Егулирование жизненных циклов экономических систем

Решение проблемы регулирования экономических циклов предусматривает множество подходов. Однако, несмотря на то, что при выработке антициклической политики ученые по-разному ее рассматривают, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений:

– неокейнсианскому;

– неоконсервативному, развившемуся на базе классической школы.

Различие этих направлений представлено в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные характеристики антициклической политики

Признаки Неокейнсианство Неоконсерватизм
Ориентация На спрос На предложение
Цель Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика)
Приоритет регулирования 1. Налогово-бюджетная политика 2. Денежно-кредитная политика 1. Денежно-кредитная политика 2. Налогово-бюджетная политика
Оценка роли государства Поощрение Ограничение

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Например, приверженцы первого направления большое внимание уделяют бюджетной (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками). Сторонники неоконсервативных подходов главным считают проблему денег, кредита, денежной массы и ее регулирования, поэтому их основой являются монетаристские теории.

Несмотря на существенные различия, эти концепции основаны на общем понимании следующего факта:

1) государство в состоянии сглаживать циклические колебания;

2) в целях достижения и поддержания экономической стабильности государство должно сглаживать циклические колебания.

Какова же тогда линия поведения государства в преодолении циклических колебаний?

В фазе спада все мероприятия должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики – это снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. Сторонники неокейнсианских взглядов предполагают рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия дополняют бюджетные и способствуют стимулированию совокупного спроса, а в результате и производства. Приверженцы консервативных взглядов больше внимания уделяют налогам. Их снижение ведет к росту деловой активности, но в целом налогово-бюджетную политику они рассматривают как дополнение к кредитно-денежной, которая в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии, направленной на оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время следует проводить политику «дешевых денег», т. е. снижение процентных ставок за выданные ссуды, увеличение кредитных ресурсов банков, что ведет к росту капиталовложений, усилению деловой активности и снижению безработицы. Но не следует забывать, что такая долгосрочная политика может дать и отрицательный результат в виде роста инфляции.

В период подъема (бума)экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения нежелательных последствий для экономики («перегрева») и связанных с ними болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания деловой активности, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов и ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что является результатом некоторого спада экономической активности. В кредитно-денежной политике проводится политика «дорогих денег» – повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. В перспективе сокращение инвестиций и соответственно производства может привести к росту безработицы.

Политику, которую проводит государство в целях сглаживания циклических колебаний, следует охарактеризовать как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических колебаний, должны идти в направлении, противоположном колебаниям экономической конъюнктуры, существующим на данный момент.

В современных условиях возникает ряд новых факторов, которые нужно отметить в связи с осуществлением антициклической политики.

Во-первых, это явление синхронизации экономических циклов, т. е. совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах, что объясняется развитием партнерских связей между регионами, углублением научно-технического сотрудничества и образованием транснациональных корпораций. При проведении антициклического регулирования правительство должно учитывать последнее и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению антициклического регулирования, но и к практически нулевым результатам усилий в данной области.

Во-вторых, следует помнить, что усугублению конъюнктурных колебаний способствуют такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и др. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. п.), можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Контрольные вопросы

1. Назовите различия в фазах жизненного цикла экономических систем на макро- и микроуровнях.

2. Дайте характеристику состояний экономического жизненного цикла организации. Проведите аналогию с концепцией БКГ.

3. Какие направления существуют в теории регулирования жизненных циклов экономических систем?4. Назовите основные характеристики антициклической политики неокейнсианского и неоконсервативного направлений.

5. Какова цель антициклической политики государства в фазе спада и в фазе подъема?

6. В чем заключается основная идея процедуры по синхронизации экономических циклов?

Наши рекомендации