Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии. Место в других науках.
Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии. Место в других науках.
Социология — это наука об обществе, изучающая процессы взаимодействия людей и социальных групп.Объектом изучения социологии (и целого ряда общественных наук) является общество. Предметом социологии тоже можно считать общество, точнее то, в каком виде общество проецируется в нашем сознании, каким мы его видим, какие закономерности наблюдаем, какова его структура, какие связи существуют между элементами структуры.Функции социологии:
· познавательная (исследовательская) – связана с накоплением теоретического знания об обществе, закономерностях его функционирования и развития;
· идеологическая и ценностно-ориентирующая – связана с оценкой событий и явлений общественной жизни, критикой или поддержкой различного рода идей социально-политического, социально-экономического, нравственного характера.
· прогностическая – связана с разработкой научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных процессов в различных структурах;
· практическая – связана с разработкой практических рекомендаций с целью преобразования действительности: изменения социальной структуры общества, характера отношений между различными группами людей, направления развития отдельных социальных общностей и общества в целом.
Место в других науках.
Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.
Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет на социальные изменения в обществе; в-третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни.
Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности - экономической наукой.
В отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей.
Конт и Спенсер
Конт – основатель социологии. Выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов. Считал, что человек может играть большую или маленькую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как абсолютно свободная личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных норм и правил поведения. Общество – это целостный социальный организм, который определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов.
Закон интеллектуальной эволюции человека. Согласно этому закону познавательная деятельность людей и их социальное сознание прошли 3 стадии развития:
- теологическая – основана на религиозной мифологии;
- метафизическая – человеческое сознание отражает и оперирует воображением, а не понятиями, которые отражают реальные процессы внешнего мира. В качестве «общей сущности» называется природа, космос, материя, дух, как источники всех телесных духовных явлений.
- позитивная–сознание исходит из научных наблюдений. Происходит процесс исследования законов мира.
Общество подчиняется биологическим и астрономическим законам. Общество зависит от климата и расового состава населения. Главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества – таков основной подход Конта к решению социальных вопросов. При этом он особую роль отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.
Спенсер – основатель органической школы.Общество рассматривает как единую систему взаимодействия природы и социальных факторов. Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать все данной связи. Только в рамках целостного социального природного организма проявляется значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Рассматривает общество как организм, развивающийся по биологическим законам.
1) Как и любой организм, так и любое общество в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе.
2) Усложняются
3) Их части приходят в зависимость друг от друга.
4) Те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие единицы постоянно появляются и исчезают.
Теория эволюции:
- интеграция – переход от простого к сложному;
- дифференциация – переход от однородного к разнородному;
- переход от неопределенного к определенному;
- возрастание порядка.
Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции обусловленностью людей, в процессе эволюции растет значение коллективной деятельности и разного рода социальных институтов. Эволюция социологии совершенствуется людьми в процессе их деятельности.
Дюркгейм и Вебер
Дюркгейм сформулировал теорию социального реализма. Согласно этой теории природу социальных явлений следует объяснять социальным фактором. Исходным моментом анализа деятельности людей является общество как система взаимодействия конкретных людей, социальных групп и соответствующих социальных институтов.
Социология – наука о социальных фактах, под которыми он понимает политические, правовые, религиозные идеи, ценности и нормы. Все ценности вырабатывают коллективом и заставляют отдельных индивидов действовать в соответствии с этими ценностями. Конечными причинами соц-х явлений выступают идеи и дух-е ценности, кот-е люди реализуют на практике.
Признаки соц-х фактов:
- их объективное существование по отношению к отдельным индивидам;
- их принудительное воздействие на людей.
Человек – соц-е существо и его развитие, и деятельность происходит под воздействием соц-х норма и предписаний.
Проблема коллективности. Она трактуется как факт социальности. Коллектив, общество, его соц-е институты в решающей степени воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентируемые в своих действиях личности.
Вебер. Соц-я должна изучать поведение и соц-ную деятельность людей. Однако не всякое поведение является предметом изучения соц-гии, а лишь те, кот-е осмыслены людьми с точки зрения цели и средств достижения.
Моральные ценности определяют содержание и направленность поведения и деятельности. Вебер говорит о 4х типах соц-ного действия:
- целенаправленные действия – ясно представляет цель и средства и средства достижения ее и возможную реакцию других людей;
- ценностно рациональные действие – совершается через сознательную веру и этическую ценность определенного поведения;
- аффективные действия;
- традиционное действие – совершается через привычку.
Маркс
Материалистическое понимание истории. Общество – совокупность общественных связей и отношение всех соц-х субъектов по Марксу. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других соц-х институтов общество в решающей степени определяет и содержание, и направленность людей, воздействует на формирование и воздействие каждого человека.
Главное побудительные силы – материальные условия жизни. Отсюда вытекают материальные потребности и интересы. Эти обстоятельства обуславливают поведение людей, их стремление, психологический настрой, идеи и теории.
Этнонациональная структура.
Этническая общность – группа людей, которые связаны общим происхождением и длительным совместным существованием. Признаки: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции.
Племена – это связи, состоящие из нескольких родов. Они отличались происхождением, языком, обычаями, традициями, материально-духовной культурой.
Нация – особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности его этического сознания и самосознания.
Национальные отношения – отношения между нациями по поводу экономических, этнических, духовных и других форм существования.
Субъектами могут выступать как группы, так и социальные слои. На характер взаимодействия народов сказывается разные уровни развития экономики и политики. Это порождает проблему национальной справедливости. Межнациональные отношения могут проявляется в виде экономических, политических и других отношений.
1) В экономике. Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение потребностей. Базой является разделение труда.
2) Политические межнациональные отношения касаются представителей разных наций в реализации власти.
Тенденция межнац-х отношений: экономическая и политическая самостоятельность.
1) Стремление народов устранить причины соц-й несправедливости.
2) Реакция на процесс урбанизации, массовой культуры ведущей к утрате самобытности.
3) Желание использовать ресурсы.
Трансформированные процессы
1) Объединяющие
- консолидация – сплочение нескольких народов;
- ассимиляция – распределение малых народов;
- кооперация – сотрудничество близких этносов.
2) Разделяющие
- этническое доминирование – возвышение своего этноса при ущемлении другого;
- Этнодискриминантные – ограничение, лишение прав по нац-му признаку;
- этноприоритеты национализма – превозношение своей нации.
Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии. Место в других науках.
Социология — это наука об обществе, изучающая процессы взаимодействия людей и социальных групп.Объектом изучения социологии (и целого ряда общественных наук) является общество. Предметом социологии тоже можно считать общество, точнее то, в каком виде общество проецируется в нашем сознании, каким мы его видим, какие закономерности наблюдаем, какова его структура, какие связи существуют между элементами структуры.Функции социологии:
· познавательная (исследовательская) – связана с накоплением теоретического знания об обществе, закономерностях его функционирования и развития;
· идеологическая и ценностно-ориентирующая – связана с оценкой событий и явлений общественной жизни, критикой или поддержкой различного рода идей социально-политического, социально-экономического, нравственного характера.
· прогностическая – связана с разработкой научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных процессов в различных структурах;
· практическая – связана с разработкой практических рекомендаций с целью преобразования действительности: изменения социальной структуры общества, характера отношений между различными группами людей, направления развития отдельных социальных общностей и общества в целом.
Место в других науках.
Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.
Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет на социальные изменения в обществе; в-третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни.
Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности - экономической наукой.
В отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей.
Конт и Спенсер
Конт – основатель социологии. Выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов. Считал, что человек может играть большую или маленькую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как абсолютно свободная личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных норм и правил поведения. Общество – это целостный социальный организм, который определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов.
Закон интеллектуальной эволюции человека. Согласно этому закону познавательная деятельность людей и их социальное сознание прошли 3 стадии развития:
- теологическая – основана на религиозной мифологии;
- метафизическая – человеческое сознание отражает и оперирует воображением, а не понятиями, которые отражают реальные процессы внешнего мира. В качестве «общей сущности» называется природа, космос, материя, дух, как источники всех телесных духовных явлений.
- позитивная–сознание исходит из научных наблюдений. Происходит процесс исследования законов мира.
Общество подчиняется биологическим и астрономическим законам. Общество зависит от климата и расового состава населения. Главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества – таков основной подход Конта к решению социальных вопросов. При этом он особую роль отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.
Спенсер – основатель органической школы.Общество рассматривает как единую систему взаимодействия природы и социальных факторов. Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать все данной связи. Только в рамках целостного социального природного организма проявляется значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Рассматривает общество как организм, развивающийся по биологическим законам.
1) Как и любой организм, так и любое общество в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе.
2) Усложняются
3) Их части приходят в зависимость друг от друга.
4) Те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие единицы постоянно появляются и исчезают.
Теория эволюции:
- интеграция – переход от простого к сложному;
- дифференциация – переход от однородного к разнородному;
- переход от неопределенного к определенному;
- возрастание порядка.
Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции обусловленностью людей, в процессе эволюции растет значение коллективной деятельности и разного рода социальных институтов. Эволюция социологии совершенствуется людьми в процессе их деятельности.
Дюркгейм и Вебер
Дюркгейм сформулировал теорию социального реализма. Согласно этой теории природу социальных явлений следует объяснять социальным фактором. Исходным моментом анализа деятельности людей является общество как система взаимодействия конкретных людей, социальных групп и соответствующих социальных институтов.
Социология – наука о социальных фактах, под которыми он понимает политические, правовые, религиозные идеи, ценности и нормы. Все ценности вырабатывают коллективом и заставляют отдельных индивидов действовать в соответствии с этими ценностями. Конечными причинами соц-х явлений выступают идеи и дух-е ценности, кот-е люди реализуют на практике.
Признаки соц-х фактов:
- их объективное существование по отношению к отдельным индивидам;
- их принудительное воздействие на людей.
Человек – соц-е существо и его развитие, и деятельность происходит под воздействием соц-х норма и предписаний.
Проблема коллективности. Она трактуется как факт социальности. Коллектив, общество, его соц-е институты в решающей степени воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентируемые в своих действиях личности.
Вебер. Соц-я должна изучать поведение и соц-ную деятельность людей. Однако не всякое поведение является предметом изучения соц-гии, а лишь те, кот-е осмыслены людьми с точки зрения цели и средств достижения.
Моральные ценности определяют содержание и направленность поведения и деятельности. Вебер говорит о 4х типах соц-ного действия:
- целенаправленные действия – ясно представляет цель и средства и средства достижения ее и возможную реакцию других людей;
- ценностно рациональные действие – совершается через сознательную веру и этическую ценность определенного поведения;
- аффективные действия;
- традиционное действие – совершается через привычку.
Маркс
Материалистическое понимание истории. Общество – совокупность общественных связей и отношение всех соц-х субъектов по Марксу. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других соц-х институтов общество в решающей степени определяет и содержание, и направленность людей, воздействует на формирование и воздействие каждого человека.
Главное побудительные силы – материальные условия жизни. Отсюда вытекают материальные потребности и интересы. Эти обстоятельства обуславливают поведение людей, их стремление, психологический настрой, идеи и теории.