и разноголосица образованы только суффиксальными способом.

Примечание 1. При образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть как материально выраженным, так и нулевым:

гладкошёрстный — гладк-о-шёрст-н-ый ← гладк-ий, шерсть□; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с интерфиксом -о- и суффиксальный способ — сложение с суффиксацией);

гладкокожий — гладк-о-кож-Ø-ий ← гладк-ий, кож-а; нулевой суффикс (сложение основ с интерфиксом -о-и нулевая суффиксация — сложение с нулевой суффиксацией).

Примечание 2. При сложении с нулевой суффиксацией вторая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. Например,

гладкокожий — нет слова «кожий», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией;

круглолицый — нет слова «лицый», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией.

Универбация(семантическая конденсация). Это способ образования новых слов на базе устойчивых словосочетаний Суть его заключается в устранении диалектического противоречия между формой и содержанием: двучленностью наименования и единством его значения.

В качестве производящей базы обычно используется не все словосочетание, а лишь основа одного слова. Как правило, выбирается компонент, в котором содержится основная информация — тушен(ое) мясо → тушенка, грузов(ой) автомобиль → грузовик, мотор(ная) лодка → моторка. В процессе образования данных слов участвуют суффиксы с предметным значением (-к-, -ик-) с морфами –уш(к), юш(к), -яш(к) и др.: однокомнатная квартира →однушка, мультипликационный фильм →мультяшка.В каждом слове они обозначают тот конкретный предмет, который в базовом сочетании определяется именем существительным.

Образование новых слов путем универбации (семантической конденсации) не является чем-то принципиально новым для русского словообразования. Такая словопроизводственная модель “Литератур(ная газета) + к(а) → Литературка” русскому языку известна давно (сравните: треугольная шляпа → треуголка, касторовое масло → касторка, винтовое ружье → винтовка). Однако в последнее время она особенно активизировалась. Среди слов-неологизмов, собранных в словаре-справочнике “Новые слова и значения” под ред. Н. З. Котеловой очень много слов-универбов.

Назовем некоторые семантические группы слов-универбов:

• названия круп и каш в разговорной речи (манка ‑ манная каша, крупа, гречка, овсянка, перловка и т.д.); продуктов: сгущёнка ‑ консервированное сгущённое молоко с сахаром (надпись на этикетке);

• названия помещений по действию, в них совершаемому, или по лицу работающего в нем (сортировка, дежурка, мойка и т.п.)

• официальных бумаг, документов (пенсионка, сопроводиловка, зачетка, т.е. зачетная книжка)

• сокращения наименования в названиях площадей и зданий, больниц и библиотек, выставочных залов (Таганка, т.е. Таганская площадь, Склиф, т.е.больница им. Склифосовского и т.д.)

Их появление и распространение в языке объясняется стремлением носителей языка к экономии речевых средств. Любое слово-универб является более кратким средством выражения, чем соответствующее ему устойчивое словосочетание.

Продуктивность универбации (семантической конденсации) как способа образования новых слов особенно высока в разговорной речи. Оттуда слова-универбы проникают и в кодифицированный литературный язык.

Задание №2

Определить способ словообразования: а) сложение, б) сложение с суффиксацией или в) суффиксация (со словарём!!!). Обозначить производящую базу. Построить словообразовательную цепь. Обозначить морфонологические явления. Например: 1) малозаметно ← малозаметн(ый). Цепь: мал(ый) →мал-о-заметн(ый) →малозаметн-о. Слово малозаметно образовано от производящей основы малозаметн(ый) суффиксальным способом; 2) миномёт ← метать мины. Словообразовательная пара: мет/а/ть → мино-о-мёт∅.Слово миномёт образовано от двух производящих основ мин и мёт с помощью сложения основ и суффиксации (нулевого суффикса ). Морфонологические явления: а) чередование Е//О в корне: метать – миномёт; б) интерфиксация О.

миноносец(нести), медонос (нести), километровый(метр),судоводитель(вести), злоупотребление(зло), молоковоз (везти), одноклассник(класс).

Задание 3.

Образуйте универбы в разговорной речи: зачетная книжка →зачетка.

платёжная квитанция, зенитное орудие, подземная станция (метро), сменная обувь, индивидуальное занятие, пивной зал.

Наши рекомендации