Часть 1.Интерпретация жизненных циклов как замкнутого ряда архетипичесих фаз

Астрологическая мандала.

Москва,1992 г.

224 с.

От переводчика

Эта книга может читаться на многих различных уровнях. Астролог, может быть, захочет использовать Сабианские символы в своей непосредственной практике. Здесь он получит в свои руки перво­начальные формулировки символов, как они были воспроизведены в сеансах ясновидения, и сведения об их позднейшей трансформации. (В "Астрологии личности" символы даны в более поздней интерпретации М. Джонса).

Кроме астрологического, возможны другие мантические (предсказательные) и интерпретирующие использования системы сабиансих сим­волов. Некоторые Д. Радиер подробно описывает; иные могут сложить­ся у самого практикующего.

На другом, менее утилитарном уровне книгу можно воспринимать как школу символической интерпретации. Сам автор постоянно под­черкивает, что его интерпретации Сабиансих символов - лишь некото­рые из многих возможных. Читатель, который захочет воспользоваться опытом Д. Радиера при вхождении в сферу символического Бессозна­тельного, может (опираясь на теорию символа и методики интерпретации, предлагаемые автором) начать с продолжения, развития и "дослеживания" намечаемых им линий, постепенно переходя к нахождению соб­ственных дорожек и символических "пространств".

Очерчивая пространства интерпретации, Дейн Редиер - астролог, психолог, теософ, - затрагивает ряд содержательных областей, так что читатель получает немало разнообразной и своеобразной организован­ной информации.

Наконец, - last, but not leas - книга является плодом длительных раз­думий и практического опята творчески одаренного и высокодуховного человека, создателя "гуманистической астрологии", художника, музы­канта, поэта, общение с которым плодотворно независимо от тех или иных частных задач и интересов читателя.

От автора.

Сэму Буркольцу, с дружеской благодарностью. •Д.Р.

Когда в 1930 году в Лос Анжелесе я встретил Марка Эдмунда Джон­са, он любезно прислал мне экземпляр своего мимеографированного курса астрологии, предназначенного для членов основанной им Сабианской Ассамблеи. - (Отвечая на часто задаваемый мне вопрос, должен от­метить, что никогда не был ни членом Сабианской Ассамблеи, ни учас­тником классов М. Джонса). - "Символическая астрология" была написа­на в 1931 году; в ней описывались и интерпретировались символы каж­дого градуса зодиака. Меня очень заинтересовали эти символы, кото­рые, как об этом пойдет речь дальше, - во многих отношениях превосхо­дят системы, описанные ранее. Когда, побуждаемый моим другом, Али­сой Бейли, я решил написать книгу "Астрология личности" (лето 1934 - весна 1936), я попросил разрешения у Марка Джонса включить в нее конспективную версию символов и их интерпретации, на что М. Джонс с готовностью согласился.

В то время я не обратил достаточного внимания на то, насколько краткие первичные описания символов, полученные при посредничес­тве Элизы Уилер (при обстоятельствах, о которых речь пойдет во 2 гла­ве), отличаются от того, что дается в мимеографированном курсе Джон­са ( появившемся на шесть лет позже); в "Астрологии личности" я сле­довал за описаниями и интерпретациями этого последнего варианта. Я, однако, должен был их конспективно сократить, и кроме того, :я вводил кое-где замечания, связанные с так называемой глубинной психологией, поскольку в 1933 году я очень интересовался работами К.Г. Юнга. Впер­вые я познакомился с астрологией в 1920 г., но в то время я был в основ­ном занят музыкой и индийской философией. Понадобилось сочетание Джонсовского подхода и юнговской психологии, а также различных личных перемен и обстоятельств, чтобы я увидел возможность исполь­зовать астрологию как практическое применение космической, холистической и циклической философии существования.

Используя все более широко сабианские символы 360 градусов зодиа­ка, я все менее удовлетворялся формулировками и интерпретациями многих из них; вместе с тем, я все более поражался внутренней структу­ре их, тем более, что получены они были в совершенно произвольном порядке. В результате я начал писать ряд статей, под общим названием "Круг Значения", публиковавшихся в Американском Астрологическом журнале между октябрем 1944 и декабрем 1945.

В 1953 году М. Джонс опубликовал книгу "Сабианские символы в астрологии", в которой пользовался краткими оригинальными описани­ями:, как они были получены в 1925 году в Сан Диего. Он прибавил к этим описаниям совершенно новые и во многом иные интерпретации, обусловленные его социальной психологией и абстрактной филосо­фией, указывающей на взаимосвязь между противоположными зодиа­кальными градусами. В 1954-55 годах я опубликовал в Американской Астрологии еще четыре статьи с новыми соображениями относительно этих символов, в частности, относительно возможности использовать их с целями, близкими к тем, ради которых используют символы И.Цзына.

Эта возможность, равно как и ограничения такого использования Сабианских символов, будет рассматриваться в последней главе этой книги. Вторая часть - наибольшая по объему - посвящена новому описа­нию и совершенно новой интерпретации всего ряда символов, рассмат­риваемого как структурный циклический ряд, формализующий и обна­руживающий архетипическое значение 360 основных фаз человеческо­го опыта; здесь обсуждается значение такой циклической картины и ее отношение к структурированному процессу роста сознания. В третьей части подробнее обсуждаются различные пути анализа этого структурированного развертывания и его необычные результаты.

Книга заканчивается соображениями относительно использования ря­да Сабианских символов и о так называемом (хотя это неточно) "гадании" или "предсказании". Рассмотрение различных сторон "Предсказательской" Практики само по себе могло бы занять целую книгу, в осо­бенности по отношению к представлению западного человека о време­ни. Здесь я могу лишь затронуть несколько основных моментов и пред­ложить простой способ употребления Сабианских символов для ответа на основные вопросы, тревожащие ординарный сознающий ум.

В варианте М. Джонса, в особенности в книге 1953 года, подчеркива­ется отнесение каждого символа к зодиакальному градусу. Должно быть ясно, однако, что символическое представление циклического ряда фундаментальных символов индивидуального опыта в дамках нашего со­временного общества не должно ограничиваться значением градусов зо­диака. Эта символика включает астрологию, но не сводится к ней. Хотя эту книгу прочтут, скоре всего, люди, интересующиеся астрологией и желающие найти, так сказать, "новые измерения" астрологической интерпретации, хотелось бы, чтобы ее значение понималось шире. Симво­лы могут применяться к любому циклу опыта, который условно можно разделить на 360 фаз. Например, их можно применить для Интерпрета­ции цикла прецессии, если только быть уверенным в его начале. Он мо­жет применяться к циклу ежедневного движения МС и асцендента. Тем не менее, годичный цикл, тропический зодиак, - наиболее естественное поле применения.

Вряд ли нужно добавлять, что книга оставляет многое несказанным, - как относительно теории символического ряда, так и относительно ин­терпретации каждого из 360 символов. Но расширять объем было бы нецелесообразно. Я могу лишь надеяться, что на этих страницах внима­тельный читатель (если он, к тому же, начнет работать с символами) найдет многое из урожая, добытого опытом долгой и Сложной жизни, затрагивающего различные поля творческой и философской деятель­ности, но Концентрирующегося на значении и понимании.

Эта книга - не для беглого чтения, как и вильгельмовский комменти­рованный перевод И.Цзина. Материал этот нужно употреблять, он дол­жен служить катализатором при углублении мышления об индивидуаль­ном опыте в его сущностном значений. Эта книга о ЗНАЧЕНИИ, и жизнь без значения едва ли стоит того, чтобы ее проживать. Ценность индивидуума опирается на значение и структурный, архетипический ха­рактер, которым он наделяет каждое свое действие, свои чувства и мыс­ли.

Первый уровень - действие

Фаза 1(1° Овна). Женщина, только что поднявшаяся из моря. Ее об­нимает тюлень.

Ключ: проявление новых форм и потенциальностей сознания.

Это первая из 360 фаз универсального многоуровневого циклическо­го процесса, стремящегося к актуализации определенных потенциаль­ностей. В сабианских символах эти потенциальности относятся к разви­тию индивидуального сознания человека - сознания бытия индивидуаль­ной личностью с местом и функцией в планетарном организме Земли, в определенном типе человеческого общества и культуры.

Быть индивидуальным сознанием означает - проявиться из моря ро­дового и коллективного сознания, которое для проявившегося ума явля­ется бессознательным. Это проявление - первичное событие. Оно - ре­зультат некоторого основополагающего действия - оставление позади себя, проявление из лона или матки, здесь символизируемой морем.

Это действие не следует рассматривать как властное, позитивное ут­верждение индивидуального бытия. В начале стоит Действие, Акт, но часто это незаметное, неуверенное действие. Маленький нежный рос­ток, появляющийся из зерна, не кричит о своем существовании, он дол­жен Пробиться через корку почвы, еще покрытой остатками прошлого. Он - весь потенциальность с минимумом присутствия актуальности.

Поэтому в символе появляющееся существо - Женщина. Символи­чески говоря, это форма существования, еще близкая бессознательным глубинам родовой биологической природы, полная скорее желанием быть, нежели самоутверждением. Женщину обнимает тюлень - млеко­питающее, однажды пережившее биологическое, эволюционное, отно­сительно бессознательное проявление, но вернувшееся в "лоно" моря; тюлень представляет регрессивный шаг. Он обнимает Женщину, которая уже проявилась, поскольку каждый процесс проявления поначалу имеет возможность неудачи. Этот процесс окружен памятью, тенями прошлых неудач в предыдущих циклах. Порыв вперед и вверх сдержи­вается регрессивным страхом и неуверенностью; исход борьбы зависит от относительной величины сил, направленных в будущее и направлен­ных в прошлое.

Возможность как успеха, так и неудачи присуща всему процессу ак­туализации. Каждое высвобождение потенциальности содержит эту двойственную возможность. Это неизбежно открывает два пути: один ведет к "совершенствованию" сознания, другой - к его "дезинтеграции", т.е. возвращению и недифференцированному состоянию (состоянию гу­муса, навоза, космической пыли, символически - "великих вод простран­ства", хаоса).

Символ характеризует первую из пяти стадий, повторяющихся на трех уровнях. Это стадия первичного утверждения, тема пятеричного ряда на первом уровне: порыв быть.

Фаза 2 (2° Овна). Комедиант раскрывает человеческую природу.

Ключ: способность смотреть объективно на себя и на других.

Если первая фаза процесса проявления - субъективный импульс и желание действовать, то вторая фаза представляет попытку развить объективную осведомленность о существовании. Сознание постепенно формируется посредством чувства контраста. Это то, что Тейяр де Шарден называет "рефлективным сознанием": способность видеть себя от­раженным в зеркале, и может быть смеяться непохожести видимых форм. "Юмор" - триумф объективного сознания над субъективным чув­ством или настроением, погруженностью в себя.

Символ характеризует вторую стадию первой пятеричной последовательности: стадию объективации сознания. Она дополняет и поляризу­ет первую, которая подчеркивала субъективное желание стать индиви­дуально-сознательным.

Фаза 3 (3° Овна). Профиль человека, напоминающий изображение его страны.

Ключ: поддерживающая сила Целого, поскольку индивидуум отож­дествляет себя с его Жизнью.

Став объективно осведомленным о своей природе и принадлежности к человечеству, индивидуализирующаяся личность находит внутреннюю силу и уверенность в понимании своей сущностной òoæäecòâeííocòè с частью Вселенной, в пределах которой она действует. Он сам и эта часть Вселенной представляются его сознанию тождественными в космически-планетарном процессе - в "мистике соучастия". Метафизически это выражено в тождественности Атмана и Брахмана. В ином смысле, благодаря способности отождествлять себя со сложным комплексом жизнедеятельности, окружающей его, индивидуум может стать истин­ным, а не только воображаемым представителем Целого в своей родной среде (локальной, планетарной или даже космической), агентом, посред­ством которого, через которого Целое может выразить себя в акте творческого резонанса и излияния. Это идея аватара "сверхличной" жизни и сознания, полностью отданного Божественной Силе и управляемого Ею. Эта сила может также пониматься как архетипическая са­мость, принцип Христа, поскольку она действует «в» н "посредством" индивидуальной личности и судьбы, становящихся ее внешним проявле­нием в ответ на коллективную человеческую потребность.

Идея формально-структурной тождественности универсального мак­рокосма и человеческого микрокосма проявляется на многих уровнях. Она создает внутреннее чувство уверенности и гармоническую силу в архаическом человеке. Современному человеку, находящемуся под гне­том кажущейся бессмысленности и бесполезности, она дает чувство соу­частия в обширном потоке эволюции. Это ответ на распространенное ныне чувство трагического одиночества.

Символ характеризует третью стадию пятеричной последователь­ности: участие в объемлющей жизни.

Фаза 4 (4° Овна). Двое любящих на уединенной прогулке.

Ключ: поляризация энергий, необходимая для выполнения жизнен­ных функций.

Чтобы полностью ответить потенциальностям, высвобождаемым чувством отождествления с большим Целым, человек сам должен быть целостным. Чтобы обеспечить постоянный и динамичный резонанс лю­бой высшей и объемлющей форме жизни, нужно взаимодействие бипо­лярных энергий. Это. может требовать временного отхода от обыденной деятельности, т.е. быть "уединенным" процессом. Однако это незам­кнутый процесс. Позитивный и негативный полюса не встречаются в замкнутом круге, восстанавливая нейтральное состояние потенциаль­ности. Он действует в динамическом открытом, неразрешенном соединении в контакте с окружающими энергиями природы.

Это четвертая стадия первой пятеричной последовательности: ста­дия динамической неразрешенной, поляризации. Она вводит основные средства, можно даже сказать - технику установления сознания в инди­видуальном мире.

Фаза 5 (5° Овна). Треугольнике крыльями. Ключ: способность к самотрансценденции.

Это символ желания достигнуть более высокого уровня существова­ния, символ чистого желания или посвящения себя, бхакти. То, что воз­никло на первой фазе процесса дифференциации, становится осведом­ленным о возможности дальнейших достижений. Принцип "левитации" рассматривается как один из двух существенных факторов эволюции. Возникающее существо прославляет и обожествляет его, но это пока только идеал. На этой стадии, однако, все существо испытывает детское стремление к возможной реализации.

Последняя синтезирующая стадия первой пятеричной последовательности. новые измерения бытия мобилизуют творческие усилия.

Первый уровень - действие

Фаза 31 (1° Тельца). Чистый горный поток.

Ключ: чистое, незамутненное и спонтанное проявление собственной природы.

Здесь мы видим жизненную субстанцию в ее первичной динамичес­кой форме, как она проявляется из своего духовного источника, - како­ва бы ни была природа этого источника. В каком-то смысле горный ру­чей обусловлен природой почвы и силами, которые в прошлом форми­ровали скальные породы, так сказать, прошлой историей. Однако из этого прошлого возникает новое, чистое (незамутненное, нефальсифи­цированное) высвобождение потенциальности, готовое выполнить ту работу, которая соответствует его дхарме.

На этой первой стадии седьмой пятеричной последовательности ма­терия еще исполнена в значительной степени потенциальной энергией, которая сама в своём источнике есть материя. Она неостановимо стре­мится к своей судьбе. Она есть просто собственная природа.

Фаза 32 (2° Тельца). Электрическая буря.

Ключ: космическая сила, способная трансформировать все, что со­держится в естественном существовании.

 

Космическое зрелище, являющееся символом этой второй стадии пятеричной последовательности, контрастирует предыдущей картине -ясному, сладко звучащему маленькому потоку. За каждым естественным самовыражением стоит устрашающая сила "поля Души", которая сама является одним из мириада аспектов Творческого Мира - источника этой вселенной. В определенные моменты эта сила принуждает естес­твенную, обусловленную земными условиями личность - в священном трепете - потенциальности "высшей" небесной судьбы от этой силы мо­жет озарить и может разбить вдребезги. Следующий символ обнаружи­вает его позитивные возможности.

Эта стадия существования подразумевает "Откровение", по крайней мере потенциально. Сознание может быть глубоко обеспокоено Посе­щением, но субстанция индивидуума может быть оплодотворена этим опытом.

Фаза 33 (3° Тельца). Естественные ступеньки ведут к лужайке клеве­ра в цвету.

Ключ: постепенное расширение индивидуального сознания после оп­лодотворяющего опыта.

Будучи активизированной электрической энергией, чистая вода гор­ного источника может оплодотворить почву, которая покрывается мел­кими цветами. "Клевер" - обычно символ Триады ("Троицы") и часто упоминаемых "трех природ" человека. Чтобы достичь цветущего сада ума, сознание должно продвигаться шаг за шагом. Необходимы усилия. То, что достигается, простой скромный вид цветения, но пчелы собира­ются сюда за медом. В цветении кроется сладость и энергия.

На этой третьей стадии седьмой пятеричной последовательности нужно усердно и решительно, но со смирением и верой стремиться дос­тичь естественного свершения.

Фаза 34 (4° Тельца). Золотая чаша на конце радуги.

Ключ: богатства, приходящие от связывания небесной и земной при­роды.

В Книге Бытия радуга - символ Завета между Богом и Ноем. Во всех мифологиях она так или иначе выражает процесс связывания - мост, ис­пользуемый божественными существами для общения со смертными. То, что связывающий процесс приносит индивидуальному сознанию -неуловимо (радуга никогда не кончается там, где стоит наблюдатель), но это источник символического, универсально действенного богатства. Всякое богатство, в совершенно реальном смысле, приходит из "обще­ния", т.е. из соединения умов и из контрактов, т.е. основано на доверии к обещанию.

Эта четвертая стадия седьмой пятеричной последовательности напо­минает о символе второй стадии "электрической буре". Не нужно слиш­ком трепетать перед небесным проявлением силы, потому что оно ведет к плодотворному контакту с существами света. Это естественного рода общение (причастие), включающее пресуществление материи.

Фаза 35 (5° Тельца). Вдова над открытой могилой.

Ключ: непостоянство всех материальных и социальных связей.

"Все природные смеси распадаются", - говорил Будда. Наиболее пре­красная субстанция, вызывавшая наибольшее восхищение, теряет по­тенциальную энергию из-за постоянной актуализации; принцип интег­рации и формы отступает, оставляя Пустоту. - "открытую могилу", вкоторой кончаются все привязанности. Пустота - великий вызов; что дальше? Нужно начинать сначала, и если возможно - на более "высо­ком", т.е. более объемлющем и универсальном, менее эгоцентрическом уровне.

Эта пятая заключительная стадия последовательности, имевшей де­ло с коренными элементами и основными действиями и реакциями, мо­жет казаться негативной, но она открывает дорогу самообновлению. За личными привязанностями возникает возможность участия в более ши­роких сферах существования. Эта возможность редко проявляется, если только человек не способен на отказ от прошлого.

Первый уровень - действие

Фаза 46 (16° Тельца). Старому учителю не удается заинтересовать учеников традиционным знанием. Ключ: непригодность старого знания во время кризиса. В Первом Акте циклического процесса подчеркиваются моменты но­вого, развивающегося. Во времена кризиса (ср. предыдущий символ) мудрость, полученная в прошлом, остается на заднем плане; она будет восстановлена позже в новых формах, - сейчас подчеркивается измене­ние. Традиционные представления непригодны для утверждения новых условий существования. Таким образом, когда этот символ попадает в поле внимания, он указывает, что даже наиболее священная традиция не может дать ответ на возникшую проблему.

Картина, изображаемая на этой первой стадии десятой пятеричной последовательности, кажется негативной. С дзенской точки зрения, ум, стоящий перед затруднением, не должен зависеть от прошлых представ­лений, нужно повторять: "Не это! Не то!" - пока не будет достигнута полная пустота. Здесь можно говорить о творчески плодотворной фрустрации.

Фаза 47 (17° Тельца). Символическая битва между "шпагами" и "фа­келами".

Ключ: отказ зависеть от прошлого, идущий превращается в бойца, вновь вступающего в вечную "Великую Битву".

Когда Гаутама, тщетно искавший ответа на свои вопросы у учителей традиции, сел под Священное Дерево, он должен был по своему вести свою битву, - хотя это вечная битва. Духовный свет в великой душе дол­жен бороться против воли эго, которая одна лишь знает, как использо­вать силы этого материального и интеллектуального мира. Нет возмож­ности избежать этой битвы, это энергия, которая возникает в настоя­щий момент - неотвратимо сейчас - ее бесстрашный индивидуум должен использовать в этой битве.

Вторая стадия десятой пятеричной последовательности показывает, что спасение достигается возникшей в индивидууме готовностью встре­тить любую проблему так, будто существуют только две противостоя­щие стороны; так учит Бхагават Гита. Такова дхарма этой стадии чело­веческой эволюции - стадии поляризации ценностей.

Фаза 48 (18° Тельца). Женщина, проветривающая старый мешок в открытом окне своей комнаты.

Ключ: очищение эго-сознания.

Два предыдущие символа должны рассматриваться как фон и основа для этого - третьего в пятеричной последовательности. Традиционные учения относительно человеческой природы как-то примиряются с юным энтузиазмом, который видит в каждой проблеме роста спор меж­ду "добром" и "злом". Символ указывает, что реальный враг - внутри ума; это эго с его привязанностью к обладанию. Ум символизируется"мешком", теперь пустым и нуждающимся в чистке и проветривании на солнышке.

Стала известной фраза "очищение дверей восприятий" - но еще бо­лее нуждается в очищении носитель перцептивных образов, ум эго. Клю­чевое слово здесь - очищение.

Фаза 49 (19° Тельца). Новый континент, поднимающийся из океана.

Ключ: наплыв новых потенциальностей после кризиса.

Символ не нуждается в комментариях. Когда ум опустошен и свет призван, чтобы очистить сознание, освобожденное от привязанностей и загрязнения, новый приток жизни может появиться из бесконечного Океана потенциальности. Девственного Пространства. Как он будет ис­пользован?

Поскольку это четвертый символ десятой пятеричной последова­тельности, мы находим здесь указание на то, каким может быть подход к новой фазе жизни - не только как надежде, но и как утверждение. "Техника" состоит просто в том, чтобы разрешить бесконечной Потен­циальности действовать в неограниченной спонтанности. Это означает достижение состояния, в котором сознательное, рациональное эго пере­стало быть контролирующим фактором.

Фаза 50 (20° Тельца). Обрывки туч, похожие на крылья, проносятся по небу.

Ключ: осознание работающих духовных сил.

Любому проявлению жизненных потенциальностей из глубин бес­сознательного отвечает духовная активность сверхсознательных сил -своего рода космическая антифония. Индивидуум, предпринявший новый шаг в своей эволюции, должен искать Сигнатур Божественной Силы, подтверждающих его продвижение. Это может прояснить значение то­го, что появится далее. "Облака, похожие на крылья," могут символизи­ровать также присутствие небесных существ (девы, ангела) благослов­ляющих и мягко указывающих нужное направление - направление "вет­ра" судьбы.

Это последняя стадия десятой пятеричной последовательности, за­вершающая процесс, в результате которого индивидуум чувствует себя более основательно установленным в своей собственной природе, полу­чив благословение сверхъестественных сил.

Первый уровень - действие

Фаза 61 (1° Близнецов). Лодка со стеклянным дном, сквозь которое видны - чудеса морского дна.

Ключ: обнаружение подсознательных энергий и глубинных психи­ческих структур.

В относительной безопасности "лодки" индивидуум может научиться осознавать спрятанные содержания человеческого коллективного Бес­сознательного, если только эта лодка (т.е. его эго, отделяющее его от коллективной планетарной души человечества) имеет стеклянное дно. Сознательный ум должен стать хотя бы до некоторой степени прозрач­ным. Эта прозрачность не есть прямая открытость. Окно ума остается закрытым, но через него индивидуум может видеть то, что снаружи -здесь это "снаружи" означает психические глубины ниже нормального уровня сознания.

На этой первой стадии процесса "открытия" можно говорить только о "видении", но не об отождествлении. "Видение" сопровождается чув­ством изумления, "Я даже не думал, что такое может существовать! Как это прекрасно! Восхитительно)! Искренний исследователь обнаружива­ет новыеизменения реальности.

Фаза 62 (2° Близнецов). Санта Клаус незаметно наполняет чулки, ви­сящие перед камином.

Ключ: награжденная вера в духовное благословение.

Распространенная аллегория относится к духовному благословению, приходящему к "чистым сердцам", сознание которых подобно детскому. Поляризованное нетерпеливым ожиданием, верой в существование не­бесных Сил, чистое сознание, как бы не затвердевшее из-за это и рацио­налистических аргументов, получает опыт конкретного проявления то­го, что ему воображалось. В этом символе Санта Клаус действует "скрыто". Дары воображенного, того, во что интенсивно верили в ду­ховном мире, не должны пристально и долго рассматриваться рассужда­ющим интеллектом. Начинающему ясновидцу не рекомендуется смотреть прямо и намеренно на то, что он начинает видеть - он должен бросать на это как бы взгляды украдкой, чтобы резко сфокусирован­ный ум не заставил видение исчезнуть.

Этот второй символ 13-ой пятеричной последовательности (дальше "ПП" - прим. перев.) также контрастирует первому, чтобы обнаружить чудеса глубин коллективной души, в обычном состоянии скрытых, ин­дивидуум должен располагать подходящим средством (лодка со стеклян­ным дном); восприятие же нового благословения от духовного мира вверху (сверхсознание)требует веры и чистоты сердца, а также общего типа понимания (чулки у камина), т.е. состояние невинности.

Фаза 63 (3° Близнецов). Сад Тюильри в Париже.

Ключ: формализация коллективных идеалов посредством примене­ния разума и порядка к вновь открытым аспектам природы.

Сады Тюильри и Версаля - типичные продукты классического духа, с его стремлением к порядку и симметрии. Царствование Людовика XIV по­следовало за Ренессансом, с его духом новых открытий и периодом внутренних междоусобиц. Реакция должна была закрепить успехи кол­лективного ума европейского человека. Такое укрепление обычно ве­дет к другой крайности, т.е. формализации и часто узкой интеллекту­альной кристаллизации дуалистических понятий.

На этой третьей стадии 13-ой ПП мы видим содержание первой и второй доведенными до состояния ясной и прозрачной, но также и фор­мализованной концептуализации. Небесный даритель Санта Клаус пре­вращается в патерналистического автократа, короля "правом божьим". Теплый семейный круг, празднующий Рождество, превращается в Двор короля, управляемый жестким ритуалом. Ясность сопровождается эго-централизацией и почитанием формализма.

Фаза 64 (4° Близнецов). Падуб и омела вызывают воспоминание о Рождестве.

Ключ: стремление к пред-интеллектуальному состоянию сознания.

Интеллект, управляемый эго, вобрал в себя все, что было усмотрено прозрачным умом ("лодка со стеклянным дном") и дал этому логичес­кую, рациональную форму. Однако старые воспоминания детства с его наивной верой иногда прорываются в сознание. Они вызываются тем, что осталось от наследственных образов, которые когда-то обладали большой жизненностью и силой (омела считалась у друидов священной). Падуб своим контрастом красного и зеленого напоминает о более при­митивном и магическом восприятии цвета (ср. тибетское искусство). Ностальгическое стремление к более естественным и чувственным цен­ностям, по-видимому, ведет к движению протеста, к интенсификации эмоций личности, романтизму после постклассического и пострацио­налистического европейского периода.

Четвертая стадия 13-ой ПП напоминает соответствующую четвер­тую стадию 8-ой ПП (фаза 39) - символ украшенного рождественского дерева. Но живое впечатление детства превратилось в ностальгическое воспоминание. Оно возвещает возрождение более глубоких ценностей и стремлений, которые были вытеснены в коллективное бессознательное. Здесь подчеркивается ценность укорененных в традиции архетипов в течение процесса "Открытия". Возвращение к источнику. Однако контакт с архетипами может вести к взрыву.

Фаза 65 (5° Близнецов). Революционный журнал требует действий.

Ключ: взрывная тенденция подавляемых чувств и глубинных эмо­ций.

Каждое движение, преувеличенно выдвигающее одно направление, вызывает со временем противоположное движение. Это справедливо и на уровне дуалистического ума, символизируемого зодиакальным зна­ком Близнецов. То, что жестко связано формой и условностью, стре­мится взорваться бесформенностью. Это может произойти насильствен­но в случае социального давления - посредством революции или на пси­хологическом уровне - в психозе. Или это может на внутреннем плане перейти в мистическое состояние отождествления с неподдающейся формулированию Реальностью.

Пятая стадия 13-ой ПП соотнесена с первой: опыт мира, не восприни­маемого повседневным сознанием, положил начало процессу. В таком же смысле психологический опыт может на мгновение сделать ум проз­рачным для неструктурированного посредством эго мира сознания и вести к устойчивому стремлению понять, что открывается трансценден­тной Реальностью. Будь революционное действие насильственным или мирным, жестоким или полным любви, его единственная цель - достижение того, что находится за пределами. установленных форм.

Первый уровень - действие

Фаза 76 (16° Близнецов). Женщина - активист, в эмоциональной ре­чи драматизирующая свою тему.

Ключ: страстная реакция на глубоко прочувствованный новый опыт.

То, что было открыто, нуждается не только в обсуждении и провер­ке, в интеллектуальном обмене, дающем возможность сформулировать это; оно требует также экстериоризации. Это подразумевает контакт с теми, кто еще не знаком с новым знанием или пониманием. Нужна пуб­лика, и ее нужно убедить; нужно преодолеть ее внутреннее сопротивле­ние изменению. Это конечно, требует эмоциональной драматизации то­го, о чем идет речь. В этом символе, как и в самом начале цикла (фаза 1) мы видим женщину, - зависящую от чувств и зажигательных образов, воздействующих на публику.

На первой стадии 16-ой ПП мы имеем дело с экстериоризацией пер­воначального импульса, т.е. проявившейся из океана потенциальности, конструирующей человеческую природу на всех уровнях. Здесь речь идет о передаче нового опыта в коммуникации. Ум призван исполнить эту работу, но прежде всего осуществляется действие этого ума, горячо увлекшегося и стремящегося увлечь другие умы столь же страстными средствами. Обратить в свою веру.

Фаза 77 (17°Близнецов). Голова крепкого юноши превращается в голову зрелого мыслителя.

Ключ: трансформация физической витальности в способность стро­ить понятия и интеллектуальные формулировки, посредством которых можно передавать знания.

Если в предыдущем символе мы видели взрывчатое высвобождение импульсов, порожденных новым пониманием правого и неправого -"женский" способ, управляемый чувствами, - то теперь мы находимся перед картиной спокойного и постепенного превращения биологичес­кой энергии в силу ума, что может быть символически истолковано как "мужской" способ. Символизм может показаться несколько устарев­шим, но два контрастирующих подхода к передаче нового опыта оче­видны, как бы ни пересимволизировать их.

На второй стадии 16-ой ПП, как всегда контрастирующей первой, мы видим трансформацию эмоций в ум, инстинктов в мысль - процесс ментальной трансформации.

Фаза 78 (18° Близнецов). Два китайца разговаривают по-китайски в американском городе.

Ключ: необходимость для ума сохранять независимость от физичес­кого окружения, чтобы сосредоточиться на собственных проблемах.

Человек, вступивший в новую сферу деятельности, обычно чувству­ет себя отчужденным от социального окружения. В некотором смысле он живет " в мире" (мире обычных людей, привязанных к обычным зем­ным и биологическим целям), но не "от мира". Обычно они ищут товарищей, с которыми могли бы "говорить на одном языке". Это может быть "старый" язык - язык скорее мудрости, чем знание. Китайская культура много древнее, чем культура американцев, жадными толпами наводняющих города.

Третья стадия 16-ой ПП обнаруживает, что может произойти, когда индивидуум развил новые способности опыта, дающие ему доступ к об­ширному резервуару планетарного Ума Человечества. Для обычного человека он как бы говорит на иностранном языке. Он переживает изо­ляцию. хотя реально никогда не остается совсем один: то там, то здесь он находит тех, кто может его понять.

Фаза 79 (19° Близнецов). Большая древняя книга, содержащая муд­рость традиции.

Ключ: контакт с всечеловеческим планетарным Умом лежит в ос­нове всякой культурной и личной ментальности.

Оккультная традиция гласит, что все циклические проявления чело­веческого ума имели первичный Источник откровения. Говорится о древних книгах, написанных на специально обработанных листах папи­руса, содержащих символы архетипических процессов, лежащих в осно­ве всего земного существования ("Тайная Доктрина" Блаватской). Счи­тается, что определенные Адепты владеют этими книгами, составляю­щими "экстраоризацию" архетипического знания и мудрости, содержа­щих "идеи-семена", вырастающие в человеческих умах и циклически по­рождающие культуры различного типа.

Эта четвертая стадия открывает нам "технику", посредством кото­рой человеческий ум может раскрыть свою природу и обрести "знание-семя". знание структуры циклических и космических проявлений жизни на нашей планете.

Фаза 80 (20° Близнецов). Современное кафе предлагает изобилие пищи, продуктов разных районов.

Ключ: из одного в надлежащее время возникает Многое. Первичный Источник порождает горный поток, который собирая в себе текущие вниз дождевые воды, <

Наши рекомендации