Развитие новых информационных, социальных и гуманитарных технологий

Нынешний кризис управления в современном российском обществе обусловлен в значительной степени отсутствием адекватных времени механизмов управления и методов решения, стоящих перед обществом задач, которые должны сформироваться в рамках современной культуры управления. Формирование современной культуры управления возможно на основе синтеза уже существующих управленческих парадигм, на объединении и приведении в соответствие с современными требованиями развития трех типов управленческих культур: административно-командной; информационно-аналитической; гуманитарно-ориентированной.

Социальная ответственность, гражданское достоинство, инновационное поведение, мышление, культура становятся ключевым «стратегическим ресурсом» управленческой деятельности, способным успешно конкурировать в современном мире, ставить продуктивные цели, принимать и проводить в жизнь грамотные управленческие решения. Первостепенное значение в этом плане принадлежит признанию социального, человеческого капитала организации как решающего фактора конкурентоспособности и эффективности деятельности. Основная гуманистическая идея модернизации управленческой деятельности вытекает из признания факта, что в центр всех общественных перемен выдвигается социально ответственная, зрелая в гражданском плане, творческая свободная и независимая личность, которая должна получить максимальные возможности для реализации своих сущностных сил, духовного и интеллектуального потенциала.

Основными направлениями и механизмами модернизации государственного управления на современном этапе общественных преобразований являются, как показал анализ, развитие методов государственного управления, совершенствование законодательных основ деятельности, укрепление и реализация кадрового потенциала, развитие новых информационных, сетевых, социальных и гуманитарных технологий, повышение уровня взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных органов управления, государственных структур и организаций гражданского общества, формирование социального партнерства и взаимной ответственности власти и бизнеса на основе развития государственно-частного партнерства.

В инновационной практике взаимодействия разных уровней управления вырабатывается новый подход к разработке стратегических перспектив развития региона и местного сообщества. Он базируется на признании таких главных направлений развития территорий, как высокие стандарты благосостояния человека, экономика лидерства и инноваций, социальное согласие, обеспечение экономической свободы и справедливости, сбалансированное, устойчивое развитие, безопасность граждан и всего сообщества. В то же время внедрение новых моделей взаимодействия центральных, региональных, муниципальных органов власти внедряется крайне медленно, существует множество проблем и противоречий, мешающих раскрепостить инициативу и ответственность на местах,

Для создания современной модели государственного управления необходимо преодолеть застарелый стереотип государственной бюрократии, в основе которого лежит недоверие к человеку, неприятие инициативы, самостоятельности, самодеятельности, нестандартного подхода к решению задач. Подобные модели характерны для современных развитых в социальном, экономическом плане обществ и успешно доказали свою эффективность. В их основе - справедливые рыночные отношения, верховенство закона, демократические свободы, ответственная власть, социально активные граждане, самоуправляемые территории. Более широкое вовлечение граждан в реальное участие в управленческой деятельности позволит сформировать новую модель государственно-общественного управления. Именно в развитии государственно-общественного управления в работе видятся главные ресурсы модернизации всей управленческой деятельности в современной России, основные условия совершенствования социальной организации и социальных отношений в обществе.

Большое значение для дебюрократизации общества имеет развитие государственно-частного партнерства. Оно позволяет сократить общую численность чиновников за счет передачи многих хозяйственных и вспомогательных функций, которые раньше выполняли государственные органы, бизнес структурам. Все большую роль в развитии ГЧП начинают играть такие его формы, как аутсорсинг, лизинг, аренда, государственные контракты, договоры о концессиях и разделе продукции. Создание крупных государственно-частных корпораций позволят аккумулировать национальные ресурсы экономического развития на наиболее прорывных направлениях, повышать конкурентоспособность российских компаний на глобальном рынке. Развитие взаимовыгодных отношений между бизнесом и органами государственного управления полезны не только двум сторонам взаимодействия, но и носят социально значимый характер, решают важные социальные, экономические, социально-культурные задачи.

В то же время существует насущная необходимость поднять ответственность бизнес-структур и органов исполнительной власти при развитии государственно-частного партнерства. Это возможно на пути принятия антикоррупционных законов, проверки на соответствие деклараций о доходах и расходах чиновников, принадлежащем им и членам их семей имуществе, в усилении общественного контроля деятельности чиновников, в повышении эффективности судебной системы и результативности деятельности правоохранительных органов.

Социальными субъектами проведения модернизации государственного управления на разных этапах и циклах экономического развития могут выступать инициативные социальные группы управленцев-государственников, национально ориентированных промышленников и предпринимателей, активных представителей некоммерческих организаций и объединений, профессионально подготовленной молодежи и студенчества. В ближайшем будущем новой движущей силой должны стать инженеры, ученые, и специалисты, из которых будут сформированы новые управленцы и национально-ориентированная элита, способная осуществить стоящие перед страной научно-технические, социально-экономические, нравственно-культурные задачи развития российского общества.

Очевидно, что по мере укрепления экономики методы и масштабы государственного вмешательства должны сокращаться. В то же время либеральная модель экономической политики не может решить все проблемы в обход и за счет государства. Однако она может стимулировать рост российской экономики, создавая предпосылки и условия для реализации деловых возможностей населения страны. Известно, что процесс либерализации ведет к социальной поляризации, росту бедности, снижению качества жизни, которые необходимо компенсировать целенаправленной государственной политикой. Новая модель управления опирается на более активное вовлечение в регулирование экономических процессов некоммерческих ассоциаций производителей, общественных организаций, защищающих права потребителей, других институтов гражданского общества, которые могут взять на себя часть управленческих функций, которые сейчас осуществляет государство и регулировать многие отраслевые вопросы цивилизованного развития рынка товаров и услуг. Особое значение приобретает ориентированность новой модели на решение конкретных задач реальной хозяйственной жизни, учет изменений в формах собственности и методах управления, конкретных механизмов реализации принимаемых решений на уровне разных хозяйствующих субъектов и регионов.

При модернизации государственного управления большое значение приобретают принципиальные проблемы, как надежно встроить социальные отрасли в рынок, чтобы социально значимые услуги были доступны населению, а их качество соответствовало современным стандартам. От того, как пройдет реформирование здравоохранения, пенсионной системы, жилищно-коммунального хозяйства, системы социальной поддержки населения в немалой степени будет зависеть стабильность в обществе, создание благоприятных условий для роста мотивации к общественно значимому труду, доверие к органам государственного управления.

Новый подход к управлению социальной сферой состоит в том, что ключевое место отводится повышению роли гражданского общества, более четкому определение и повышению взаимной ответственности разных уровней власти в реализации социальной политики.

Будущее России, успех всех идущих в стране преобразований, будет в значительной степени определяться обеспечением прорыва на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий, обеспечением конкурентоспособности отечественной науки и образования, повышения их роли в экономическом и социокультурном развитии страны. Интеграция науки и образования позволит обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие национальной инновационной системы России. Подобное объединение возможно на основе эффективного функционирования научно-образовательных структур как центров передовой науки, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов.


Наши рекомендации