Психологические аспекты новых информационных технологий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Вопросы психологии - 2002
И. А. ВАСИЛЬЕВА, Е. М. ОСИПОВА, Н. Н. ПЕТРОВА Представленный обзор литературы посвящен психологическим аспектам применения информационных технологий и охватывает 71 библиографический источник. Рассмотрены проблема компьютерной тревожности и факторы, влияющие на нее, описана специфика общения в Интернете. Анализируется синдром компьютерной зависимости и Интернет-аддикции. Обсуждается использование информационных технологий в образовании. Ставится вопрос о психометрической адекватности тестов, применяемых в Интернете. Ключевые слова: Информационные технологии, компьютерная тревожность, синдром компьютерной зависимости, Интернет-аддикция, стили обучения. Широкое внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь имеет психологические последствия. В отечественной и зарубежной литературе выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий: персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм; потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной логике; различные формы компьютерной тревожности; вопрос об ответственности создателей программного обеспечения за последствия его применения [2], [3], [10], [24]. Ряд исследователей рассматривают компьютерные технологии как вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире [70]. Проблема применения компьютеров в повседневной жизни обсуждается достаточно широко [22]. Описаны положительные стороны влияния информационных технологий и, в частности, интерактивных компьютерных игр на психику человека. Компьютерные игры могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга (учить способам разрешения проблем) [23]. Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, называют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, достаточно высокий интеллект, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и неэмоциональность в общении, недостаток эмпатии, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности [9], [20], [21]. Остается неясным, то ли компьютер привлекает к себе людей с определенными чертами характера, то ли мы имеем дело с изменениями личности в процессе длительного, многолетнего контакта с компьютером. Наибольшее внимание уделяется проблеме компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения этого понятия, нет и 09.10.2012   Общепризнанных методов профилактики И лечения компьютерной тревожности. Большинство авторов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере [53], [66]. Г. Маркулидес продемонстрировал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность, а также способности и интерес к работе на компьютере [53]. Считается, что студенты, овладевающие компьютерной грамотностью, могут испытывать высокую тревогу и, как следствие, выполнять компьютерные задания хуже, чем могли бы [43]. В этом видят причину отрицательного отношения к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, «отрицательные эмоции могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности» [33]. Показано, что преподаватели также зачастую сталкиваются с серьезными трудностями в процессе обучения навыкам работы на компьютере [43], [46], [61]. Таким образом, тревога и опасения, связанные со взаимодействием с компьютером в учебном процессе, характеризуются рядом особенностей и встречаются как у учащихся, так и у преподавателей [70]. У студентов это страх показаться неспособным или глупым по сравнению с другими обучающимися, опасение, что из-за работы на компьютере придется пожертвовать личными контактами; у преподавателей может иметь место опасение, что их рабочие места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером, либо растерянность из-за невозможности защитить студентов от неверной, некорректной информации, поступающей через Интернет. Ряд авторов занимаются изучением факторов, влияющих на компьютерную тревожность. Их выводы зачастую представляются противоречивыми. Например, имеется ряд работ [31], [46], показывающих, что женщины испытывают большую компьютерную тревожность, чем мужчины. В то же время существует немало исследований, свидетельствующих об отсутствии половых различий по уровню компьютерной тревожности [35], [59], [61], однако есть и указания на то, что мужчины больше подвержены компьютерной тревожности, чем женщины [51]. Исследования таких факторов, как возраст [48], [56], опыт работы на компьютере [46], [49], [55], [62], [67], наличие персонального компьютера демонстрируют аналогичные противоречия. Таким образом, исследования компьютерной тревожности носят достаточно противоречивый характер, а инструменты, предназначенные для ее изучения, позволяют оценивать лишь отдельные аспекты этого явления [38], [54]. Не уделяется должного внимания социальному контексту применения новых информационных технологий; большинство исследований посвящено чисто количественному аспекту измерения компьютерной тревожности, а именно надежности и валидности различных тестов, измеряющих ее. Применительно к способам измерения компьютерной тревожности остается неясным вопрос, нужны ли специальные методики для ее измерения у различных контингентов пользователей или достаточно одной, универсальной. Непонятно также, что делать с компьютерной тревожностью: как противостоять ее развитию и как с ней бороться? M. Maурер полагает, что «единственный достоверный вывод, который можно сделать из обширной литературы по компьютерной тревожности, это: “Мы не знаем, что 09.10.2012     Делать с компьютерной тревожностью”» [54]. По мнению некоторых авторов, в основе этих противоречий лежит игнорирование экзистенциальных элементов компьютерной тревожности [70]. Чаще всего анализируется так называемая Механическая тревожность (Programming Anxiety), возникающая при взаимодействии с технической стороной компьютера и его функционированием (например, при обучении работе на компьютере, получении сообщения об ошибке и т. д.). Настало время ввести понятие «экзистенциальной компьютерной тревожности» [70] — тревожности, связанной с влиянием информационных технологий на личность и самосознание. Ряд публикаций посвящен так называемому «компьютерному стрессу»: этот термин близок к понятию компьютерной тревожности. В работе А. М. Боковикова изучается стресс, связанный с компьютеризацией профессиональной деятельности, определяются факторы стрессоустойчивости в процессе адаптации человека к работе на компьютере [6]. Основным стрессогенным фактором при работе на компьютере этот автор считает утрату контроля над деятельностью, когда ситуация взаимодействия с компьютером выходит из-под контроля. Стрессоустойчивость определяется в первую очередь свойствами личности. Автор считает, что активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и оптимистическая оценка ситуации — основа устойчивости к стрессу. Лишь незначительное количество работ посвящено изучению деятельности людей в Интернете [28]. Интернет-технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации [3], [14]. Специфика общения посредством Интернета состоит в его анонимности, возможности «проигрывания» разных ролей и экспериментирования с собственной идентичностью («игры с идентичностью», появление множества самопрезентаций у одного субъекта — виртуальный аналог множественной личности) [4], [11]. При изучении мотивации пользователей Интернета О. Н. Арестова и Л. Н. Бабанин приходят к выводу о полимотивированности их деятельности [27]. К числу основных мотивов, побуждающих пользователей обращаться к Интернету, относятся деловые, познавательные, коммуникативные, рекреационные и игровые, аффилиативные (потребность ощущать себя членом какой-то группы), а также мотивы сотрудничества, самореализации и самоутверждения. Д. Семпси высказывает соображение о необходимости формирования новой отрасли социальных наук — так называемой псибернетической психологии, или киберологии, которая займется изучением психологических и социальных феноменов, возникающих при взаимодействии в многопользовательских средах (MUD) [64]. Среди психологических феноменов в среде MUD называют раскрепощенность пользователей, их большее дружелюбие, чем в реальном мире, возможность проигрывания ролей различных персонажей, вплоть до смены пола [34], [39], [60]. Высказывается мнение, что в будущих исследованиях целесообразно рассмотрение проблемы соотношения синхронного и асинхронного общения посредством компьютера (MUD является главной составляющей синхронных форм) [18]. В настоящее время Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, 09.10.2012   Культурология и др. А. Е. Войскунский предлагает термин «гуманитарный Интернет» [7]. К сожалению, исследовательская активность в области гуманитарного Интернета в России еще не набрала темп. В числе отрицательных последствий длительного применения информационных технологий выделяют аутизацию, уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета [3], [13], [26], [30], [41], [71]. Cужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности Либо происходит полный отказ от нее. Актуальность проблемы отражает то, что в пятую редакцию классификации психических заболеваний в США DSM-5 предложено включить раздел «Кибернетические расстройства». К симптомам этих расстройств относят навязчивые размышления о происходящем в киберпространстве, психомоторное беспокойство. Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции (зависимости) от информационных технологий и работы с компьютером, выделяют «опыт потока» — особое состояние поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание [16], [19], [20]. Это состояние сопровождается интенсивными положительными эмоциями. Описаны «залипание», «зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир, феномен «незаконченного действия», не позволяющий пользователю полностью переключиться на другой вид деятельности. Такое «общение» с компьютером может служить гиперкомпенсацией некоторых недостатков, комплексов, недостаточно развитых способностей, трудностей контакта с окружающими, конфликтных отношений в семье. Типично переживание чувства власти, компетентности, сопровождающееся экстазом, своего рода «опьянением». Возникает ощущение присутствия в виртуальной реальности, происходит стирание границ реальной действительности и виртуальной реальности. Однако А. Е. Войскунский считает, что число страдающих Интернет-аддикцией преувеличено специалистами по психическому здоровью, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения [8]. K. Мюррей полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «глотанием» книг [15]. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобразным «испытанием риском» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному. И если столкновение с Интернет-зависимостью воспринимается как битва, то этот опыт приносит честь тому, кто его пережил. В литературе обсуждается вопрос о половых различиях в применении компьютерных технологий. Выше уже приводились факты о различиях в уровне компьютерной тревожности в зависимости от пола. Выявлена тенденция доминирования мужчин в компьютерной индустрии и образовании [40], [42], которую связывают, в частности, с проявлением социальных стереотипов при выборе профессии [58]. В исследовании Г. Вилдер с соавт. установлено, что юноши оценивают свою компьютерную компетентность выше, чем девушки с примерно таким же опытом взаимодействия с компьютером [68]. C. Фаренга с соавт. показали, что как юноши, так и девушки относят обучение технологиям к преимущественно мужской сфере интересов [40]. Согласно исследованиям, проведенным в разных странах Европы, связанные с 09.10.2012     Компьютером стереотипы половых ролей обнаруживаются уже у учеников начальной школы [44], [50], [65]. В российском исследовании половых различий в применении Интернета установлено, что у женщин доминируют потребность в интеллектуальной и творческой самореализации, рекреации и преодолении коммуникативного дефицита [1]. У мужчин больше выражена мотивация самоутверждения и познавательные интересы. В работах подавляющего большинства исследователей делается вывод, что связанные с компьютером половые различия следует рассматривать в сочетании с другими факторами: возраст, интеллект, культура, социальная принадлежность. Ряд авторов анализируют применение информационных технологий в образовании [25], [36]. В числе положительных моментов называют возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В то же время не следует переоценивать возможности новых образовательных технологий. По мнению С. Крука, компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения наставничества, сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения [36]. С. Маки с соавт. предлагают оптимизировать образовательные программы, принимая во внимание так называемый индивидуальный стиль обучения, или подход к обучению [52]. Под подходом к обучению подразумевается совокупность мотивов и стратегий, используемых студентом для достижения поставленных образовательных целей. В исследовании выделяются следующие подходы к обучению: поверхностный подход, когда студент стремится минимизировать учебную нагрузку и избежать неудач в процессе обучения (запоминая фактический материал, обучающийся не особенно интересуется его содержанием и тем, как его можно будет применить в дальнейшей работе; имеет место механическое заучивание). При углубленном подходе к обучению учащийся ориентирован на понимание, читает много литературы по изучаемой проблеме, привязывает новую информацию к уже имеющимся знаниям. Подход, ориентированный на достижение, ставит во главу угла повышение самооценки и компетентности. Приоритет отдается получению высоких оценок, независимо от того, интересен ли материал, правильно ли он понимается и где может быть использован. Главное — то впечатление, которое ты производишь на окружающих. Склонность к обучению в течение всей жизни характеризует людей, стремящихся к получению новых знаний и навыков на протяжении всего жизненного пути, что позволяет им успешно адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире. C. Маки с соавт. показывают, как индивидуальный стиль обучения влияет на процесс обучения с использованием информационных технологий [52]. Так, люди, склонные к приобретению знаний в течение всей жизни, более уверенно себя чувствуют при освоении компьютерных технологий, испытывают меньшую компьютерную тревожность. Они могут решать широкий круг задач при существующей конфигурации компьютера. В их числе работа с базами данных, поиск в Интернете, использование групп новостей, составление отчетов, организация презентаций, статистический анализ, планирование и 09.10.2012   Др. Эти пользователи также в состоянии усовершенствовать конфигурацию, устанавливая новое и модернизируя имеющееся программное обеспечение и сам компьютер, что позволяет им решать более сложные задачи. При углубленном подходе к обучению студенты получают удовольствие от работы на компьютере; уровень компьютерной тревожности у них невысокий. Склонные к углубленному обучению студенты также пользуются множеством компьютерных приложений. При поверхностном стиле обучения и направленности на достижение учащиеся чувствуют себя менее уверенно, переживают, что компьютеры обезличивают процесс обучения: исчезает непосредственный контакт с преподавателем и другими студентами. Такие студенты применяют компьютер менее творчески. Они чаще играют в компьютерные игры, участвуют в компьютерном тестировании, ведут записи при помощи компьютера. В ходе исследования студентам предлагалось ответить на вопрос, как влияют компьютеры на процесс обучения. Склонные к обучению в течение всей жизни считают, что компьютеры позволяют увеличить доступ к информации. При углубленном стиле обучения учащиеся полагают, что компьютеры экономят время, позволяют работать более эффективно, расширяют доступ к информации. Напротив, склонные к поверхностному обучению считают, что компьютеры увеличивают учебную нагрузку, хотя и они отмечают, что компьютерные технологии экономят время. А студенты, ориентированные на достижения, соглашаются с тем, что компьютеры позволяют экономить время и работать более эффективно, растет доступ к информации, но эти учащиеся обеспокоены тем, что применение информационных технологий увеличивает объем учебного материала. Ответы студентов на вопрос о способах овладения компьютерной грамотностью также разделились в зависимости от стилей обучения. Склонные к углубленному обучению или к обучению в течение всей жизни предпочитают учиться самостоятельно с использованием руководств, онлайновых курсов. Поверхностно обучающиеся отдают предпочтение обучению компьютерной грамотности у преподавателей, однокурсников, технического персонала. Рассматриваются причины прерывания дистанционного обучения с применением современных информационных технологий. Основной проблемой при дистанционном обучении является отсутствие контакта лицом к лицу, дефицит эмоционального взаимодействия между учащимися, а также между преподавателем и учащимися. Х. Астлейтнер намечает основные пути достижения эмоциональной насыщенности общения, опосредствованного компьютером: избегать упреков, приказов, угроз, лжи; чаще обмениваться сообщениями, помогать, советоваться; выражать радость, принятие, оптимизм; поощрять неделовое общение, использовать необидные прозвища, уменьшительно-ласкательные имена [29]. Специальной проблемой является диагностика одаренности в области информационных технологий, а также обучение талантливых учащихся, создание индивидуализированных программ. Специфика одаренности в этой сфере человеческой деятельности мало изучена. Традиционные представления связывают ее в основном с высоким уровнем развития логического мышления и с математическими способностями. С точки зрения Ю. Д. Бабаевой и А. Е. Войскунского, подобный взгляд упрощает 09.10.2012   Многоаспектную природу данного вида одаренности [5]. Эти исследователи подчеркивают роль личностных, коммуникативных способностей и социальных факторов в формировании одаренности в области применения информационных технологий. В ряде публикаций рассматриваются преимущества и недостатки психологического тестирования через Интернет, а также проблема надежности и валидности психологических тестов при их использовании в Интернете [12], [17], [32]. Одна группа исследователей приходит к выводу, что онлайновые тесты измеряют те же психологические переменные, что и их традиционные эквиваленты, и обладают удовлетворительными психометрическими свойствами [37], [57], [63]. Однако другие авторы нашли различия в факторной структуре онлайновых и оффлайновых версий тестов [45], [47], [69]. Одной из возможных причин этих расхождений является различная интерпретация вопросов или утверждений теста респондентами, связанная с языковыми или культурными различиями (следует принимать во внимание интернациональную природу Интернета и, соответственно, состав онлайновой выборки). Таким образом, имеются доказательства того, что психометрическая адекватность тестов, используемых в Интернете, не может быть принята на веру. Тесты, применяемые в Интернете, должны быть валидизированы (независимо от того, основаны ли они на бумажной версии или предлагаются специально для тестирования в Интернете). Итак, растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы и дает толчок к развитию новых областей исследования. Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время.




Наши рекомендации