М30. Предпринимательство и менеджмент. Концепция жизненных циклов организации.

Менеджмент (по Файолю) – это процесс прогнозирования, планирования, организации, руководства, координации и контроля. Менеджмент (по Тейлору) – это искусство точно знать, что предстоит сделать, как это сделать самым лучшим и дешевым способом.

Менеджмент – система организации и управления предприятием, раздел экономической науки, изучающий теорию и практику организации и управления производством и реализацией продукции. Главная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой организации. Объектом менеджмента является организация, как социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Предметом менеджмента являются те отношения, которые складываются в организации по поводу использования рыночных механизмов спроса и предложения. Функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Составные части менеджмента: Управление производством, Управление персоналом, Маркетинг, Управление продажами, Финансовый менеджмент, Управление проектами, Стратегический менеджмент, Инновационный менеджмент, Управление инвестициями, Экологический менеджмент, Контроллинг, Управление качеством, Сравнительный менеджмент

В 1725 г. Р.Кантиллон ввел термин предприниматель – человек, берущий на себя риск организации нового дела, разработки новой идеи, нового вида продукции и т.д.

Существуют 2 отличия между менеджером и предпринимателем: 1) менеджер может внести организованность в неструктурированную ситуацию (четко не определены цели и задачи предприятия, должностные полномочия рук-ля) 2) Предприниматель не желает признавать и подчиняться власти.

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия).

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, в отличие от многих других стран, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Формы предпринимательства: Частное, Коллективное, Государственное, Государственно-унитарное.

Виды предпринимательской деятельности: Производственная, Некоммерческая, Коммерческая, Финансовая, Страховая, Аграрная.

Объектом предпринимательства является инновационная (исследования, разработки, нововведения), производственная, торгово-посредническая деятельность. Труд предпринимателя связан с выполнением трех основных функций: 1) творческая (выдвижение и реализация коммерческой идеи, связанной с определенным уровнем риска), 2) ресурсная (мобилизация информационных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов), 3) организационная (соединение ресурсов в оптимальных пропорциях и контроль за их рациональным использованием). Предприниматель в отличие от менеджера преследует собственные интересы, личную выгоду, при этом служит интересам общества, менеджер же работает в интересах организации.

Организация — разновидность социокультурных систем, являющихся человеческими творениями, и в силу этого они не вечны. Как и любой организм, творения рук и ума человеческого рождаются, растут, стареют, умирают, т.е. жизнь их циклична. В теории систем под жизненным циклом понимается период от зарождения системы до ее гибелиСм.: Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. С. 118; Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар, 1995. С. 42..

Одна из самых популярных концепций жизненного цикла организации принадлежит американскому ученому Айзеку (Исааку) Адизесу На основе: Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность // Социологические исследования. 1996. №10. С. 63—70..

В основе выделения стадий (фаз) жизненного цикла организации А. Адизеса — соотношение двух параметров деятельности организации — гибкости и контролируемости. Гибкость — это способность организации адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, а также способность руководства действовать вне жестких рамок, правил и норм. Контролируемость — это степень регламентации деятельности организации и ее членов, а также жесткости механизмов координации и контроля.

М30. Предпринимательство и менеджмент. Концепция жизненных циклов организации. - student2.ru

На графике показано примерное соотношение этих параметров и соответствующие стадии жизненного цикла организации.

Прежде чем характеризовать отдельные стадии жизненного цикла, приведем ряд соображений по поводу данного графика.

Не существует четких индикаторов перехода от одной стадии к другой.

Длительность стадий четко не определяется. В каждой организации она может быть своей. Более того, длительность каждой стадии зависит от актуального уровня развития экономики той или иной страны. Факт то, что рано или поздно организация проходит все эти стадии (но, вполне возможно, не при жизни одного поколения людей).

С достаточной степенью условности стадии жизненного цикла можно сгруппировать в два больших этапа — этап роста и этап старения:

этап роста характеризуется преобладанием гибкости над контролируемостью;

на этапе старения — наоборот, контролируемость преобладает над гибкостью.

В процессе развития на каждой стадии фирма сталкивается с трудностями и проблемами двух типов:

болезни роста, которых практически невозможно избежать и которые могут быть преодолены самой организацией;

организационные патологии, которые трудно излечить собственными силами.

Наши рекомендации