Классификация новых информационных технологий

I. По образовательным задачам выделяют программные средства: обучающие, контролирующие, тестирующие, тренажеры, демонстрационные, информационно-справочные, имитационные, для проблемного обучения.

1. Обучающие программы используются при изучении материала, который хорошо структурируется на небольшие порции, поддающиеся контролю усвоения. Каждому учащемуся предлагается порция учебной информации с последующим контролем знаний.

2. Контролирующие программы используются для определения уровня знаний и умений учащихся. Учащийся отвечает на предлагаемые вопросы или решает задачи. Результаты опроса и решения задач анализируются и оцениваются по встроенному алгоритму.

3. Особую разновидность контролирующих программ представляют тестирующие программы, работая с которыми, учащийся выбирает правильный ответ или ответы из предлагаемого перечня ответов, либо конструирует ответ из известных элементов.

4. Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления навыков и умений, а также для самоподготовки учащихся. В основу построения таких программ положен принцип подкрепления правильного ответа. Персональный компьютер в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется преподавателем. Если учащийся дает правильное решение, ему сообщается об этом. В противном случае учащемуся предъявляется правильный ответ либо предоставляется возможность запросить помощь.

5. Демонстрационные программы предназначены для наглядной иллюстрации учебного материала описательного характера. В демонстрационной программе компьютер играет роль наглядного пособия при объяснении нового материала.

6. Информационно-справочные программы применяются для вывода необходимой информации. С помощью компьютера обучаемый осуществляет доступ к различным банкам данных, осуществляющих централизованное хранение и коллективное использование информации.

7. Имитационные, или моделирующие программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Их целесообразно применять, когда то или иное явление в учебных условиях невозможно или затруднительно осуществить «вживую». На базе подобных программ создаются дидактические и развивающие компьютерные игры, вызывающие особый интерес у детей, и даже целые микромиры (наподобие «симпсонов»).

8. Программы для проблемного обучения построены на идеях и принципах когнитивной психологии, позволяют осуществлять непрямое управление деятельностью учащегося, которому предлагаются разнообразные аналитические задачи, проблемы для решения.

II. По классу реализуемых технологических операций выделяют информационные технологии, включающие работу с: текстовым процессором, табличным процессором, системой управления базой данных, обработку графической информации, мультимедийные и гипермедийные системы, просмотр WEB-документов с помощью браузера. Рассмотрим некоторые из этих технологий.

Для обработки текста используются текстовые процессоры (редакторы), настольные издательские системы. Для автоматизации ввода текстовой информации используются системы сканирования и речевого ввода текста. Их основные функции — ввод и представление текстовой информации, ее хранение, редактирование, просмотр и печать. Пример текстового процессора — MS Word из группы MS Office.

Обработка графической информации осуществляется с помощью графических процессоров (редакторов). Примеры: Photoshop, CorelDraW.

Технологии управления базами данных — это технологии ввода, систематиза­ции, хранения, поиска и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива раз­личную статистическую, текстовую, графическую, библиографию, статистические данные, рефераты, обзоры и др. Большую часть общественного документооборота составляют документы табличного вида (например, табличные процессоры MS Excel, MS Access). Системы статистической обработки позволяют осуществить статистические расчеты в различных областях: социологии, экономике, экологии и т. д. Пример — пакет SPSS.

Гипермедиа-технологии (НIPERMEDIA, «сверхсреда») —это техноло-гии работы синформацией, структурированной как гипертекст, то естьтаким образом, что каждый элемент учебного материала содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Следуя указанным связям, можно читать или осваивать материал в любом порядке. Использование программных модулей (скриптов) позволяет сделать работу с документом интерактивной. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися. Примеры гипертекстов: электронные энциклопедии и слова­ри, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.

Мультимедиа-технологии (МULTIMEDIA, «многовариантная среда») — это интерактивные технологии программно-технической организации обме-на с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией. Такую технологию создают специальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в образовательных и научно-популярных областях. При применении этой технологии в образовательном процессе открываются реальные перспективы использовать компьютер для озвучивания изображений, а также понимания им человеческой речи, ведения компьютером диалога с учащимися и учителями на родном им языке.

Появление систем мультимедиа произвело революцию в образовании. Они позволяют сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, муль­типликацией. Созданы видеоэнциклопедии по многим школьным предметам, музеям, городам и т. д. Созданы игровые ситуационные тренажеры, что сокращает время обучения. Особые перспективы открывает мультимедиа для дистанционного обучения.

Сетевые информационные технологии — это технологии сбора, хранения, передачи и обработки информации на ЭВМ с техникой связи и коммуникации. Это локальные сети (обеспечивают доступ к местным ресурсам), глобальные сети (доступ к мировым информационным ресурсам), электронная почта и интернет-пейджеры (специальный пакет программ для хранения и пересылки безбумажных сообщений между пользователями ЭВМ), технологии распределенной обработки данных между удаленными пользователями.

Посредством гипертекстовых и мультимедийных технологий, сетевых и диалоговых НИТ осуществляется интерактивное обучение, когда учащийся получает возможность диалога с компьютером и виртуальным преподавателем, самостоятельно упорядочивает и «достраивает» полученные знания, соединяет их в новые комбинации, что способствует развитию системного мышления.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов НИТ в единый компьютерно-технологический комплекс, или интегрированный пакет.

Одной из ведущих тенденций информатизации образования на современном этапе является глобализация информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет, создание дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (иначе: обучение на расстоянии, виртуаль-ное обучение) представляет собой комбинацию компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью (Интернет, локальные сети). Оно предполагает непосредственное общение преподавателя с учащимися через электронную почту, WEB-сайты и WEB-странички, видеоконферен-ции в реальном времени, чаты, форумы, а также использование CD и DVD-носителей учебной информации.

Вместе с тем, педагоги усматривают ряднедостатков или, точнее, нерешенных задач НИТ:

1. Мультимедийные и гипертекстовые технологии поощряют поверхностное скольжение по информационному потоку, при котором учащимся не постигается сама фактура знания, не происходит проникновения в сущность явлений и законов. Возможно, интерактивное чтение служит эффективным средством погружения в контекст разнокачественной информации, но не средством ее всестороннего анализа.

2. Заложенная в информационных технологиях тенденция к многовари-антности любой информации граничит с опасной формой релятивизма (ученик привыкает думать, что «все на свете относительно», эту относительность он переносит с научных концепций на моральные ценности).

3. Информация при использовании современных технологий усваивается фрагментарно, не обнаруживая причинно-следственные связи между разными объектами и элементами изучаемой системы.

4. Предлагаемая информационной технологией огромная скорость перехода от одной информации к другой противоречит природным возможностям логико-диалектической обработки этой информации человеком.

5. Задачи развития умений межличностного общения, межкультурного диалога и творческого самовыражения остаются за рамками применяемых информационных технологий.

Вопрос №22.

Наши рекомендации