Тема 3. Классификация социально-культурных технологий
Многообразие социокультурных технологий. Обусловленность СКТ формированием и освоением социокультурного пространства. Классификация социально-культурных технологий как система распределения их по определенным признакам и общим закономерностям.
Тема 4. Субъекты влияния социально-культурных технологий
Понятие «субъект социально-культурных технологий» и его многозначимость. Субъект-объектные отношения в системе традиционных СКТ. Основа современных СКТ - субъект-субъектные отношения. Личность как субъект и объект социально-культурных технологий. Семья как традиционный социальный институт; основные группы общественности, социальные общности и творческие объединения; субъекты социального партнёрства. Социально-культурные институты как субъекты социально-культурной деятельности. Классификация социокультурных институтов в зависимости от выполняемых ими социальных функций
Тема 5. Сферы реализации социально-культурных технологий
Сфера как пространство распространения социально-культурных технологий. Сфера досуга и досуговой деятельности. Понятие о досуге и его функциях: рекреационной, компенсаторской, удовлетворения гедонистических потребностей личности, включения личности в культурологический процесс. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации. Сфера профессионального искусства. Виды, типы, жанры профессионального искусства. Цели и задачи профессионального искусства.
Тема 6. Мастерство технолога социально-культурной деятельности
Мастерство как высокопрофессиональное умение эффективно использовать средства и возможности социально-культурной деятельности для создания содержательных и впечатляющих проектов, программ социально-культурной деятельности. Мастерство как владение профессией, трудовой навык, ремесло, как большое умение, искусство в области социально-культурных технологий. Педагогическая и социальная направленность профессии социального технолога. Основные факторы, влияющие на формирование мастерства специалиста в области СКД. Организационно-педагогические, социально-психологические факторы, психолого-педагогические, Субъективные факторы. Значение творческой компоненты в профессиональной деятельности социокультурного технолога. Профессиональное сознание и самосознание специалиста.
Раздел II. Основные компоненты социально-культурных технологий
Тема 7. Диагностика и методы исследования в социально-культурных технологиях
Понятие и исторические корни диагностики. Диагностика социокультурных процессов. Факторы внешней среды социально-культурных исследований: демографические; природно-географические, экономические и экологические; научно-технические, политические; правовые; культурные; социальные. Учреждения и организации микросреды; контактные аудитории, средства массовой информации; финансовые круги; государственные учреждения и их аппарат, общественные организации.
Характеристика методов исследования: методы кабинетных исследований (отчеты, периодические издания, данные справочников, методы полевых исследований), опрос, наблюдение, изучение передового опыта, эксперимент. Выбор объектов исследования. Работа над анкетой, опросным листом, вопросами для интервьюирования.
Диагностика личности. Гуманистическая направленность диагностики. Диагностика способностей личности (творческих, художественных, музыкальных и др.). Диагностика мотиваций и интересов. Диагностика интегративных качеств личности.
Методика изучения социальных групп, общностей, страт. Методика изучения семьи (нравственная направленность семьи, педагогическая культура родителей, семейный опыт, уровень знаний, навыки педагогической деятельности, трудовое воспитание, психологическая коммуникативность семьи, эмоциональные связи, материальная база).
Этапы исследовательского процесса в СКТ. Социально-культурное исследование: постановка проблемы, план исследования, вторичная информация, отбор и накопление информации, выводы, осмысление, предложения, прогноз, технологическая программа.