Применение новых информационных технологий
В наше время учителям необходимо отходить от традиционных форм уроков. Конечно, это требует больших затрат сил, времени учителя, поиск нужного материала. Но чтобы урок прошел интересно и с пользой для учащихся, цель оправдывает средства. Ученики сами предлагают свою помощь при подготовке урока, отводя учителю роль организатора.
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.
Например:
а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение;
б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний;
с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка.
Внеурочная деятельность
Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
Дистанционные олимпиады
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.
К поэзии.
Игра
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». [1с.400]
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительную функцию.
Следовательно, создание благоприятных условий для изучения иностранного языка находится в руках учителя. Он может и должен воспитывать у ребят интерес, желание учить иностранный язык. Этого можно добиться используя преподаваемый язык в качестве общения с учениками, доброжелательным отношением к учащимся, стремлением помочь каждому из них, применением современных средств обучения, способных обеспечить более успешное овладение иностранным языком учащимися, вызывать чувство успеха, в осуществлении речевой деятельности и использованием положительного подкрепления со стороны учителя деятельности ученика. Вот далеко не полный перечень условий, повышающих мотивацию учащегося и его интерес.
Литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991 - с.400
- Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. - с. 23
- Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство «Высшая школа», 2004
- Филатов В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 1998. № 5
Электронный ресурс:
- edu.rybadm.ru/.../2011/2011/Ryabova.htm
festival.1september.ru/articles/525738
«Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества»
Васильева Елена Николаевна,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №134»
г.Волгограда
Трансформация всех сторон российской жизни в последние 15 лет особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. XX в. привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным.
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Как известно, личность учителя играет важную роль в процессе воспитания, поэтому первая проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
· опыт переживания высоких духовных состояний;
· опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
· опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
· опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
· опыт разрешения нравственных проблем;
· опыт содержательного, духовного общения;
· опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.
Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться учащимся, следует считать:
- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;
- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;
- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;
- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;
- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
- культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;
- способность к нравственному усилию, "усилию человека быть", как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;
- чувство эмпатии - эмоциональное "чувствование" другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам.
Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
«Самостоятельная деятельность на уроках литературы»
Васильева Елена Николаевна
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №134» г.Волгограда
По современным базисным требованиям к изучению литературы учитель должен читать с учениками художественные тексты на материале конкретных персоналий с учетом исторического развития литературного процесса в аспектах, заданных программами.
При преподавании литературы невозможно отказаться от всей полноты прочтения художественного текста. Дети должны проследить жизнь произведения во всех его контекстах - автобиографическом, историческом, историко-литературном, научном и собственно-художественном.
С учетом открытия в классических текстах до сих пор не изучаемых контекстов следует признать существенное увеличение объема материала на уроках литературы. Особенно это касается творчества крупных художников –А. Пушкина, Ф. Тютчева,Н. Гоголя, И.Тургенева,Ф. Достоевского и Л. Толстого.
Современный опыт преподавания литературы показывает, что дети часто не воспринимают некоторые проблемы, такие, например, как взаимоотношения Бога и человека и христианская философия в творчестве Толстого и Достоевского. Этот материал с трудом ложится на еще не сформированное сознание юного читателя.
Тем не менее в практике есть определенный опыт, который дает ощутимые результаты: дети видят роль христианских идей в комплексе всех остальных существующих закономерностей сюжета.Необходимо дать в руки учащимся в качестве инструмента восприятия текста определенные исследовательские задания, которые дадут им возможность непосредственно соприкоснуться с идеологическим миром писателей и добыть знания самостоятельно
Концептуальная основа обучения творческому саморазвитию строится на философии "самости" (самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации), раскрытой в работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, К. Роджерса, А. Маслоу и др. Еще Я.А. Коменский обратил внимание на то, что природное начало в человеке обладает "самостоятельной и самодвижущей силой".
Среди современных отечественных педагогов идеи педагогического стимулирования творческого саморазвития личности в обучении и воспитании высказывали А.И. Кочетов, В.А. Караковский, А.И. Тубельский. Современная концепция обучения творческому саморазвитию прежде всего опирается на новую парадигму, суть которой заключается в следующем: приоритетом современного образования, гарантирующим его достаточно высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие личности. Эта новая педагогическая парадигма строится на таких базовых постулатах, как
-осознание самоценности каждой личности, ее уникальности;
-неисчерпаемость возможностей развития; личности, в том числе ее творческого саморазвития;
-приоритет внутренней свободы - свободы для творческого саморазвития;
-понимание природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", системообразующими компонентами, которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности. Современные дидактические теории, как, например, проблемное или эвристическое обучение, ориентируют ученика на творческую деятельность, направленную как бы вовне. Действительно, учебное творчество нацелено на решение творческих задач в обучении физике, математике, литературе и т.д., что, несомненно, развивает творческий потенциал личности, но не всегда затрагивает глубинные процессы "самости", т.е. не всегда задействуются внутренние механизмы творческого саморазвития как творческого самосозидания личности.
В традиционной дидактике считается: чтобы изменить (обучить, развить) человека, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, организационные формы обучения и т.д. Однако традиционная дидактика, опускает главное: а будет ли востребовано это человеком, тем конкретным учеником, которого мы развиваем. В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых учителем дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания того, что и как необходимо изменить в самом себе, ученик должным образом не осознает, а потому КПД наших дидактических усилий часто оказывается очень низким.
Если же в стимулировании мотивационно-потребностной сферы отталкиваться от идей А. Маслоу, то потребности в самопознании,
самоопределении, самоуправлении, самореализации являются базовыми потребностями для творческого саморазвития личности. Поэтому одна из главных дидактических целей в создании условий для творческого саморазвития личности - это запуск мотивационно-потребностного механизма "самости" личности ученика.
Педагогическим условием активизации и интенсификации процессов перехода развития в творческое саморазвитие личности является такое образование (обучение и воспитание), которое способствует тому, чтобы личность учащегося сама все более осознанно и целенаправленно овладевала методологией и технологией самопознания, творческого самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации. Эти системообразующие компоненты (самоорганизация, самопознание, творческая реализация, самосовершенствование и саморазвитие), выступающие как специфические виды человеческой деятельности, которым можно и необходимо целенаправленно обучать. Более того, в процессе воспитания подрастающего поколения необходимо так строить процесс воспитания, чтобы он всякий раз активизировал и интенсифицировал в личности все эти процессы "самости". В результате у личности в процессе интенсификации ее "самости" формируется "Я - концепция" творческого саморазвития.
Мотивационные и развивающие основы детской научно-исследовательской деятельности :
Исследовательская деятельность учащихся - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
Учитель в данном случае выступает как носитель опыта организации деятельности, а не как источник "знаний в последней инстанции". Кроме того, так как обе стороны взаимодействия являются активными деятелями, т.е. позиция того, кого ведёт учитель, не позиция пассивно ведомого, а позиция самостоятельно "идущего за ведущим". В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие благодаря взятию на себя конкретно-функциональных обязанностей каждой из участвующих сторон.
Исследовательская деятельность понимается нами не только в конкретно- организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимся исследовательской работы, а шире. Пользуясь словами С.Л. Рубинштейна, мы придерживаемся позиции, что учение вообще есть "совместное исследование, проводимое учителем и учеником". Таким образом, задача педагога понимается в создании гипотетико-проективной модели по формированию развивающей среды для учащихся (контекста развития). Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач
является разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации.
Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности: -
принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.); -
принципа осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов); -
принципа самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт); -
принципа наглядности (существующего в педагогике еще с Я.А. Коменского и развитого И.Г. Песталоцци и Ж.-Ж. Руссо). Наиболее хорошо он может реализовываться в полевом исследовании, где ребенок изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле; -
принципа культуросообразности (идущего еще от Ф.В.А. Дистервега и развиваемого в нашей стране К-Д. Ушинским, П.
Ф. Каптеревым и многими другими).Важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре; ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности).
Учителю приходится решать непростую задачу нахождения тонкого баланса между соблюдением научной традиции (научение ученика культурной традиции исследования) и новизной, неординарностью и жизненностью.
Решение такой задачи создает не менее, а более сложную, чем для учеников, творческую проблему для самого учителя.
Исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (ученика). Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельно.
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии»
Командирова Елена Константиновна,
МБОУ Петрунинская средняя общеобразовательная школа
Волгоградская обл.
В современной школе используется широкий спектр педагогических технологий: проблемного обучения, метод проектов и т.д. . Каждая из них представляет собой определенную систему обучения, основанную на различных идеях, методах и применяемую с разными целями. В любую технологию можно включать дополнительные элементы, которые активизируют познавательную деятельность, общение, мотивацию к учению. Так, я в своей работе использую: ассоциативные задания, рисунок учащихся, элементы медиаобразования, дидактические игры, мини-эксперименты.
Рассмотрим на конкретных примерах некоторые ассоциативные задания, которые можно использовать на уроках химии. При изучении элементов подгруппы кислорода можно показать учащимся резиновую игрушку, мазь Вишневского, куриное яйцо, игрушечный корабль.
Резиновая игрушка и мазь Вишневского вызывают ассоциации с использованием серы при вулканизации каучука и для производства мазей, применяемых при лечении кожных заболеваний; куриное яйцо- с запахом сероводорода; игрушечный корабль- с явлением, известным под названием « Перуанский художник»( белоснежные морские лайнеры, плывущие вдоль побережья Перу, могут за одну ночь стать черными как сажа. Это « проделки» сероводорода, выделяющегося из морской воды и превращающего свинцовые белила в черный сульфид свинца).При изучении темы « Подгруппа азота», игрушечная мышь вызовет ассоциацию с опытами Д.Резерфорда( исследуя свойства азота, он помещал живых мышей в его атмосферу-мыши погибали); игрушечная лиса- с бурым цветом оксида азота (IV)(« лисий хвост»); царь Нептун с трезубцем( игрушка) – со схемой разложения нитратов; головка чеснока – с запахом белого фосфора.
Конечно, в предложенных ассоциативных заданиях можно найти недостатки. Но опыт показывает, что они оживляют урок, вносят в него «изюминку», а учащиеся с интересом их выполняют.
Удивительная эта вещь- химия в рисунках! Она понятна и доступна ученикам, помогает увлечь и заинтересовать тех, кто начинает изучать химию, занимательна даже для старшеклассников. Работа с рисунками – это необычная форма общения, разрядка на уроках.
Задача учителя- помочь ученику открыть самого себя, и одно из решений этой проблемы видится мне в работе с рисунками. Именно рисунок помогает ребенку глубже познавать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Рисунки развивают зрительную память и образное мышление.
Какие требования предъявляются к рисунку? Он должен быть тщательно выполнен, понятен, вызывать интерес. Информационную точность рисунка, который впоследствии будет использоваться для заданий, необходимо тщательно проверить. К рисункам прилагается карточка с вопросами. Вопросы могут быть самыми разными в зависимости от цели , которую преследует учитель. Это может быть « Угадайка»: о каком элементе и веществе идет речь? Где и виде каких соединений элемент встречается в природе? Каковы особенности физических свойств вещества? Можно попросить учащихся охарактеризовать применение данного вещества. Ребята проверяют свои знания, они учатся говорить, общаться, дополнять товарищей, обсуждать. Рисунки могут быть на самые разные темы: по правилам безопасности в кабинете химии( форма, внешний вид прибора, назначение, правила его эксплуатации); экологического содержания( кислотные дожди и их последствия; разрушение озонового слоя; парниковый эффект и его причины и т.д.).
Элементы медиаобразования на уроках химии так же заслуживают своего внимания.
«Учащиеся должны уметь переводить информацию в другую знаковую систему.»
Задание
Переведите отрывок из поэмы Гете « Фауст» на язык химии, учитывая, что алхимики называли красным львом оксид ртути(II), а белой лилией- соляную кислоту.
Являлся красный лев-и был он женихом,
И в теплой жидкости они его венчали.
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в сосуд переливали.
Комментарий
Ключ к расшифровке заключается в красном льве- HgO и белой лилии- HCI. Четыре строки можно описать уравнением:
HgO+2HCI=HgCI2+H2O.
« Учащиеся должны уметь переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему»
Задание
Прочтите отрывок из повести И.Стаднюка « Москва:41-й».
«- Михаил Алексеевич, ты извини нас, недообразованных,- Лукин уже сам смотрел на Шалина с дружеской усмешкой.- Мы иностранными языками не владеем, специальных институтов не кончали. Поясни нам, пожалуйста, как можно из смеси керосина и спирта получить водку.
- Это у химиков надо спрашивать,- озадаченно ответил Шалин.- Но полагаю, что нужен какой-то перегонный аппарат, какие-то центрифуги, отстойники…
- Гвоздь нужен!- весело воскликнул генерал Прохоров.- И четырехклассное образование! Впрочем, образование вовсе не надо! Его молоток заменяет».
Нарисуй схему «установки» для получения водки из смеси керосина и спирта и подробно опишите принцип его действия.
Комментарий
Это задание можно предложить даже восьмиклассникам, только приступившим к изучению химии, но уже умеющим разделять смеси. Для его выполнения им потребуются справочники с данными о плотности веществ.
« Учащиеся должны уметь трансформировать информацию , исходя из целей коммуникативного воздействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена»
Задание 1
« Не лает, не кусает, а в дом не пускает».
« Без окон, без дверей полна горница людей».
« Висит груша, нельзя скушать».
Каждый из вас может привести множество примеров загадок. Попробуйте сами составить загадки, используя термины и понятия , с которыми вы уже познакомились. Не забудьте, что русские загадки рифмуются!
Задание2
Найдите в вашем учебнике химии положения атомно-молекулярного учения. Измените текст так, чтобы он мог стать основой сценария мультипликационного фильма.
Задание3
От вас потребовали репортаж( тема в предыдущем занятии) для киножурнала « Ералаш». Прежде чем приступить к съемкам, надо написать сценарий. Его объем- одна машинописная страница.
« Учащиеся должны уметь воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них»
Задание
Утверждение из старого учебника химии :» Максимальная валентность азота равна пяти».
Докажите: а) справедливость этого утверждения; б) его ошибочность.
Игровая деятельность позволяет активизировать процесс усвоения новых знаний, осуществить формирование и развитие умений и навыков в ходе изучения химии. Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе дидактических игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Приведу несколько игр, в которые с особым увлечением играют мои ученики.
Химическая мозаика
На листах картона записывают химические уравнения и разрезают их на формулы веществ, коэффициенты, знаки «+», «- и «=». Получившиеся карточки перемешивают , и игроки по команде начинают составлять уравнения реакций. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Химические шашки
Изготовляют набор шашек( ими могут стать ячейки из-под шоколадных конфет) черного ( CO32-, S2-,PO43-, CI- ,OH- ,SO42- ,SO32- ,F- NO3-) и белого ( Zn2+ ,Cu 2+ ,Na+ ,Fe2+ ,Ba 2+ ,Ca 2+ ,H+ , Al 3+ , Fe3+) цвета.
Размер игрового поля произвольный, например, 7*4 клетки. Шашки выстраивают в левом верхнем и правом нижнем углах квадратом 3*3. Необходимо как можно раньше расположить свои шашки на месте противника. В игре ходят , но не по диагонали, можно перепрыгивать через несколько шашек соперника, лишь бы ионы, изображенные на них , образовали нерастворимое или малорастворимое в воде вещество. Все ходы должны фиксироваться в рабочей тетради. Ход- запись уравнения. Например, Ca 2+ +CO32-= CaCO3 . побеждает тот, кто быстро и правильно добьется цели.
Криптограммы, кроссворды, занимательные задачи различной степени сложности, конечно, если они правильно и в соответствии с возрастом учащихся подобраны, развивают их умственные способности и внимание, тренируют память, вырабатывают наблюдательность, способствуют лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний. Решать учащиеся могут индивидуально или объединившись в группы. Одни задания целесообразно применять на уроках , и тогда полученное за выполнение задание число баллов учитывать при выставлении отметки, другие- на внеклассных занятиях.
На своих уроках химии и заседаниях химического кружка я также люблю применять проблемные мини-эксперименты, которые представляют собой выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Организация экспериментальной работы на уроке и кружковом заседании дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знание, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости. Такое знание является осмысленным, требующим своего закрепления в сознании логическими связями со сформированными ранее личностными ценностями, то есть стимулирует ребенка к новым исследовательским действиям.
При этом у старшеклассников развиваются и необходимые для исследования умения. Познавательная активность, возникающая при изучении объекта или явления с интересующим содержанием, снижает физическую и мыслительную нагрузку, делая выполнение данного задания приятным, потому что содержание задания каждый раз ново и необычно.
Оптимальной формой организации исследовательской деятельности является работа в малых группах. Обсуждение результатов исследования происходит тогда в форме диалога, который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатов, то есть обмен смыслами. Учащи